Содержание материала

Смена шпал состоит из ряда операций, которые можно разделить на две части: на предварительные операции и основные.
К предварительным операциям относятся: раскладка шпал, разметка мест сверления костыльных отверстий, сверление отверстий в шпалах и антисептирование их. При пользовании шаблоном предварительной разметки мест сверления не требуется. Забивка костылей в шпалы без просверливания в них костыльных отверстий запрещена, так как это сокращает срок службы шпал.
Если на околотке имеются электростанция и электродрели, и в границах околотка нет крутых кривых с шириной колеи более 1 524 мм, то сверление шпал, чтобы не возить электростанцию, целесообразно организовать в пункте, где произведена выгрузка шпал. В этом случае шпалы раскладывают в ряд в стороне от пути, чтобы проходящие поезда или маневры не приостанавливали работу по сверлению шпал (рис. 270). На разложенных шпалах с помощью шаблона намечают места будущих костыльных отверстий. Затем эти отверстия в Шпалах высверливают с помощью электросверл. Вслед за сверлением отверстия антисептируют посредством заливки их жидким антисептиком. Шнуровые концы шпал отмечают мелом или краской. Подготовленные для укладки в путь шпалы развозят автодрезиной или другим транспортом по местам смены. Новые шпалы с просверленными отверстиями укладывают на обочине земляного полотна, при этом следят, чтобы ближе к сменяемой шпале был тот конец новой шпалы, которым надо затаскивать ее в ящик.
Если на околотке электростанции нет, то отверстия в шпалах сверлят буравом или коловоротом. В этом случае сверление и антисептирование отверстий может быть выполнено и на перегоне перед укладкой новой шпалы в путь.
Смену шпал могут выполнять самостоятельно рабочие 4-го разряда. Наиболее рациональным звеном для выполнения основных операций является звено из двух человек. Место работы ограждают сигнальными знаками о подаче свистка.

Для выполнения работы требуется следующий инструмент (для 2 чел.):
Лопаты железные ... 2 шт.
Вилы (когти) при щебеночном балласте . 2   »
Ломы костыльные . 2 »
Клещи шпальные .. 1 »
Молоток костыльный ... 1 »
Шаблон рабочий .  1 »
Штопки деревянные .. 2 »
Подбойки .   2 ... »


Рис. 270. Сверление костыльных отверстий в шпалах

Все операции по замене шпалы выполняют в такой последовательности. Сначала оба рабочих отрывают шпальные ящики у тех шпал, которые назначены к смене. Более двух ящиков на рельсовом звене отрывать одновременно нельзя, при этом между отрываемыми
ящиками должно быть не менее шести шпал. При отрывке песчаный балласт складывают па соседнюю шпалу и на прилегающий к ней ящик, а щебеночный выгребают когтями на обочину. Грязь от боковых стенок шпалы удаляют за пределы балластной призмы. Балласт вырезают на глубину примерно 5 см ниже постели шпалы с тем, чтобы новую шпалу, которая обыкновенно бывает выше старой, можно было свободно затащить в шпальный ящик.
Освободив один или два шпальных ящика от балласта, оба рабочих расшивают шпалу, назначенную к смене, и с помощью ломов смещают ее в отрытый ящик, при этом подкладки кладут на соседнюю шпалу. Из ящика шпалу удаляет один рабочий с помощью клещей; 

Другой рабочий в это время подготовляет под новую шпалу балластную постель, выбрасывая за пределы призмы загрязненную корку. При щебеночном балласте с постели сметают грязь. Убрав старую Шпалу, первый рабочий подтаскивает новую шпалу; когда же будет подготовлена для нее постель, он вместе с другим рабочим затаскивает ее в ящик и укладывает на приготовленное место. Пришивают рельсы к шпале оба рабочих: один укладывает подкладки и забивает костыли, другой подвешивает конец шпалы. Первой пришивают к шпале рихтовочную рельсовую нить, вторую нить пришивают по шаблону.
Уложенную в путь новую шпалу хорошо подбивают. Если срезка балласта под шпалой была большой, что может быть при толстой загрязненной корке, то балласт под шпалу сначала подштопывают деревянными штопками. Но в большинстве случаев в этом необходимости не бывает и балласт под шпалу сразу подбивают подбойками.
Сначала балласт подбивают под один рельс, причем рабочие бьют подбойками навстречу друг другу: один изнутри колеи, другой снаружи (см. рис. 261). Затем, повернувшись, каждый из них подбивает балласт с противоположной стороны шпалы. Когда балласт под рельсом будет достаточно уплотнен, шпалу подбивают от рельса к оси пути и от рельса к концу Шпалы с обеих ее сторон.
Подбив одну половину шпалы, оба рабочих в такой же последовательности подбивают вторую половину, после чего устанавливают противоугонные распорки, шпальный ящик засыпают балластом, балласт планируют и утрамбовывают. Щебень перед засыпкой шпального ящика прогрохочивают вилами. Заканчивается работа оправкой балластной призмы.
Замена сдвоенных шпал на изолирующем стыке производится под руководством дорожного мастера. Место работы ограждают сигналами остановки. Поезда пропускаются со скоростью до 25 км/ч. Одновременно меняют обе шпалы, причем новые заранее сболчивают и подвозят к месту работы. Перед сменой сдвоенную шпалу освобождают от балласта с обеих боковых сторон и с торца, обращенного в сторону обочины.