Содержание материала

ГЛАВА XVII
ЗАЩИТА ПУТИ ОТ СНЕЖНЫХ И ПЕСЧАНЫХ ЗАНОСОВ

§ 105. ДЕЛЕНИЕ УЧАСТКОВ ПУТИ ПО СТЕПЕНИ ЗАНОСИМОСТИ

Железнодорожный транспорт в любое время года, в любую погоду, в том числе и зимой, при снегопадах и метелях должен работать четко и бесперебойно. Для этого необходимо надежно защищать путь от снежных заносов, своевременно пропускать снегоочистители и использовать все другие средства для быстрой уборки снега.
Все участки пути характеризуются следующими двумя признаками :

  1. степенью заносимости, определяемой количеством снега, переносимого через железнодорожный путь ветрами на 1 пог. м пути в наиболее неблагоприятную зиму за расчетный период лет. Обычно расчетный период принимается продолжительностью 10 лет для защиты из щитов и заборов и от 10 до 15 лет для защитных лесонасаждений;
  2. категорией заносимости, зависящей от поперечного профиля земляного полотна.

Участки железнодорожного пути условно делят на четыре степени заносимости:

  1.  особо сильно заносимые,
  2.  сильно заносимые,
  3. среднезаносимые,
  4. слабо заносимые.

Такое деление позволяет правильно выбрать тип и расположение снегозащитных средств для надежного и экономичного ограждения каждого участка.
К особо сильно заносимым относятся места, где количество переносимого снега за зиму составляет более 600 м3 на 1 пог. м пути; к сильно заносимым — соответственно от 400 до 600; к средне- заносимым — от 200 до 400 и к слабо заносимым, — где переносится за зиму не более 200 м3 на 1 пог. м пути.
По условиям заносимости, зависящим от поперечного профиля земляного полотна, участки пути делятся на три категории:

  1. категория — выемки глубиной от 0,4 до 8,5 м, нулевые места, расположенные на косогорах, станционные территории и участки на насыпях с путями в разных уровнях.
  2. категория — мелкие выемки глубиной до 0,4 м и некосогорные нулевые места.
  3. категория — насыпи высотой до 0,65 м на равнине и до 1 м на косогорах.

§ 106. ВИДЫ СНЕГОЗАЩИТЫ

Всесоюзным научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта разработана таблица, в которой определены средства и способы защиты пути от снежных заносов в зависимости от степени заносимости (табл. 69).

Таблица 69
Средства и способы защиты пути от снежных заносов

Наиболее распространенным видом снегозащиты являются переносные щиты. Переносные щиты применяются трех типов. 

На рис. 321 приведен щит II типа. Размеры щитов I и III типов одинаковые— 2000х1500 мм, а II типа — 2000 χ 2 000 мм. Площадь просветов в щитах I типа — 47%, II — 43% и III — 37%. Остальные различия заключаются в размерах щитопланки и некоторых других деталях.
На рис. 322 показан щит с увеличенными просветами в нижней части щита, который дает очень хорошие результаты по задержанию снега.
Переносными щитами в первую очередь ограждаются заносимые места I категории, во вторую — II категории и в третью —  III категории.

Рис. 321. Переносный щит II типа

Из всех видов снегозащиты наиболее экономичными, долговечными и надежными являются лесонасаждения.
Защитные лесонасаждения создаются на всем протяжении заносимых участков, параллельно железнодорожным путям. Посадки производятся на расстоянии не ближе 20 м и не далее 50 м от бровки откоса земляного полотна по специальным проектам. Породы деревьев и кустарников подбирают с учетом рода почвы, климата, силы и направления ветров.
Полосы защитных лесонасаждений перекрывают все протяжение заносимых выемок и нулевых мест и заканчиваются у насыпей высотой 2 м. В этом случае лесонасаждения предохраняют заносимые участки пути от снежных заносов как при перпендикулярных к пути, так и при косых метелево-поземковых ветрах.

Перед молодыми, не вступившими в работу посадками необходимо выставлять щитовую линию со стороны поля, а в ряде случаев и в разрывах между полосами. Щиты устанавливают перед посадками на таком расстоянии, чтобы при их перестановках вершина собираемого вала не ложилась на полевую часть молодых насаждений. Для этого их следует устанавливать не ближе 20 м к крайнему ряду посадок.
Еловые и лиственные посадки при их недостаточной снегосборности, а также старые еловые изгороди, расположенные близко к пути и не обеспечивающие путь от заносов, дополняют щитовой линией со стороны поля на расстоянии 30—50 м от посадок.
В местах, где лесонасаждения не посажены, или там, где они не произрастают, а также в стесненных местах — в черте городов и других населенных пунктов, для ограждения пути устраивают постоянные снегозащитные заборы или устанавливают переносные щиты.


Рис. 322. Щит с увеличенными просветами

Рис. 323. Постоянный снегозащитный забор высотой 4,2 м

Постоянные снегозащитные заборы широко применяются в районах с солончаковыми почвами, где отсутствует растительность, а также для ограждения станций. Их строят параллельно пути на расстоянии от бровки откоса выемки, а на нулевых местах — от бровки полотна пути, равном 12,5—15-кратной высоте забора при площади просветов от 35 до 45%.
Постоянные заборы в зависимости от степени заносимости делают высотой от 3 до 7 м по индивидуальным проектам. Для устройства заборов применяют дерево, но может быть использован и железобетон.
Деревянные постоянные снегозащитные заборы применяют на железных дорогах СССР с 1936 г. В настоящее время имеется четыре типа таких заборов с площадью просветов 35—50%. Столбы устанавливают друг от друга на расстоянии 3,25 м и усиливают двусторонними подкосами. К прогонам прикрепляют вертикальную обшивку из досок толщиной 18—22 мм.
Для железных дорог в Европейской части СССР рекомендуется устраивать заборы высотой 4,2 м (рис. 323); для сильно заносимых дорог Приволжья — высотой 5,2 м, для дорог Урало-Сибири — высотой 6,2 и 6,7 м. Чтобы определить необходимую высоту забора, можно пользоваться данными о числе перестановок в таких местах переносных щитов за зиму. При четырех перестановках щитов высота забора назначается в 4,2 м, при пяти-шести перестановках — соответственно в 5,2 м, при семи-восьми перестановках — 6,2 м, а при девяти перестановках высота забора должна быть равна 6,7 м.
Площадь просветов в обшивке заборов следует принимать:

Рис. 324. Схема установки надоткосных щитов

На открытой местности, где господствуют ветры постоянного направления и большой скорости, рекомендуется устанавливать надоткосные щиты. При установке их, как показано на рис. 324, под щитами образуется сильная струя воздуха, которая подхватывает снежинки и уносит на противоположную сторону выемки.
Целям ограждения от снега, кроме указанных выше средств, служат естественные леса.