Содержание материала

§ 69. ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ПУТИ НА ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫХ УЧАСТКАХ И УЧАСТКАХ С АВТОБЛОКИРОВКОЙ
На участках с автоблокировкой и с электрической тягой поездов рельсовые нити используют как проводники электрического тока. Поэтому на таких участках рельсы между собой соединяют специальными соединителями, которые облегчают прохождение тока через стыки.
На линиях с автоблокировкой на каждом блок-участке обе рельсовые нити входят в одну замкнутую цепь, которая изолируется от такой же замкнутой цепи смежного блок-участка. Для этого на границах блок- участков устраивают изолирующие рельсовые стыки. Такие стыки даже при наличии металлических накладок не должны пропускать электрический ток.

Рис. 217. Электрическая цепь между изолирующими стыками: 1 — источник тока; 2 — реостат; 3 — реле; 4 — путевые рельсы; 5 — изолирующие стыки

На участках с автоблокировкой в электрическую цепь между двумя изолирующими путевыми стыками входят: источник тока с реостатом для регулировки напряжения, путевое реле, рельсы с соединителями в стыках и кабели, соединяющие рельсы с реле и источником питания (рис. 217). Присоединение рельсов к источнику питания и путевому реле осуществляется через кабельную стойку, устанавливаемую на расстоянии 150 мм от концов шпал против шпального ящика. Кабельные стойки устанавливают так, чтобы их верх был ниже головок рельсов не менее чем на 50 мм. Рельсы на электрифицированных участках служат для пропуска обратного тока. Изолирующий стык является для него препятствием. Поэтому на электрифицированных линиях с автоблокировкой для пропуска электротягового тока через изолирующие стыки устанавливают специальные устройства, называемые путевыми дросселями. Путевые дроссели, пропуская постоянный электротяговый ток, в то же время являются препятствием для переменного тока автоблокировки. Устройство путевых дросселей показано на рис. 218.
Катушки путевых дросселей помещают посредине колеи или вне ее, в чугунных ящиках. Концы обмоток дроссельных катушек присоединяют к башмакам, к которым также присоединяют медные тросы, подводящие ток от рельсов. Дроссельные устройства располагают с обеих сторон изолирующего стыка и соединяют их медным проводом, называемым нулевым.
Медные тросы присоединяют к рельсам посредством штепселя и пульки; однако возможно и болтовое прикрепление (рис. 219). Медные тросы сверху должны быть прикрыты.

Рис. 218. Дроссельные устройства

На двухпутных участках для большей надежности нулевые провода дросселей соединяют между собой.
На участках автоблокировки с электрической тягой перемычки от кабельных стоек присоединяются к выводным башмакам путевых дросселей.
На станциях для тягового тока применяют однониточную рельсовую цепь. Переход с двухниточной рельсовой цепи на однониточную делают у входного светофора. В таких местах укладывают косые соединительные провода для передачи тока с одной рельсовой нити на другую (рис. 220). Для большей надежности рельсовые токопроводящие нити на станции двух смежных путей соединяют между собой уравнительными проводами (джемперами). Путевой дроссель у изолирующего стыка устанавливается только со стороны перегона. От дросселя нулевой провод присоединяют к рельсовой нити, по которой пропускается тяговый ток.

Рис. 219. Болтовое прикрепление троса к рельсу

При электрической централизации стрелок изолированные участки электрических цепей устраиваются так же, как и при автоблокировке. Первую пару изолирующих стыков устанавливают не ближе одного рельсового звена от стрелочного перевода. Позади крестовины изолирующие стыки делают по каждому из сходящихся путей на расстоянии 3,5—5 м от места нормальной установки предельного столбика. Предельный же столбик переносят и устанавливают на расстоянии 1 м от изолирующих стыков со стороны крестовины. Еще одну пару изолирующих стыков устраивают на прямом пути между стрелкой и крестовиной. Около изолирующего стыка укладывают междупутный соединительный провод.
Корень остряка и примыкающий к нему рельс соединяют стальными джемперами. Крестовину и лежащие за ней рельсы для лучшего контакта также соединяют джемперами.
Для предупреждения прохода тока по сквозным металлическим полосам их разрезают, а затем скрепляют уголками с укладкой между ними изоляции (рис. 221). С этой же целью в серьгах остряков, к которым примыкает соединительная тяга, также укладывают изоляцию. На рис. 222 показана изоляция гарнитуры стрелочного перевода от подошвы рамного рельса.

На участках с электрической тягой поездов все металлические конструкции заземляются. Заземление осуществляется присоединением их при помощи проводов к путевому рельсу, по которому проходит обратный ток.
Текущее содержание путевых устройств автоблокировки и электрической тяги поездов заключается в постоянном наблюдении за их состоянием и в предупреждении нарушения их работы. При выполнении путевых работ надо принимать меры против повреждения устройств автоблокировки и электрической тяги поездов. 
Изоляция сквозной металлической полосы на стрелочном переводе
Рис. 221. Изоляция сквозной металлической полосы на стрелочном переводе:
1 и 2 — фибровые прокладки; 3 — фибровая втулка

Исправная работа автоблокировки зависит от исправной работы рельсовых соединителей и изолирующих стыков. Для исправной работы рельсовых соединителей необходимо, чтобы они были всегда целыми и своими штепселями плотно входили в отверстия в шейках рельсов. Для предупреждения изломов их следует плотно прижимать к рельсу при помощи клипс. После смены накладок, болтов и других работ, при которых приходится снимать клипсы, надо соединители и клипсы всегда ставить на свои места и одновременно проверять плотность соединения с рельсом штепселя соединителя.
Для исправной работы изолирующих стыков необходимо:

  1. не допускать угона пути;
  2. следить за целостью фибровых прокладок и по мере необходимости заменять их;
  3. срубать заусеницы, образующиеся на концах рельсов;
  4. убирать грязь из-под подошвы рельсов и следить, чтобы просвет между подошвой рельса и поверхностью балластного слоя всегда был не меньше 30 мм,
  5. обеспечить хороший отвод воды из балластной призмы и с ее поверхности;
  6. все работы, связанные с нарушением показаний автоблокировки, производить только в присутствии работников сигнализации и связи.


Рис. 222. Изоляция гарнитуры стрелочного перевода:
1 и 3 — фибровые прокладки; 2— фибровая втулка

У изолирующих стыков рельсовые зазоры не должны быть меньше 5 и больше 8 мм. Чтобы выполнить это требование, рельсовые звенья, примыкающие к изолирующему стыку, усиленно закрепляют от угона установкой дополнительно по одной паре клиновых или 3—4 пар пружинных противоугонов.
На участках с автоблокировкой при измерении ширины колеи пользуются шаблоном с изоляцией. Пользование шаблоном без изоляции, а также путевыми вагончиками, одноосными тележками, съемными дрезинами с неизолированными осями запрещено.
На электрифицированных участках для предупреждения утечки тока укладывают шпалы и брусья, пропитанные только масляными антисептиками; с поверхности балластной призмы и со шпал систематически убирают грязь и шлак; следят за тем, чтобы между подошвой рельса и балластом был всегда просвет в 3 см; не допускают приварки к рельсам проводов, кроме стыковых соединителей и отсасывающих джемперов; оторвавшиеся соединители заменяют или приваривают.
При подъемке пути, особенно под путепроводами и в тоннелях, нельзя нарушать габаритное расстояние от рельса до контактного провода.

Вопросы для повторения

  1. В чем заключается главная задача текущего содержания пути?
  2. Как организуется работа бригады по полумесячному графику?
  3. Какие работы относятся к предупредительным, неотложным, внезапным?
  4. Как организуется работа бригад на механизированном околотке?
  5. Какие основные работы выполняются бригадами по текущему содержанию весной, летом, осенью, зимой?
  6. В чем сущность кольцевого графика?
  7. Какие последствия вызывает угон пути и как их можно избежать?
  8. Что надо делать для предупреждения уширения и сужения колеи? Что надо делать для предупреждения толчков, перекосов и просадок пути?
  9. Как организовать уход за рельсами, шпалами, балластным слоем, чтобы они дольше работали в пути?
  10. Какие вы знаете дефекты рельсов и способы их выявления?
  11. На какие группы делятся старогодные рельсы?
  12. Какие дополнительные путевые устройства имеются на участках с автоблокировкой и электрической тягой и в чем заключается их содержание?