Содержание материала

§ 2. УПРАВЛЕНИЕ ПУТЕВЫМ ХОЗЯЙСТВОМ НА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГАХ СССР И ЕГО СТРУКТУРА
Всеми отраслями путевого хозяйства руководит Главное управление пути и сооружений Министерства путей сообщения. В состав Главного управления входят: Управление зданий и сооружений, отделы — технический, механизации, инженерных сооружений, два производственных отдела дорог Запада и Востока, карьерного хозяйства, планово-аналитический, кадров, труда и заработной платы, гидрометеорологии, шпального хозяйства, материально-технического снабжения, защитных лесонасаждений и снегоборьбы. Кроме того, в подчинении Главного управления имеется ряд специализированных трестов и управлений.
Схема основных подразделений путевого хозяйства приведена на рис. 3.
На железной дороге руководство путевым хозяйством, включая содержание и ремонт пути, осуществляется службой пути во главе с начальником службы (сокращенно П). Непосредственно содержание и частично ремонт пути осуществляются дистанциями пути под руководством начальника дистанции (ПЧ). Дистанции пути подразделяются на околотки, возглавляемые дорожными мастерами (ПД); околотки в свою очередь делятся на рабочие отделения, руководимые бригадирами пути (ПДБ). Основная задача этих подразделений сводится к обеспечению бесперебойного и безопасного движения поездов с установленными скоростями. Для быстрого оперативного сношения с околотками, рабочими отделениями и станциями дистанции пути оборудуются линейно-путевой связью.
Для выполнения ремонта пути и других капитальных работ на дистанциях создаются путевые ремонтные колонны.
Большие объемы ремонтных работ выполняют частично путевые дорожные машинные станции (ПДМС), а в основном путевые машинные станции (ПМС).
Путевые машинные станции являются передвижными производственными организациями, имеющими в своем составе несколько колонн рабочих, машины и механизмы. Рабочие ПМС живут в благоустроенных вагонах. Для семей работников ПМС строятся специальные жилые городки.
Работу нескольких путевых машинных станций организует контора руководителя работ (НРУ); на обязанности работников этой конторы лежит заключение договоров с дорогами, обеспечение ПМС материалами, контроль за повышением качества ремонта и удешевлением стоимости работ.
Путевые машинные станции и конторы руководителей работ объединены во Всесоюзный трест по реконструкции железнодорожных путей (Рекпуть).
Сварку новых и старогодных рельсов производят рельсосварочные поезда (РСП), а ремонт путевых машин и механизмов и изготовление инструмента и инвентаря — путевые ремонтно-механические заводы (ПРМЗ).
Ремонт искусственных сооружений, а также строительство небольших мостов и труб выполняются мостовыми поездами (МП) и строительно-монтажными конторами (СМК). Эти организации объединяет трест «Мосторемтоннель».
Разработка новых машин и механизмов, а также конструкций железнодорожного пути ведется в проектно-конструкторском бюро (ПКБ).

Схема основных подразделений путевого хозяйства
Рис. 3. Схема основных подразделений путевого хозяйства

Железные дороги нуждаются в большем количестве балластных материалов — щебне, гравии, песке, ракушечнике. Эти материалы добываются в карьерах.
В пределах каждой железной дороги находится несколько балластных карьеров. Они нужны как путевому хозяйству для замены загрязненного балласта в пути, так и другим хозяйствам дороги для строительства и других целей.
Балластные карьеры располагают механизмами для добычи балласта и его погрузки на подвижной состав. Они имеют необходимое путевое развитие и ветвь, присоединяющую пути карьера к станции.
Различают песчаные и каменные карьеры. В каменных карьерах добывают камень, который затем на щебеночных заводах превращается в щебень. Щебеночные заводы оснащены дробильными машинами, транспортерами, грохотами и бункерами для погрузки щебня.
Для удовлетворения потребностей дистанций пути в пропитанных шпалах на дорогах имеются шпалопропиточные заводы.
В ведении начальников дистанций имеются средства контроля за состоянием пути — путеизмерительные тележки и рельсовые дефектоскопы.   
Начальник службы пути для контроля располагает путеизмерительным и дефектоскопным вагонами.
На отдельных дорогах созданы путевые дорожные мастерские (ПДМ). В них ремонтируются путевые машины, изготовляются отдельные детали стрелочных переводов, путевой инструмент, путевые знаки.
На дистанциях пути имеются дистанционные механические мастерские, в которых ремонтируют мелкие механизмы, путевой инструмент и инвентарь и выполняют другие работы.
В дистанционной мастерской, кроме кузнечного, слесарного и механического цехов, имеется также столярный цех, где изготовляются детали для ремонта производственных, служебных и жилых зданий, а также простейшая мебель.
Управление зданий и сооружений (ЦГС) руководит службами зданий и сооружений (НГС), которые на дорогах являются самостоятельными и не входят в службы пути дорог.

Службы пути дорог имеют в своем ведении здания, обслуживаемые непосредственно дистанциями пути. Каждая дистанция располагает значительным количеством служебных, производственных и жилых зданий. К служебным относятся здания: конторы дистанций, табельные околотков, кладовые дорожных мастеров и бригадиров пути. В кладовых хранится путевой инструмент, сигналы и другой инвентарь. К производственным зданиям относятся мастерские и гаражи. В гаражах, которые обычно находятся при дистанционных мастерских, стоят автомашины и автодрезины, которые здесь же ремонтируются. Кроме того, на околотках механизированных дистанций должны быть гаражи для хранения передвижных электростанций, электроисполнительного инструмента, компрессоров, автодрезин, автомашин и других механизмов.
Линейно-путевые жилые здания располагаются в месте нахождения контор дистанций, на околотках и рабочих отделениях вблизи от железной дороги для возможности быстрого вызова в любое время суток работников пути.
Все путевые здания обычно равномерно распределяются на протяжении дистанции, в том числе и на перегонах.
Для ремонта жилых и служебных зданий на дистанции пути организуется специальная бригада. Этой бригадой, в составе которой должны быть плотники, каменщики и другие квалифицированные рабочие, руководит смотритель зданий.
В настоящее время на вновь сооружаемых линиях и при строительстве на эксплуатируемых железных дорогах путевые здания размещают группами в определенных местах, чаще всего на станциях, что дает возможность улучшить бытовое и культурное обслуживание работников путевого хозяйства.

Вопросы для повторения

  1. Как построена структура управления путевым хозяйством?
  2. Какие заводы и мастерские находятся в системе путевого хозяйства и какую продукцию выпускают эти предприятия?
  3. Какое назначение путевых машинных станций?