§ 109. ПРИЧИНЫ ПЕСЧАНЫХ ОТЛОЖЕНИЙ НА ПУТИ
Песчаные отложения на пути наблюдаются на дорогах, проходящих через районы сыпучих песков. Частицы песка, подобно снегу, переносятся ветром и откладываются у препятствий и в пониженных местах.
На насыпях песок сначала откладывается у подошвы откосов, а затем, сильно уположив откосы, силой ветра заносится на путь (рис. 330).
В выемках приносимый ветропесчаным потоком песок откладывается на откосах со стороны направления ветра, затем после их уположения засыпает путь.
В районах, где имеются песчаные бугры (барханы), под действием ветра происходит их перемещение в сторону господствующего направления ветра, что также создает серьезную угрозу заноса пути.
Всевозможные препятствия, в том числе и путевые здания, могут вызвать отложение песка.
В период песчаных буранов эти здания и сооружения создают препятствие свободному переносу песка, в результате чего около них происходит отложение больших песчаных масс.
Рис. 330. Песчаный занос
Рис. 331. Дома, занесенные и разрушенные песком
Сами здания и сооружения в результате этого выходят из строя, чем наносится огромный ущерб (рис. 331). В дальнейшем из-за скопившихся у зданий масс песка происходят песчаные отложения непосредственно на пути.
Неправильное производство работ по расчистке песчаных заносов может быть причиной нового песчаного заноса. При очистке стрелочных переводов и пути нельзя сбрасывать песок на наветренную сторону, так как при буране он снова попадет на путь. Нужно всегда помнить об этом элементарном правиле.
§ 110. ЗАЩИТА ПУТИ ОТ ПЕСЧАНЫХ ЗАНОСОВ
Для правильного выбора способа защиты пути от песчаных заносов необходимо прежде всего изучить особенности данного района, силу и преимущественное направление ветра, формы песчаного рельефа и подвижность песков.
Песчаные валы, возникшие в непосредственной близости от пути, отодвигают от железнодорожного полотна при помощи щитов, используя силу ветра. Способы ликвидации песчаных валов при помощи средств механизации являются очень трудоемкими и дорогостоящими.
Рис. 332. Живая защита
Полезной также является, после отодвижки песчаных валов, планировка местности и подходов к железнодорожному полотну. Но планировка также очень трудоемкая работа и ее следует производить только в наиболее опасных местах.
Установка щитов является временной мерой; она применяется для задержания песков на большом расстоянии от пути для предохранения посевов трав и посадок кустарников от выдувания и засыпания песком. Когда живая защита вступает в работу, решетчатые щиты становятся ненужными.
Закрепление песков растительностью является наиболее эффективным методом борьбы с песчаными заносами. Живая защита (рис. 332) не только выполняет свою основную роль — защиту пути от песка, но и создает приятный для глаз пассажиров пейзаж, укрепляет почву, экономит большое количество лесных и других материалов, а также рабочую силу.
Однако растения в песчаной местности вследствие тяжелых климатических условий очень трудно приживаются; для их выращивания нужны знания и упорный труд.
Основными видами растений, которые применяются для закрепления песков и создания живой защиты, являются: саксаул (дерево диаметром до 30 см), черкез (кустарник толщиной 20—23 см)·, песчаная акация (дерево такой же толщины, как и саксаул); вяз мелколистный, лох; кустарниковые растения: джузгуны, шелюга, гребенщики, травянистые растения: еляк-илак, селин, песчаный овес, кумарчики, чагер и др., а там, где более благоприятные лесорастительные условия, можно применять акацию белую и жимолость татарскую.
Перед началом посева семян следует предварительно или, в крайнем случае, одновременно закрепить пески на всей площади, выделенной для посева.
Закрепление песков можно произвести установкой различного типа щитов, изготовляемых из камыша, хвороста, соломы и щитопланки, устилочными защитами, покрытием битумной эмульсией и проведением других мероприятий, которые могут задержать пески.
Щиты, применяемые для этой цели на Ташкентской дороге, имеют высоту наземной части 70 см; их ставят перпендикулярно направлению господствующего ветра. Расстояние между рядами щитов зависит от количества приносимого песка.
На Астраханской линии и на Ашхабадской ж. д. применяют щиты высотой наземной части 25—30 см с расстоянием между рядами 2—3 м.
Кроме того, на дорогах Средней Азии применяют скрытые защиты. Они представляют собой ряды тростника или других трав высотой 20—25 см, закопанных в песок до уровня его поверхности или выше на 5 см. Ряды устраивают на расстоянии 1 м друг от друга.
Сплошные устилочные защиты применяют очень редко, так как они требуют большого количества материалов, денежных средств и расхода рабочей силы. Чаще устраивают устилочно-рядовые параллельные защиты; при этом пучки трав укладывают на песок рядами через 4—6 м и присыпают песком, оставляя концы пучков травы свободными.
Покрытие песка битумной эмульсией также временно предохраняет растения от выдувания. На 1 м2 требуется 100—150 г эмульсии, или 1,0—1,5 m битума на площадь в 1 га. Расход рабочей силы на покрытие битумной эмульсией песка небольшой.
Для закрепления песков растительностью на дорогах организуются специальные питомники по заготовке семян и посадочного материала.
Вопросы для повторения
- Чем определяется степень заносимости того или иного участка пути? Какие применяются средства и способы защиты при различных степенях заносимости?
- Чем определяется очередность ограждения участков пути от заносов?
- Какова конструкция переносных щитов, постоянных заборов?
- Как располагают снегозащитные лесонасаждения?
- Как правильно оградить путь? Когда устанавливается двойной ряд щитов? Как устраивают щитовую линию у переездов?
- Какими средствами механизации по расчистке снежных заносов и уборке снега располагают железные дороги?
- Что предусматривается в плане организации работ по предупреждению снежных заносов на станции?
- В каких условиях дороги подвергаются песчаным заносам?
- Какие применяют меры по предохранению пути от песчаных заносов?