Содержание материала

ГЛАВА XIX
ТЕХНИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ НА ОКОЛОТКЕ

Для технически правильного и наиболее экономного ведения путевого хозяйства дорожному мастеру и бригадиру необходимо достаточно полно знать состояние хозяйства на своем околотке и отделении. Этому в значительной мере помогает ведение технической документации, отражающей техническую характеристику пути и своевременный учет как происходящих изменений в хозяйстве, так и расходов материальных и денежных средств на его содержание. Отчетность на околотке ведется по установленным формам.

§ 114. УЧЕТ РЕЛЬСОВ И СКРЕПЛЕНИЙ

Рельсовые книги, формы ПУ-2, ведутся на околотке, чтобы иметь полное представление о положении с рельсами, являющимися одним из важнейших элементов верхнего строения пути.
Рельсы, лежащие на главных и приемо-отправочных путях, учитываются позвенно с указанием их типа и длины, а лежащие на остальных станционных или специальных путях, учитываются в целом по каждому такому пути. По стрелочным переводам в рельсовую книгу включаются рамные рельсы, рельсы переводной кривой, остряки, крестовины. При этом в графах «Тип и длина рельсов» делают отметки: «остряк», «крестовина» и т. п. Контррельсы в рельсовую книгу не включаются.
Вертикальный равномерный износ рельса, который указывается в книге, измеряется посредине длины каждого рельса, а боковой износ рельса на расстоянии 13 мм от поверхности катания бандажа по головке. Измерение производится при помощи штангенциркуля.
В случае значительного (более 3 мм) неравномерного по длине бокового износа рабочей грани рельса (например в местах закаленной части конца рельса) величина износа дается дробью: в знаменателе указывается величина наибольшего бокового износа, а в числителе — наименьшего.
При наличии волнообразного смятия или износа рельсов в книгу заносится наибольшая величина его на длине рельса, измеряемая при помощи специальной измерительной тележки или металлической линейки длиной 1 м и мерного клина.

Как правило, износ рельсов (вертикальный, боковой, волнообразный, впадины) проверяют два раза в пять лет — к началу пятилетки и к началу четвертого года пятилетки. На отдельных участках с интенсивным износом рельсов по указанию начальника дистанции такие промеры делают более часто и даже ежегодно.
Сварные рельсы в книгах обозначаются буквой С; например, «50 С» означает, что этот рельс сварной и имеет длину 50 м.
Наплавленные стыки обозначаются буквой Н, которая ставится рядом с указанием величины смятия или провисания стыка. Это отмечается в графе года, в котором была произведена наплавка. Так, например, «ОН» означает, что смятие равно нулю, стык наплавлен.
При одиночной смене рельса на главном или приемо-отправочном пути данные о сменяемом рельсе в верхней строке вычеркивают и записывают данные об уложенном рельсе в нижней строке. При сплошной же смене рельсы записывают в книгу вновь.
Рельсовая книга хранится у дорожного мастера.
Правильность составления и ведения дорожным мастером рельсовой книги проверяется не менее двух раз в год начальником дистанции пути, его заместителем, старшим дорожным мастером или инженером дистанции. О проверке в рельсовой книге делают соответствующую отметку.
Учет дефектных рельсов и накладок дорожным мастером ведется в специальной книге, называемой «Журналом учета дефектных рельсов и накладок, лежащих в главных и приемо-отправочных путях по данным месячных комиссионных осмотров и текущего наблюдения» формы ПУ-2а.
Для учета и анализа причин выхода рельсов из пути по изломам или дефектам составляют «Ведомость учета рельсов, снятых с главных и приемо-отправочных путей по изломам, порокам и повреждениям» формы ПУ-4.
Эта ведомость заполняется дорожным мастером в течение месяца и не позднее 2-го числа следующего месяца представляется начальнику дистанции пути. Последний ежемесячно к 10-му числу представляет начальнику службы пути сводную по дистанции ведомость формы ПУ-4, а начальник службы пути — ежеквартально представляет во Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта сводную по дороге ведомость, но с внесением в нее данных по выходу только из главных путей рельсов типов Р43, Р50, Р65 и Р75 проката последних 10 лет. Это необходимо для анализа и разработки мер по дальнейшему улучшению качества рельсов.
На рельсы же, не выдержавшие условий гарантии, начальник дистанции через службу пути направляет заводу-изготовителю рельсов выписку из ведомости формы ПУ-4 и одновременно предъявляет рекламацию, т. е. требование о возмещении этих рельсов и убытков, связанных с их заменой.
Для установления точного числа рельсов, снятых с главных и станционных путей по изломам и повреждениям, два раза в год на основании представляемых дорожным мастером ведомостей по форме ПО-4 начальником дистанции составляется и представ ляется в службу пути «Отчет о рельсах, снятых с путей вследствие изломов и дефектов», с указанием типов рельсов и рисунков дефектности. В отчет включаются все рельсы, снятые с главных и приемо-отправочных путей из-за изломов и дефектов как в порядке одиночной замены, так и дефектные и остродефектные рельсы, снятые при сплошной смене.
Рельсовые скрепления: стыковые накладки, в том числе изолирующие, подкладки, болты, костыли, шурупы, клиновые и пружинные противоугоны учитываются по «Книге учета скреплений верхнего строения пути» формы ПУ-7. Эту книгу ведет дорожный мастер.
В книге указываются общее наличие скреплений по каждому километру каждого главного пути и в целом по каждому станционному и специальному пути. Кроме того, в книге показывается, какое количество из этого наличия является дефектным и недостача скреплений до нормы. Учет ведется с подразделением скреплений по типам. Книга заполняется один раз в год по состоянию на 1 ноября.

§ 115. УЧЕТ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

Дорожным мастером ведется и «Книга учета стрелочных переводов, лежащих в пути» по форме ПУ-6. В этой книге учитывается каждый стрелочный перевод, лежащий в главном, станционном или специальном пути. При этом указывается номер перевода, его назначение, номер пути, на котором находится стрелочный перевод, конструкция крестовины, ее заводский номер, состояние переводных брусьев.
Для удобства записей при последующих изменениях на каждый стрелочный перевод отводится 3—5 строк.
Для правильного содержания стрелочного перевода, уложенного не по эпюре, в книгу записываются и величины ординат переводной кривой.
Изменения вносятся в книгу в следующих случаях: при замене металлических частей всего стрелочного перевода или отдельных основных частей, при смене переводных брусьев, постановке стрелочных переводов на щебень, очистке щебеночного или замене другого балласта, при наплавке крестовин. Записи в книге проверяют не реже одного раза в год по состоянию на 1 ноября.

§ 116. УЧЕТ ШПАЛ

Учет шпал производится по километрам каждого главного пути и в целом по каждому станционному пути в «Книге учета шпал, лежащих в пути» формы ПУ-5.
В книге указывается общее наличие шпал на километре или станционном пути и число уложенных новых шпал за каждый год, с подразделением на уложенные при замене, при добавлении и при укладке новых путей (при удлинении пути на станции).

Изъятые из пути шпалы учитывают как при их замене, так и при разборке путей.
Шпалы учитывают по роду их пропитки, а также по годам укладки. Последнее позволяет определять возраст шпал, лежащих в пути. Для облегчения учета шпал по годам укладки важно и необходимо, чтобы все шпалы, уложенные и укладываемые в путь, имели клейма года укладки.
При учете шпал по форме ПУ-5 в книге для каждого километра главного пути или каждого станционного пути отводится отдельная страница.
Шпалы осматриваются дорожным мастером совместно с бригадиром пути два раза в год — весной и осенью. По окончании осмотра составляется акт, в котором записываются данные о шпалах применительно к графам книги формы ПУ-5. По данным осеннего осмотра в книгу учета шпал, рассчитанную на 5 лет, ежегодно вносятся дорожным мастером изменения по состоянию на 1 ноября.
Осенние и весенние осмотры шпал позволяют правильно и экономно планировать смену и ремонт их, своевременно определять потребность в новых. О результатах осмотров шпал, лежащих в пути, дорожный мастер сообщает начальнику дистанции пути (по отчетной форме ПО-6). Акты осенних осмотров шпал хранятся в конторе дистанции пути.
Проверка правильности ведения учета шпал, лежащих в пути, а также отбраковки их в негодные и для ремонта производится начальником дистанции пути, его заместителем, старшим дорожным мастером и инженером дистанции.
По результатам проверки в «Книге учета шпал, лежащих в пути» делаются необходимые исправления.
На основе анализа состояния шпального хозяйства, прошедших в нем изменений, и данных о выходе шпал производится разработка и осуществление мер по дальнейшему усилению шпального хозяйства и увеличению срока службы шпал в пути.

§ 117. АКТ О СОСТОЯНИИ И ОЦЕНКЕ ПУТИ И ПУТЕВЫХ УСТРОЙСТВ

Результаты натурной проверки пути и путевых устройств, производимой дорожным мастером вместе с бригадиром пути в конце каждого месяца, заносятся в «Акт о состоянии и оценке пути и путевых устройств» формы ПУ-24. Акт составляется на каждое рабочее отделение, но показатели и оценка в нем даются отдельно по каждому километру главного и в целом по каждому станционному пути. В акте указывают оценку состояния пути по показаниям путеизмерительного вагона или путеизмерительной тележки, приводят данные о наличии еще не смененных остродефектных рельсов и «кустов» негодных шпал в пути подряд по 3 шт. и более, о протяжении пути, требующем разгонки рельсовых зазоров и закрепления от угона.

Учитывая, что исправное действие водоотводных устройств, кюветов, канав, дренажей создает необходимые условия для исправного состояния пути, в акте формы ПУ-24 указывают и протяжение, на котором требуется их очистка.
В акте формы ПУ-24 указывают также число стрелок с неустраненными в срок неисправностями, обнаруженными при месячном или квартальном осмотре, наличие непредусмотренных длительных (свыше 3 суток) предупреждений и допущение в отчетном месяце брака в работе по состоянию пути и путевых устройств.
Акт о состоянии и оценке пути и путевых устройств подписывается бригадиром пути и дорожным мастером. Заключение по нему дает начальник дистанции пути.

§ 118. КНИГИ СДАЧИ ДЕЖУРСТВ ПУТЕВЫМИ ОБХОДЧИКАМИ И ДЕЖУРНЫМИ ПО ПЕРЕЕЗДАМ

Путевые обходчики, как правило, несут круглосуточное дежурство. Поэтому на каждом обходе работает по три постоянных обходчика, не считая подсмены. Путевой обходчик, закончив дежурство, сдает его вступающему, при этом о сдаче дежурства делается запись в «Журнале путеобходчика» (формы ПУ-35). В нем записывают время вступления на дежурство и сдачи его, обнаруженные во время дежурства неисправности пути и путевых устройств с точным указанием места неисправности. Бригадир пути обязан просматривать журнал путевых обходчиков и делать отметки о прочтении записей путевого обходчика и устранении обнаруженных неисправностей. Правильность ведения журнала проверяет дорожный мастер.
На каждом охраняемом железнодорожном переезде дежурство также, как правило, бывает круглосуточным. На каждом переезде имеется «Книга приема и сдачи дежурства» формы ПУ-67. В этой книге дежурный по переезду записывает время вступления на дежурство и замеченные перед вступлением и во время дежурства неисправности переезда и его оборудования.
Бригадир пути, дорожный мастер, а также и начальник дистанции обязаны проверять содержание переезда, правильность несения службы дежурными по переезду. Результаты проверки записываются в ту же книгу формы ПУ-67. В ней же делаются отметки и об устранении неисправностей.

§ 119. ТЕХНИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ДИСТАНЦИИ ПУТИ

Знание технического состояния пути и сооружений необходимо как для правильного планирования путевых работ, так и для своевременного принятия необходимых мер по предупреждению нарушений в движении поездов из-за неисправностей пути.
Техническое состояние путевого хозяйства дистанции отражается в «Техническом паспорте дистанции пути» формы ПУ-1.
Технический паспорт дистанции пути состоит из ряда отдельных таблиц и схем,
В начале паспорта помещают схему дистанции и график ее административного деления с указанием границ околотков, рабочих отделений и путевых обходов (таблица № 1).
Затем в паспорте перечисляются негабаритные места, которые необходимо знать для правильного решения вопроса о пропуске негабаритных грузов. Перечень негабаритных мест позволяет также наметить меры по их ликвидации (таблица № 2).
В таблицах № 3 и 4 паспорта показывают по отдельным участкам протяжение пути на прямых и кривых участках и общую длину площадок и уклонов.
В таблицах № 5 и 6 дается характеристика земляного полотна. Здесь показываются места, имеющие отступления от установленных норм в крутизне откосов, ширине поверху; места, подверженные сплывай, осадкам, водоразмывам, обвалам, а также протяжение пути с балластными корытами и пучинами.
По кюветам, лоткам, нагорным и водоотводным канавам, дренажам, прорезям, штольням в таблицах № 5 и 7 дается общая их длина, протяжение, на котором требуется капитальный ремонт, и график расположения таких устройств на околотке, дистанции.
Такие же сведения помещаются и о шлаковых подушках, подпорных и одевающих стенках.
Протяжение пути с подразделением по числу шпал на километр, по типу рельсов, годам их проката и износу отражается в таблицах № 8 и 9. В таблице № 10 приводятся данные по рельсам, лежащим на станционных и специальных путях.
В таблице № 11 показывают развернутую длину главных, приемо-отправочных, сортировочных, горочных, вытяжных, деповских специальных и прочих путей*.
Техническая характеристика основных элементов верхнего строения пути — рельсов, шпал и балласта по каждому километру главного пути дается в таблице-графике № 12. В ней показывается: износ, возраст, дефектность рельсов, число шпал на километре, род балласта, толщина и загрязненность балластного слоя.
Здесь же приводятся данные о закреплении пути от угона, числе изолирующих накладок и о производившихся путевых работах.
В паспорте приводятся данные и об общем наличии накладок, подкладок, костылей, болтов, шурупов и шайб с указанием недостачи и количества негодных.

* Развернутая длина главных путей — это сумма длин всех главных путей. Эксплуатационная длина — сумма расстояний между осями станций независимо от числа путей, лежащих на общем земляном полотне. Строительная длина — длина отсыпаемого земляного полотна под главные пути; она определяется от начала пункта отсыпки полотна в месте примыкания до конца.

В таблицах № 14 и 15 отражается положение со стрелочными переводами, переводными брусьями и глухими пересечениями. Состояние шпального хозяйства характеризуется в таблицах № 16 и 17. В техническом паспорте приводятся сведения и по искусственным сооружениям (таблицы № 19 и 20), по зданиям дистанции пути (таблицы №21 и 22); в нем имеется схематическая карта с указанием участков заносимых снегом, места расположения снегозащитных насаждений и устройств и размещения снегоуборочных средств (таблицы № 23 и 24).
Данные о путевых и сигнальных знаках, о наличии путевых мастерских и их оборудовании приводятся в таблице № 26.
В таблицах № 25 и 27 помещаются сведения о железнодорожных переездах с подразделением их на охраняемые и неохраняемые, с указанием категорийности каждого переезда, его оборудования автоматическими или механизированными шлагбаумами, сигнализацией, освещением. Кроме того приводятся условия видимости переезда машинистом локомотива и поезда с подходов к переезду водителем подъезжающей машины или подводы; дается характеристика работы переезда числом проходящих за сутки поездов и экипажей.
Все эти сведения позволяют правильно решать вопрос о соответствии оборудования переезда условиям работы.
Технический паспорт дистанции пути составляется в конторе дистанции ежегодно по состоянию на 1 января на основе натурного осмотра и первичной технической документации, получаемой от дорожных мастеров.

§ 120. ХОЗРАСЧЕТ НА ОКОЛОТКЕ

Исправное содержание пути и путевых устройств и обеспечение продолжительных сроков службы всех элементов пути и сооружений с наименьшими затратами рабочей силы и материалов за счет высокой производительности труда и правильного планирования составляет сущность хозяйственного расчета на околотке.
На основе утвержденного производственно-финансового плана дистанции в ее конторе ежемесячно для каждого околотка разрабатывается:

  1. план эксплуатационных расходов по видам путевых работ;
  2. штатное расписание;
  3. технико-производственные показатели работы и состояния путевого хозяйства околотка.

К основным технико-производственным показателям работы околотка относятся: непрерывность и бесперебойность движения поездов с установленными скоростями, оценка состояния пути по ленте вагона-путеизмерителя, закрепление пути от угона, состояние сооружений и земляного полотна.
Для правильной оценки хозяйственной деятельности околотка в дистанциях пути ведутся лицевые счета.
По окончании отчетного месяца, не позднее 2-го числа, дорожный мастер представляет в контору дистанции отчет о выполнении  задания по технико-производственным и финансовым показателям. Если околоток заданные показатели выполнил, то на его лицевой счет переводят всю сумму средств, установленную планом на месяц.
Технико-производственные показатели считаются выполненными на 100% только в том случае, если задание выполнено по каждому показателю. Если же оно хотя бы по одному из показателей оказалось невыполненным, то перевыполнение по другим показателям не учитывается.
Результаты хозрасчетной деятельности околотка ежемесячно рассматриваются коллективом околотка. Дорожные мастера, добившиеся выполнения и перевыполнения заданных технико-производственных и финансовых показателей, представляются на премирование начальнику службы пути. Рабочих и бригадиров пути, систематически перевыполняющих установленные для них задания, дорожный мастер представляет для премирования начальнику дистанции пути.

Вопросы для повторения

  1. Для какой цели служит рельсовая книга и как она ведется?
  2. Какой анализ состояния скреплений и противоугонов можно сделать по форме ПУ-7 и кто ее ведет?
  3. Кем и когда осматриваются шпалы и что записывается в акт и в книгу формы ПУ-5?
  4. Кем составляется акт о состоянии и оценке пути и путевых устройств? Кто дает заключение по этому акту?
  5. Кем и для чего ведутся книги приема и сдачи дежурств? Кто обязан просматривать эти книги?
  6. Какие данные вносятся в технический паспорт дистанции пути?
  7. В чем сущность хозяйственного расчета на околотке и по каким основным показателям дается оценка хозяйственной деятельности?