Содержание материала

На дистанциях пути для правильной расстановки средств снегозащиты составляют план. Этот план делают в виде схемы, на которую наносят участки по категориям заносимости и расположение снегозащитных средств в масштабе по длине 1 :20 000 (5 см — 1 км) и 1 :2 000 (1 см = 20 м).
Таблица 70
Сроки окончания ремонта и изготовления снегозащитных средств

Примечание. К дорогам I группы относятся все дороги Дальнего Востока, Урала, Сибири, а также Кировская, Печорская и Северная, к дорогам II группы — все остальные дороги сети.

Министерством путей сообщения установлены сроки ремонта и изготовления снегозащитных средств, приведенные в табл. 70.
Ограждение заносимых участков железных дорог щитами и постоянными заборами производится с одной или с двух сторон в зависимости от направления ветров. Иногда снеговые щиты устанавливают не только параллельно, но и под углом к пути (косые и поперечные ряды). Такая установка снегозащитных средств вызывается изменчивостью направления ветров.
Обычно на слабо заносимых участках переносные щиты устанавливают в один ряд, а при необходимости увеличения снегосборности — в два ряда, причем второй ряд располагают на расстоянии 50—60 м от первого в сторону поля.
Щитовые линии устанавливают на таком расстоянии от пути, чтобы конец снегового вала к концу зимы не доходил до пути. Для стандартных снеговых щитов это расстояние принимают равным 30—50 м, иногда его увеличивают в зависимости от степени заносимости и местных условий.
Щитовой линией закрывают также все разрывы между отдельными зданиями на станциях. Однако в таких местах целесообразно построить постоянные снегозащитные заборы или посадить лесозащиту.

Рис. 325. Установка щитов у переездов: а — отвод щитовой линии; б — установка второго ряда щитов

 На переездах линию щитов разрывают и отводят в сторону (рис. 325, а) или против переезда устанавливают второй ряд щитов (рис. 325, б).

Рис. 326. Перестановка щитов на верх снежного вала

Щитовые снегозащитные линии полностью перекрывают все протяжение заносимых мест (выемок и нулевых мест), концы их отводятся в сторону пути и в сторону поля. Отвод в сторону пути заканчивают на расстоянии не ближе 10 м от крайнего пути при наличии насыпи высотой 2 м и не ближе 20 м, когда отвод подходит к насыпи высотой менее 2 м. Когда направление господствующих ветров косое, отвод в сторону пути делают под углом 45°,  а в сторону поля — под углом около 30° и дополняют косыми рядами.
Вторые (полевые) ряды из щитов в двухрядных ограждениях устанавливают параллельно первым рядам, но без устройства отводов на концах.
Снеговые колья на участках I и II категории устанавливают заранее в заготовленные отверстия диаметром 7—7,5 см и глубиной 40—60 см. Привязывание щитов к кольям делают с полевой стороны в верхних углах накрест.
На участках со скальными грунтами разрешается производить установку щитов в козлы.
На заносимых местах III категории щиты устанавливают прямо в снег без кольев.
Чтобы увеличить снегосборность щитовой линии, снеговые щиты устанавливают с просветом от земли в 25—30 см.
Когда снежный вал у щитов будет равен 2/3 высоты щита, нужно срезать вершину этого вала по всей его длине, снег распланировать. В этом случае щиты могут работать до тех пор, пока вновь не будут заработаны на 2/3 высоты щита, после чего их переставляют.
Первую перестановку щитов делают в сторону поля на расстояние 20 — 30 м. Когда высота нового снежного отложения опять достигнет 2/3 высоты щита, их переставляют на верх снежного вала в сторону пути (рис. 326). При этом щиты устанавливают в отрытые канавы глубиной 25 см и приваливают на высоту до 20 см снегом.