ГЛАВА VIII
ГАБАРИТЫ
§ 40. ГАБАРИТЫ ПРИБЛИЖЕНИЯ СТРОЕНИЙ
Габаритом приближения строений называется предназначенное для пропуска подвижного состава предельное поперечное, перпендикулярное к пути очертание, внутрь которого, помимо подвижного состава, не могут заходить никакие части строений, сооружений и устройств (ОСТ/ВКС 6435).
Различают два габарита приближения строений: габарит 2-С и габарит 1-С.
Габарит 2-С (рис. 154) является основным. Он применяется на эксплуатируемой сети железных дорог, при постройке вторых путей, смягчении профилей, электрификации линий, при возведении новых сооружений и устройств, реконструкции верхнего строения пути на перегонах и станциях и для устройств автоблокировки, а также для сооружений и устройств, связанных с пропуском вновь вводимого подвижного состава, имеющего габарит 2-В.
Габариту 1-С (рис. 155) должны удовлетворять существующие строения на железнодорожных линиях, построенных не по габариту 2-С, впредь до их реконструкции. На рис. 154 и 155 все габаритные размеры по высоте даны от уровня верхних граней головок рельсов; габаритные размеры по ширине даны от оси пути. Эти размеры необходимо соблюдать на прямых участках. В пределах кривых расстояние от оси пути до строений увеличивается по расчету, а вертикальные размеры отсчитываются от уровня верха головки наружного (повышенного) рельса.
По габариту 2-С за пределами железнодорожной колеи до расстояния 1 745 мм от оси пути ничто не должно быть выше уровня головок рельсов. Внутри колеи на расстоянии до 672 мм от оси пути отдельные предметы, например, временно разложенные рельсы, настил на переезде и другие путевые устройства, могут быть выше головок рельсов, но и здесь ничто не должно возвышаться над головкой рельса больше чем на 50 мм. На кривых участках это возвышение как внутри колеи, так и снаружи отсчитывается от линии, соединяющей поверхности катания головок рельсов.
Габарит 2-С имеет четыре основных горизонтальных размера: 1 745, 1 920, 2 450 и 3 000 мм. На расстоянии 1 745 мм устраиваются низкие пассажирские платформы, высота которых не должна быть менее 150 и более 200 мм от головки рельса. Па расстоянии 1 920 мм строятся высокие пассажирские и грузовые платформы; высота этих платформ над головкой рельса должна быть равна 1 100 мм. Старые пассажирские платформы, за исключением платформ на пригородных участках с электрифицированным моторвагонным движением, могут иметь высоту 915 мм. Пол грузовых платформ у путей, по которым не предполагается пропуск негабаритных грузов, должен быть выше головки рельса на 1 200 мм. Старые грузовые платформы могут иметь высоту 1 100 мм. На высоте от 1 200 до 4 310 мм все строения должны находиться на расстоянии не менее 2 450 мм. Вновь строящиеся заборы, здания и другие сооружения по высоте не более 3 200 мм от головки рельса должны располагаться от оси пути не ближе 3 000 мм.
Рис. 154. Габарит 2-С:
I — I —для строений из несгораемого материала на неэлектрифицированных участках; II—II— для строений, защищенных от возгорания на неэлектрифицированных участках; III—III — для строений из сгораемых материалов; IV—IV —для строений из несгораемых, огнестойких и защищенных от возгорания материалов на электрифицированных участках
Рис. 155. Габарит 1-С: I — I —для строений из огнестойких и несгораемых материалов; II — II— для строений, защищенных от возгорания; III — III— для строений из сгораемых материалов
Путевые и сигнальные знаки устанавливаются на расстоянии не менее 2 м от крайнего рельса. Знаки, не превышающие уровня головки рельса, можно устанавливать на расстоянии не менее 1,35 мм от крайнего рельса.
Опоры контактной сети на прямых участках должны устанавливаться на расстоянии 3 100 мм от оси пути. На существующих линиях, а также в трудных условиях на вновь электрифицируемых железных дорогах опоры контактной сети могут находиться: в пределах станций — на расстоянии не менее 2 450 мм, на перегонах — на расстоянии не менее 2 750 мм.
В выемках, сильно заносимых снегом, а также у выходов из них на протяжении 100 м, опоры контактной сети устанавливаются на расстоянии 5 700 мм от оси пути. Перечень таких выемок утверждает начальник дороги.
Рис. 156. Расположение по габариту переводного механизма стрелочного перевода
Контактный провод в пределах станций может находиться на высоте от 6 250 до 6 800 мм; на перегонах он может быть расположен ниже, но не ближе 5 750 мм от головки рельса. В исключительных случаях в пределах искусственных сооружений контактный провод может находиться на высоте 5 550 мм. Провода линий связи при пересечении ими путей должны быть на высоте не менее 7 500 мм. В пределах искусственных сооружений расстояние от пантографа и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и подвижного состава должно быть не менее 200 мм. С разрешения МПС это расстояние может быть уменьшено до 150 мм. Габаритами приближения строений определяется также нормальное расстояние между осями соседних путей. Для прямых двухпутных участков на перегонах оно установлено в 4 100 мм. На трех- и четырехпутных участках расстояние между осями II и III путей не должно быть меньше 5 000 мм.
Рис. 157. Габариты тоннелей
На станциях пути размещаются в пределах прямых участков на расстоянии не меньше 4 800 мм (между осями). Лишь на второстепенных путях (пути грузовых дворов и т. д.) это расстояние может быть уменьшено до 4 500 мм. Пути, предназначенные для непосредственной перегрузки грузов из вагона в вагон, могут быть расположены на расстоянии 3 600 мм. На кривых участках расстояние между осями путей увеличивается по нормам, приведенным в табл. 3 (глава II).
Если на междупутье расположены мачты, столбы, гидроколонны, стрелочные будки и т. п., то расстояние между осями путей увеличивается на величину, обеспечивающую габарит приближения строений до сооружений, размещенных на междупутье. Стрелочные переводные механизмы располагаются так, чтобы не нарушался габарит 2-С (рис. 156).
Рис. 158. Расположение выгруженного балласта
Предельные столбики устанавливаются посредине междупутья, в том месте, где расстояние между путями составляет 4 100 мм.
Рис. 159. Расположение рельсовых плетей на шпалах действующего пути: а — внутри колеи; б — на концах шпал; 1 — путевые рельсы; 2 — новые рельсы
Между станционными путями, на которые не попадает подвижной состав, построенный по габариту 2-В, разрешается предельные столбики сохранить в том месте, где ширина междупутья составляет 3 810 мм. Между перегрузочными путями с междупутьем в 3 600 мм предельные столбики устанавливаются, где расстояние между путями достигает 3 600 мм.
Для тоннелей применяются габариты: СТ-2 на двухпутных и СТ-1 на однопутных линиях (рис. 157).
Выгруженные или подготовленные для погрузки грузы размещаются около пути и закрепляются так, чтобы габарит 2-С не , нарушался. Если высота их не превышает 1 200 мм, они должны быть уложены на расстоянии не менее 2 м от наружной грани головки рельса, если же высота их больше, то на расстоянии не менее 2,5 м. Балласт для путевых работ может находиться как на обочине, так и на междупутье. При этом его откос, обращенный к пути, должен быть не круче одинарного и на уровне головок рельсов находиться на расстоянии не менее 700 мм от рабочей грани ближайшего к нему рельса (рис. 158).
Плети новых рельсов, подготовленные к укладке в путь, размещаются или внутри колеи или на концах шпал, в зависимости от принятой технологии работ. Размещение рельсов внутри колеи следует предпочесть размещению их на концах шпал, так как внутри колеи они могут на 50 мм возвышаться над линией поверхностей катания головок рельсов, на концах же шпал за эту линию они заходить не могут. Чтобы обеспечить это условие, концы шпал приходится подрубать, что приводит к порче шпал и сокращению срока их службы. Правильное размещение рельсов внутри колеи и снаружи ее показано на рис. 159.
Рис. 160. Габарит 1-В
Рис. 161. Габарит 2-В
§ 41. ГАБАРИТЫ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА
«Габаритом подвижного состава называется поперечное предельное очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться при стоянии на прямом горизонтальном пути вновь построенный, вполне исправный паровоз в рабочем состоянии или ненагруженный иной подвижной состав со всеми выступающими и висящими частями при совмещении в одной плоскости продольных осей подвижного состава и пути» (ОСТ 6435).
Различают два габарита подвижного состава: габарит 1-В и габарит 2-В.
Габарит 1-В (рис. 160) предназначается для вагонов, допускаемых к обращению по всей сети железных дорог. Уширение габарита, показанное с боковых сторон чертежа пунктирными линиями, допускается только для неответственных частей вагона: подлокотников, козырьков для стока воды и т. п. Пунктирная линия 4—4 внизу чертежа допускает более низкое расположение неподрессоренных частей вагона по сравнению с подрессоренными, расположение которых ограничивается сплошной линией 3—3.
Вертикальные расстояния (ординаты) от головки рельса до точек, обозначенных цифрами 1, 2, 3, 4, для разных вагонов различны. Ординаты нижнего очертания габарита 1-В приведены в табл. 25.
Таблица 25
Ординаты нижнего очертания габарита 1-В
№ п/п | Подвижной состав | Вертикальные расстояния от уровня головок рельсов в мм до точек | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Вагоны с бандажными колесами диаметром 1 050 и 950 мм и цельнокатаными стальными диаметром 950 мм, которые на колеса иного диаметра пересаживаться не будут ... | 470 | 455 | 200 | 155/130* |
2 | Вагоны с бандажными колесами диаметром 1 050 мм, которые будут пересаживаться на колеса диаметром 950 мм цельнокатаные или бандажные .. | 520 | 505 | 250 | 205 |
3 | Вагоны с бандажными колесами диаметром 1 050 мм, которые будут пересаживаться на цельнолитые чугунные безбандажные, необтачиваемые колеса диаметром 900 мм | 495 | 480 | 225 | 180 |
4 | Вагоны с цельнолитыми чугунными колесами диаметром 900 мм, которые на колеса иного диаметра пересаживаться не будут . . | 420 | 405 | 150 | 105 |
* В числителе дана ордината для грузовых вагонов, в знаменателе — для пассажирских.
Габарит 2-В (рис. 161) предназначается для вновь строящихся (по специальным указаниям МПС) грузовых и пассажирских вагонов, допускаемых к обращению на замкнутых направлениях реконструированных участков, для пассажирских вагонов и моторвагонов пригородного сообщения на электрифицированных линиях, для электровозов, обращающихся на реконструированных или построенных по габариту 2-С участках, для мощных тепловозов с давлением на ось свыше 20 т. Уширение габарита, показанное с боковых сторон чертежа пунктирными линиями, дано для сигнальных фонарей. Пунктирная линия 4—4 внизу чертежа допускает более низкое расположение неподрессоренных частей подвижного состава по сравнению с подрессоренными, расположение которых ограничивается сплошной линией 3—3.
Ординаты нижнего очертания габарита 2-В приведены в табл. 26.
Таблица 26
Ординаты нижнего очертания габарита 2-В
№ п/п | Подвижной состав | Вертикальные расстояния от уровня головок рельсов в мм до точек | |||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
1 | Вагоны с бандажными колесами диаметром 1 050 и 950 мм и цельнокатаными стальными диаметром 950 мм, которые на колеса иного диаметра пересаживаться не будут | 480 | 455 | 200 | 155/130* |
2 | Вагоны с бандажными колесами диаметром 1 050 мм, которые будут пересаживаться на цельнокатаные или бандажные колеса диаметром 950 мм | 530 | 505 | 250 | 205 |
3 | Вагоны с бандажными колесами диаметром 1 050 мм, которые будут пересаживаться на цельнолитые чугунные, безбандажные необтачиваемые колеса диаметром 900 мм ... | 505 | 480 | 225 | 180 |
4 | Вагоны с цельнолитыми чугунными колесами диаметром 900 мм, которые на колеса иного диаметра пересаживаться не будут | 430 | 405 | 150 | 105 |
5 | Тепловозы, электровозы и моторные вагоны . . | 465 | 440 | 150 | 130 |
6 | Неподрессоренные части электровозов, моторных вагонов и тепловозов (между колесами) . . . |
| — | 120 | — |
* В числителе показано расстояние для грузовых вагонов, в знаменателе — для пассажирских.