Содержание материала

§ 64. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

Искусственные сооружения — не менее ответственная часть пути, чем земляное полотно. Чтобы иметь исправный путь на всем его протяжении, требуется не только здоровое земляное полотно, но и исправная работа искусственных сооружений.
Металлические пролетные строения мостов подвержены ржавлению, их каменные опоры с течением времени выветриваются, русла под мостами могут быть размыты. Элементы деревянных мостов подвержены гниению, их соединения постепенно слабеют, регуляционные сооружения у мостов и труб разрушаются.
Для предохранения металлических пролетных строений от ржавления их периодически окрашивают масляными красками. Между сплошными окрасками, которые производят один раз в несколько лет, ежегодно делают частичную окраску обнаженных мест металла. Все узкие места, в которых невозможна окраска металла, хорошо зашпаклевывают с тем, чтобы влага в такие места вовсе не проникала.
Металлические пролетные строения периодически очищают от грязи. Грязь задерживает воду на элементах пролетного строения, что способствует отслаиванию краски и коррозии (ржавлению) металла.
Правильная работа пролетных строений мостов зависит от исправности опорных частей и подферменных площадок. За теми и другими устанавливается постоянный надзор. С подферменных площадок систематически убирают мусор и грязь, а зимой на них не допускают отложений снега и образования льда. Плоскости катания и катки периодически натирают графитом. Всякое нарушение правильного положения опорных частей, например перекос их, своевременно исправляют.
В каменных и бетонных опорах мостов, а также в каменных и бетонных трубах могут образоваться трещины. За появившейся трещиной устанавливают наблюдение. Если она увеличивается, то производят всестороннее обследование опоры или трубы. Меры принимают в соответствии с результатами обследования. Если же трещина не увеличивается, то ее заделывают цементным раствором. Это предохраняет трещину от влаги, которая, попав в нее, может вызвать дальнейшее разрушение кладки. Выкрошенные в кладке места также заделывают цементным раствором.
Для предупреждения повреждений труб и малых мостов их отверстия регулярно очищают от ила, грунта, мусора и посторонних предметов. Очистку русла, а также вырубку кустарника делают как под самим сооружением, так и по обе стороны от него на протяжении не менее 30 м. Для предупреждения загромождения отверстия трубы или малого моста во время прохода весенних вод бревнами, сучьями и другими предметами с верховой стороны сооружения устраивают надолбы.
На зимнее время отверстия труб закрывают щитами для предохранения от заноса их снегом. Весной, перед началом таяния снега, эти щиты убирают, а русла у малых искусственных сооружений с обеих сторон очищают от снега.
Слабое соединение элементов деревянных мостов в одном месте вызывает увеличение напряжения и расстройство в других местах. Поэтому необходимо всегда обеспечивать плотное прилегание частей врубок, хорошее закрепление болтов, штырей, клиньев, шпонок и т. п. Все свободные отверстия в элементах деревянных мостов забивают нагелями, образующиеся трещины заделывают антисептической пастой.

§ 65. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ НЕИСПРАВНОСТЕЙ НА ПЕРЕЕЗДАХ

Переезды всегда содержат в таком состоянии, при котором проезд через железнодорожную линию автомашины или повозки был бы безопасным и при котором переезд не являлся бы препятствием для движения поездов.


Рис. 198. Общий вид переезда

Для свободного, беспрепятственного проезда каждого экипажа настил на переезде всегда содержат в исправном состоянии, подходы к переезду — без выбоин, затрудняющих движение автомашин и повозок. Каждое повреждение настила исправляют не позже, чем на следующий день; образующиеся небольшие выбоины на подходах засыпают песком и заново замащивают. Своевременное устранение небольших неисправностей полотна дороги и настила на переезде предупреждает образование крупных.
Грязь и мусор с переезда систематически убирают. Особенно внимательно следят за чистотой желобов, которые летом по мере необходимости очищают от грязи, а зимой от снега. Водоотводные устройства под переездами — трубы, канавы всегда содержат чистыми, подготовленными для пропуска воды. На зиму отверстия их закрывают щитами для предохранения от заноса снегом.
Большое значение для безопасного проезда через железнодорожное полотно имеют предупредительные знаки «Берегись поезда». Поэтому эти знаки всегда содержат в порядке, ежегодно окрашивают, а поломки исправляют в тот же день. Ежегодно также окрашивают перила, надолбы и шлагбаумы, ограждающие подходы к переезду. Хорошо содержат переезды на Береза-Картуской дистанции пути Белорусской дороги. На рис. 198 показан один из переездов этой дистанции.

Выправка пути на переезде затруднена, так как для выполнения работ приходится разбирать настил. Чтобы путь на переезде исправлять реже, все работы производят комплексно, т. е. одновременно с выправкой пути заменяют балласт и все шпалы. Расположение рельсовых стыков на переезде не допускается.