Содержание материала

Смена рельсов может быть внезапной и плановой. В обоих случаях при производстве работы надо руководствоваться общими положениями, изложенными в § 79. Место работы ограждают сигналами остановки. Руководит сменой рельса бригадир пути. До начала работ необходимо проверить состояние рельсовых зазоров на нескольких стыках, ближайших к сменяемому рельсу. При наличии слитых или растянутых зазоров до смены рельса делают их регулировку.
Вся работа по замене рельса делится на три части: на подготовительные работы, основные и заключительные. Такое деление позволяет из всех операций выделить основные и таким путем уменьшить период времени, в течение которого невозможен пропуск поезда. К подготовительным работам относятся операции:

  1. подвозка исправного рельса к месту работы и укладка его внутри колеи;
  2. проверка на отвертывание четырех болтов в каждом стыке заменяемого рельса и постановка на них дополнительных шайб для сокращения времени, затрачиваемого на основные работы;
  3. снятие двух болтов в каждом стыке (второго и пятого);
  4. выдергивание по одному костылю на каждой шпале с внутренней стороны рельса и постановка в отверстия пластинок-закрепителей;
  5. снятие противоугонов.

К основным работам относятся операции:

  1. разболчивание стыков и снятие накладок;
  2. выдергивание внутренних костылей с постановкой пластинок- закрепителей и наддергивание костылей с наружной стороны рельса;
  3. опрокидывание старого рельса через наддернутые костыли и отодвижка его на концы шпал;
  4. обметание подкладок;
  5. надвижка на подкладки нового рельса;
  6. смазывание накладок и сболчивание стыков на четыре болта;
  7. забивка по одному внутреннему костылю на каждой шпале и добивка наружных костылей.

К заключительным работам относятся операции:

  1. постановка дополнительно по два болта на каждый стык;
  2. забивка по третьему костылю на каждой шпале;
  3. постановка противоугонов;
  4. уборка на обочину земляного полотна изъятого из пути рельса.

Минимальный состав бригады для замены рельса длиной 12,5 м — 3 чел. В этом случае требуется следующий инструмент:
Ломы костыльные ... 3 шт.
Молотки костыльные . 3 »
Ключи гаечные 2 »
Шаблон рабочий 1 »
Метла .. 1 »

Бригада из трех рабочих выполняет работы в такой последовательности. Двое рабочих, каждый на одном стыке, снимают по два болта и надевают дополнительные шайбы на остальные четыре болта, но так, чтобы каждая гайка была полностью навернута на болт на всю ее толщину. В это время третий рабочий выдергивает из каждой шпалы по одному костылю с внутренней стороны рельса, антисептирует костыльные отверстия, вставляет в них пластинки-закрепители, а затем снимает противоугоны.
К основным операциям рабочие приступают только после установки сигналов остановки. Работы продолжаются так: двое рабочих разболчивают стыки и снимают накладки; третий рабочий выдергивает внутренние костыли, наддергивает наружные (новый рельс в этом случае должен находиться внутри колеи), антисептирует костыльные отверстия и вставляет в них пластинки-закрепители.

Затем рабочие втроем кантуют рельс через наддернутые костыли, отодвигают его за концы шпал и надвигают на подкладки новый рельс.
Поставив рельс на место, двое рабочих сболчивают оба стыка на четыре болта каждый и пришивают рельсы к стыковым Шпалам всеми костылями; третий же рабочий пришивает рельс к промежуточным шпалам через одну по шаблону на два костыля, а к остальным шпалам без шаблона, после чего устанавливает на рельс противоугоны. По окончании этих операций сигналы снимаются.
В заключительный период двое рабочих ставят дополнительно по два болта на каждый стык, а третий рабочий забивает в каждую шпалу по третьему костылю, после чего все рабочие вместе убирают изъятый из пути рельс на обочину земляного полотна.

Рис. 271. Укладка обводного провода при смене рельса на электрифицированном участке без автоблокировки

Рис. 272. Укладка поперечных проводов при смене рельса на электрифицированном участке, оборудованном автоблокировкой

На электрифированном участке, не оборудованном автоблокировкой, до начала работ по замене рельса необходимо проверить исправность рельсовых соединителей на противоположной рельсовой нити. Если соединители на ней неисправны, то до разболчивания стыков рельсы, примыкающие к заменяемому, соединяются медным проводом сечением не менее 100 мм (рис. 271). На участках, где тяговый ток проходит лишь по одной рельсовой нити, укладка такого провода до замены на ней рельса обязательна во всех случаях.
На электрифицированном участке, оборудованном автоблокировкой, до начала работ обе рельсовые нити с обеих сторон заменяемого рельса соединяют поперечными проводами сечением 120 мм2 (рис. 272). Если заменяемый рельс примыкает к изолирующему стыку, то до его замены на смежном звене со стороны неизолирующего стыка рельсовые нити соединяют поперечным проводом и только после этого от заменяемого рельса отсоединяют дроссельный усовик. Отсоединение и присоединение дроссельного усовика выполняют в присутствии электромеханика СЦБ.