Содержание материала

§ 109. ПРИЧИНЫ ПЕСЧАНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ НА ПУТИ

Песчаные отложения на пути наблюдаются на дорогах, проходящих через районы сыпучих песков. Частицы песка, подобно снегу, переносятся ветром и откладываются у препятствий и в пониженных местах.
На насыпях песок сначала откладывается у подошвы откосов, а затем, сильно уположив откосы, силой ветра заносится на путь (рис. 330).
В выемках приносимый ветропесчаным потоком песок откладывается на откосах со стороны направления ветра, затем после их уположения засыпает путь.
В районах, где имеются песчаные бугры (барханы), под действием ветра происходит их перемещение в сторону господствующего направления ветра, что также создает серьезную угрозу заноса пути.
Всевозможные препятствия, в том числе и путевые здания, могут вызвать отложение песка.

В период песчаных буранов эти здания и сооружения создают препятствие свободному переносу песка, в результате чего около них происходит отложение больших песчаных масс. 

Рис. 330. Песчаный занос


Рис. 331. Дома, занесенные и разрушенные песком

Сами здания и сооружения в результате этого выходят из строя, чем наносится огромный ущерб (рис. 331). В дальнейшем из-за скопившихся у зданий масс песка происходят песчаные отложения непосредственно на пути.
Неправильное производство работ по расчистке песчаных заносов может быть причиной нового песчаного заноса. При очистке  стрелочных переводов и пути нельзя сбрасывать песок на наветренную сторону, так как при буране он снова попадет на путь. Нужно всегда помнить об этом элементарном правиле.

§ 110. ЗАЩИТА ПУТИ ОТ ПЕСЧАНЫХ ЗАНОСОВ

Для правильного выбора способа защиты пути от песчаных заносов необходимо прежде всего изучить особенности данного района, силу и преимущественное направление ветра, формы песчаного рельефа и подвижность песков.
Песчаные валы, возникшие в непосредственной близости от пути, отодвигают от железнодорожного полотна при помощи щитов, используя силу ветра. Способы ликвидации песчаных валов при помощи средств механизации являются очень трудоемкими и дорогостоящими.

Рис. 332. Живая защита

Полезной также является, после отодвижки песчаных валов, планировка местности и подходов к железнодорожному полотну. Но планировка также очень трудоемкая работа и ее следует производить только в наиболее опасных местах.
Установка щитов является временной мерой; она применяется для задержания песков на большом расстоянии от пути для предохранения посевов трав и посадок кустарников от выдувания и засыпания песком. Когда живая защита вступает в работу, решетчатые щиты становятся ненужными.
Закрепление песков растительностью является наиболее эффективным методом борьбы с песчаными заносами. Живая защита (рис. 332) не только выполняет свою основную роль — защиту пути от песка, но и создает приятный для глаз пассажиров пейзаж, укрепляет почву, экономит большое количество лесных и других материалов, а также рабочую силу.
Однако растения в песчаной местности вследствие тяжелых климатических условий очень трудно приживаются; для их выращивания нужны знания и упорный труд.
Основными видами растений, которые применяются для закрепления песков и создания живой защиты, являются: саксаул (дерево диаметром до 30 см), черкез (кустарник толщиной 20—23 см)·, песчаная акация (дерево такой же толщины, как и саксаул); вяз мелколистный, лох; кустарниковые растения: джузгуны, шелюга, гребенщики, травянистые растения: еляк-илак, селин, песчаный овес, кумарчики, чагер и др., а там, где более благоприятные лесорастительные условия, можно применять акацию белую и жимолость татарскую.
Перед началом посева семян следует предварительно или, в крайнем случае, одновременно закрепить пески на всей площади, выделенной для посева.
Закрепление песков можно произвести установкой различного типа щитов, изготовляемых из камыша, хвороста, соломы и щитопланки, устилочными защитами, покрытием битумной эмульсией и проведением других мероприятий, которые могут задержать пески.
Щиты, применяемые для этой цели на Ташкентской дороге, имеют высоту наземной части 70 см; их ставят перпендикулярно направлению господствующего ветра. Расстояние между рядами щитов зависит от количества приносимого песка.
На Астраханской линии и на Ашхабадской ж. д. применяют щиты высотой наземной части 25—30 см с расстоянием между рядами 2—3 м.
Кроме того, на дорогах Средней Азии применяют скрытые защиты. Они представляют собой ряды тростника или других трав высотой 20—25 см, закопанных в песок до уровня его поверхности или выше на 5 см. Ряды устраивают на расстоянии 1 м друг от друга.
Сплошные устилочные защиты применяют очень редко, так как они требуют большого количества материалов, денежных средств и расхода рабочей силы. Чаще устраивают устилочно-рядовые параллельные защиты; при этом пучки трав укладывают на песок рядами через 4—6 м и присыпают песком, оставляя концы пучков травы свободными.
Покрытие песка битумной эмульсией также временно предохраняет растения от выдувания. На 1 м2 требуется 100—150 г эмульсии, или 1,0—1,5 m битума на площадь в 1 га. Расход рабочей силы на покрытие битумной эмульсией песка небольшой.
Для закрепления песков растительностью на дорогах организуются специальные питомники по заготовке семян и посадочного материала.

Вопросы для повторения

  1. Чем определяется степень заносимости того или иного участка пути? Какие применяются средства и способы защиты при различных степенях заносимости?
  2. Чем определяется очередность ограждения участков пути от заносов?
  3. Какова конструкция переносных щитов, постоянных заборов?
  4. Как располагают снегозащитные лесонасаждения?
  5. Как правильно оградить путь? Когда устанавливается двойной ряд щитов? Как устраивают щитовую линию у переездов?
  6. Какими средствами механизации по расчистке снежных заносов и уборке снега располагают железные дороги?
  7. Что предусматривается в плане организации работ по предупреждению снежных заносов на станции?
  8. В каких условиях дороги подвергаются песчаным заносам?
  9. Какие применяют меры по предохранению пути от песчаных заносов?