Содержание материала

ГЛАВА XIII
ПУТЕВЫЕ МЕХАНИЗМЫ, ИНСТРУМЕНТ И ИНВЕНТАРЬ
§ 74. ПУТЕВОЙ ИНСТРУМЕНТ И ИНВЕНТАРЬ

За последние годы на путевых работах все шире применяют электрифицированный инструмент, электрические станки и машины.


Рис. 233. Заготовка противоугонных распорок цепной пилой

К электрическому оборудованию относятся: передвижные электростанции, электрические шпалоподбойки и костыльные молотки, электрические шурупно-гаечные ключи, электрические шпало-сверлильные станки и электродрели, рельсорезные и рельсосверлильные станки, электроцепные пилы, электрошлифовальные станки, электробалластеры. На работах, связанных с текущим содержанием пути, применяются главным образом электроцепные пилы, рельсорезные, рельсосверлильные и рельсошлифовальные станки, электродрели для шпал и электрошпалоподбойки.

Электрические цепные пилы используют для заготовки противоугонных распорок (рис. 233), пучинных подкладок и других целей. Перед распиловкой на распорки старые шпалы очищают от грязи и балласта и раскалывают вдоль на две части, затем половину шпалы укладывают на подкладки и распиливают на распорки необходимой длины. Электрическая цепная пила весит 21 кг.


Рис. 234. Электрический рельсорезный станок типа РМ:
1 — рама; 2 — электродвигатель; 3 — редуктор; 4 — кривошипный механизм; 5 — пильная рама; 6 — рельсовые зажимы; 7 — груз; 8 — выключатель; 9 — бачок; 10 — параллель; 11 — ножовочное полотно; 12 — поводок; 13 — направляющая стойка; 14  — рейка; 15 — ручка; 16 — ша тун; 17 — натяжное устройство

Электрический рельсорезный станок (рис. 234) используют для ремонта рельсов путем обрезки у них разбитых концов, а также для заготовки коротких рельсов, называемых рубками, когда такая рубка необходима для укладки в путь. Для обрезки концов рельс укладывают на подкладки, обычно изготовляемые из шпал. Станок по отношению к распиливаемому рельсу устанавливают строго перпендикулярно, иначе торец рельса будет скошен. Кроме того, при неправильной установке станка возможна поломка ножовочного полотна.

В начале работы пильную раму опускают на рельс без дополнительного груза. Когда же на головке рельса появится пропил в 2—3 мм, на рейку устанавливают груз. Во время работы станка следят за непрерывной подачей воды (лучше мыльной) для охлаждения ножовочного полотна. Весит электрический рельсорезный станок без дополнительного груза 105 кг.
Электрический рельсосверлильный станок (рис. 235) применяется для сверления болтовых отверстий в рельсах, у которых обрезаны концы;его вес равен 35 кг. Перед сверлением отверстий рельс укладывают на подкладки и на его шейке намечают центры болтовых отверстий. Станок устанавливают так, чтобы шпиндель занял перпендикулярное положение к шейке рельса.

Рис. 235. Электрический рельсосверлильный станок:
1 — электродвигатель; 2 — редуктор; 3 — шпиндель; 4 — механизм подачи; 5 — рама; 6 — выключатель; 7 — гайка; 8 — винт; 9 — бачок

Рис. 236. Обработка крестовины электрошлифовальным станком

Когда станок подготовлен к работе, на головку рельса накладывают захваты и сверло подводят к намеченному центру отверстия. После этого, открыв кран у бачка с охлаждающей жидкостью, включают двигатель и постепенно увеличивают нажатие на сверло. При выходе сверла из отверстия нажатие уменьшают.


Рис. 237. Электрический шпалосверлильный станок:
Рис. 237. Электрический шпалосверлильный станок:
1 — рама; 2 — стойка; 3 — колонка; 4 — кронштейн; 5 — электродрель; 6 — крючок; 7 — хомут; 8 — неподвижный кондуктор; 9 — подвижный кондуктор; 10 — винт; 11 — ручки для переноски станка

Электрический шлифовальный станок применяют для обработки наплавленного металла, а также для снятия наплывов с рельсов, частей стрелочного перевода и зачистки их (рис. 236). При работе наждачный круг слегка прижимают к обрабатываемой поверхности и придают ему последовательно движения то в одном, то в обратном направлении, пока обрабатываемая деталь не получит необходимый профиль.
Электрический шпалосверлильный станок с электродрелями (рис. 237) и отдельные (без станка) электродрели применяются для сверления в шпалах отверстий под костыли. Шпалы перед сверлением в них отверстий раскладывают в ряд на ровной поверхности.

Рис. 238. Электрическая шпалоподбойка ЭШП-3

Во время сверления на электродрель слегка нажимают, но так, чтобы не перегружать электродвигателя. Сверло время от времени вынимают, чтобы предупредить зажим его стружками. При заедании сверла электродвигатель отключают. После сверления костыльные отверстия антисептируют. Электрический шпалосверлильный станок вместе с дрелями весит 27,5 кг. Вес дрели составляет 3,8 кг.
Электрические шпалоподбойки используются для уплотнения балласта под шпалами. В зимнее время их также используют для рыхления уплотненного снега.

При подбивке шпал работают четырьмя или восемью шпалоподбойками. Рабочий держит шпалоподбойку двумя руками за рукоятку, упирая боек шпалоподбойки в балласт. Каждую шпалу подбивают одновременно с обеих сторон всеми работающими шпалоподбойками. При этом шпалоподбойки устанавливают и перемещают вдоль шпалы парами — одну против другой. Такая работа шпалоподбоек обеспечивает наилучшее уплотнение балласта. При переходе к следующей шпале подбойку перемещают в рабочем состоянии.
В настоящее время заводы изготовляют усовершенствованные электрические шпалоподбойки ЭШП-3 (рис. 238). Вес одной такой шпалоподбойки равен 20 кг.
Передвижные электростанции (рис. 239) питают электроэнергией электрические шпалоподбойки, а также другой электрический исполнительный инструмент.


Рис. 239. Передвижная электростанция

Электрический исполнительный инструмент может получать электроэнергию также от силовых и электроосветительных сетей. В последнем случае устраивают на столбах точки подключения электроинструмента.
Из обычного, неэлектрифицированного путевого инструмента наиболее употребительны: костыльный молоток (рис. 240), применяемый для забивки в шпалы костылей; костыльный лом (рис. 241), имеющий на одном конце два рожка, с помощью которых выдергиваются костыли; гаечный ключ (рис. 242), используемый для навинчивания на стыковые болты гаек и отвинчивания их; топор для затески шпал (рис. 243); ключ для завертывания и отвертывания шурупов (рис. 244); маховая (рис. 245) и торцовая подбойки (рис. 246), применяемые для уплотнения балласта под шпалами; кирка, употребляемая для рыхления балласта, грунта, а также для сколки льда в зимнее время.

Из приборов наиболее употребительны: гидравлический прибор для разгонки и регулировки зазоров, рычажные приборы для рихтовки пути и домкраты для вывешивания пути.
Рычажные рихтовочные приборы имеются многих систем. Однако наилучшими качествами, как показали сравнительные испытания, обладает рычажный прибор системы Калужских (рис. 247); он имеет гофрированную опорную поверхность.

До недавнего времени типовым путевым домкратом был винтовой. Для подъемки пути таким домкратом требовалось два человека. В последние же годы все большее распространение получают гидравлические домкраты (рис.. 248). С помощью гидравлического домкрата легко и быстро вывешивает путь один рабочий.

Рис. 241. Костыльный лом
Рис. 242. Гаечный ключ
Для перевозки грузов, в частности для перевозки путевых материалов, пользуются путевыми вагончиками, однорельсовыми тележками и тележками ПКБ.

Рис. 243. Топор для затески шпал

Рис. 244. Шурупный ключ


Рис. 246. Уплотнение балласта торцовой подбойкой
Рис. 245. Уплотнение балласта маховой подбойкой

Рис. 248. Гидравлический домкрат
Рис. 247. Рычажный прибор системы Калужских


Рис. 249. Путевой вагончик
Путевой вагончик (рис. 249) имеет две оси и съемную платформу; его грузоподъемность 1,5 т; сам он весит 325 кг. Чтобы пропустить поезд, вагончик снимают с пути. Поэтому его всегда должна сопровождать такая группа рабочих, которая в состоянии быстро убрать вагончик на обочину.
Однорельсовая тележка (рис. 250) имеет два колеса и платформочку с рукояткой; ее грузоподъемность 0,5 т; сама тележка весит 75 кг. Она удобна тем, что свободно перемещается и опрокидывается одним человеком. Перевозя на однорельсовой тележке груз, нужно находиться внутри колеи; туда же должна быть обращена и рукоятка, чтобы при необходимости можно было опрокинуть тележку на обочину. На двухпутных участках однорельсовую тележку надо ставить на рельсовую нить, ближайшую к бровке полотна.


Рис. 250. Однорельсовая тележка

Тележка ПКБ (проектно-конструкторского бюро) предназначена для перевозки шпал, рельсов, брусьев и т. п.; ее вес равен 92 кг, грузоподъемность — 1,5 т. Тележки ПКБ при пользовании обыкновенно спариваются; для соединения двух тележек имеются тяги.