Содержание материала

Подуклонкой называется наклон путевых рельсов внутрь колеи относительно поверхности шпал. Такой наклон рельсов необходим в связи с коничностью бандажей колесных пар. Обработка же колес подвижного состава по конусу обусловлена тем, что подвижной состав с такими колесными парами оказывает большее сопротивление горизонтальным силам, направленным поперек пути, и менее чувствителен к неисправностям пути. На железных дорогах Союза ССР принята подуклонка рельсов в 1/20 и 1/40. Такой наклон рельсов внутрь колеи обеспечивается укладкой в путь клинчатых подкладок, т. е. таких подкладок, у которых верхняя плоскость, на которую опирается рельс, имеет наклон в 1/20 или 1/40 (рис. 177). При железобетонных шпалах наклон рельсов может быть получен посредством соответствующей обработки верхней постели шпал.


Рис. 177. Подуклонка рельса за счет клинчатых подкладок

После более или менее продолжительной работы в пути рельсы не всегда сохраняют свою подуклонку. Иногда, в результате неравномерного вдавливания подкладок в шпалы, подуклонка рельсов нарушается. Однако ее изменение происходит медленно, головка рельса в новом положении прирабатывается к бандажам колес, поэтому в таких случаях измененную подуклонку исправлять нет необходимости. Больше того, исправление подуклонки часто приводит к появлению дефектов у рельсов. На этом основании исправлять подуклонку, у рельсов, долго проработавших в неправильном положении (с измененной подуклонкой), запрещено.
Подуклонку разрешается исправлять лишь в исключительных случаях, когда она на небольших участках (одного-трех звеньев) резко отличается от подуклонки остальных рельсов.

Рис. 178. Затеска шпал на кривых под внутренней рельсовой нитью
На кривых участках пути с повышением наружной стороны колеи рельсы на внутренней нити относительно горизонта разуклоняются. В связи с этим на кривых участках пути рельсам на внутренней нити относительно поверхности шпал придается подуклонка большая, чем 1/20 или 1/40.
В табл. 30 показано, в каких случаях и какая подуклонка должна быть у рельсов на внутренней стороне кривой (рис. 178).

Таблица 30
Подуклонка рельсов внутренней нити на кривых


Подуклонка рельсов на прямой

Подуклонка рельсов на внутренней нити кривой при возвышении наружной в мм

Величина затески шпал под внутренней нитью кривой при возвышении наружной в мм

0-40

45-80

85 и более

0-40

45-80

85 и более

1/20

1/20

1/20

1/12

0

0

1/30

1/40

1/40

1/20

3/40

0

1/40

1/20

Металлические части новых стрелочных переводов, включая и рельсы, соединяющие стрелку с крестовиной, укладывают на  плоских подкладках без подуклонки. Поэтому перед стрелочными переводами необходимо делать постепенный переход от рельсов с подуклонкой к рамным рельсам и заднему стыку крестовин, не имеющим подуклонки. Такой переход осуществляется на протяжении 12,5 м постепенным увеличением затески шпал под подкладками.