Содержание материала

На железных дорогах СССР создана мощная техника, позволяющая механизировать трудоемкие работы по очистке путей от снега на перегонах и станциях.
Для очистки перегонов используются снегоочистители вагонного типа, а также струги, снегоочистители типов «Таран», «Носорог» и роторные. Введен в эксплуатацию новый снегоочиститель типа СДП с повышенной скоростью очистки до 60 км/ч. При приближении этого снегоочистителя руководители работ обязаны заблаговременно прекращать работы и отводить людей с пути в безопасную зону, учитывая при этом, что снег отбрасывается снегоочистителем на 20—25 м. Во время работы в условиях плохой видимости сигналов скорость движения снегоочистителя должна быть снижена до скорости, гарантирующей приведение снегоочистителя в нерабочее состояние перед препятствием.
Наиболее уязвимыми местами во время метелей и снегопадов являются остановочные пункты и, главным образом, крупные станции и узлы. На станциях, где сосредоточено большое количество стрелочных переводов и путей, которые, к тому же, часто заняты подвижным составом, снег может, откладываясь, подклинить ходовые части поездов, нарушить работу стрелок и тем самым создать трудности для выполнения поездной и маневровой работы. Для очистки от снега путей на станциях, кроме снегоочистителей и стругов, применяют снегоуборочные машины системы Гавриченко и ЦУМЗ, уборочные машины Балашенко, щеточные снегоочистители.
Перед началом зимы для каждой крупной станции составляют план организации работ по предупреждению сбоя в движении поездов из-за снежных заносов.
В этом плане разрабатываются подробно вопросы: защиты станции от снежных заносов, технологии очистки и уборки снега, организации работы снегоочистительных и снегоуборочных механизмов.
Прежде всего предусматривается, где и какое ограждение должно быть выставлено. В технологии очистки и уборки снега указывают последовательность очистки и уборки снега и примерный объем работ. Выделяют ответственных лиц от дистанции пути и от станции за очистку тех или иных участков станции. Все это наносят на схему станции.
В зависимости от объема очищаемого и вывозимого снега, что определяется по опыту прошлых зим, подсчитывают потребность в механизмах, подвижном составе, инвентаре и рабочей силе.
После метели принимают меры к быстрейшей очистке станции от снега. Во всяком случае вывозка снега со станции не должна занимать больше трех суток.
Машины, механизмы, поезда для вывозки снега расставляют по определенным паркам, уточняют порядок назначения и выезда их на работу.
Все работы по уборке снега на станции можно разграничить на три основные группы:

  1. очистка станционных путей и стрелочных переводов от снега с перевалкой или перекидкой снега за пределы крайнего пути; сбор снега в валы на междупутье или отдельные пути, выделенные для работы снегоуборочных машин;
  2. уборка снега снегоуборочными машинами или погрузка его на подвижной состав (снеговые поезда), автомашины, подводы, снеготаялки;
  3. вывозка снега в отвал.

На некоторых дорогах (Северной, Оренбургской и др.) для перевалки снега используют специальный планировщик. Он представляет собой железнодорожную платформу, оборудованную боковыми крыльями. Планировщик работает вместе с двухпутным снегоочистителем, который носовой частью очищает путь и крылом сдвигает снег в сторону междупутья; дальше снег попадает на крыло планировщика и переваливается на следующий путь.
Снег вывозится снегоуборочными машинами, автомашинами, подводами, а также обычным подвижным составом.
Места для выгрузки снега определяют и подготовляют заранее. На больших узлах для успешной работы снегоуборочных машин устраивают специальные снегоразгрузочные тупики.

Когда определяют потребность в подвижном составе и инвентаре, не упускают из виду, что снег после погрузки уплотняется в среднем в 2,5 раза. Количество деревянных лопат подсчитывают из расчета от 1,25 до 1,50 шт. на каждые 100 м2 площади, очищаемой вручную; железных лопат требуется 10—15% от числа деревянных, ломов и кирок 40—50% от количества железных лопат.


Рис. 327. Технологический план снегоуборочных работ

Примерный технологический план снегоуборочных работ приведен на рис. 327.
Работа снегоочистительных и снегоуборочных механизмов согласовывается с приемом и отправлением грузовых и пассажирских поездов, включается в комплексный технологический процесс работы станции и выполняется по единому диспетчерскому графику, который устанавливает конкретные нормы наиболее полного использования снегоочистителей, стругов, уборочных машин, снеговых поездов и других средств по сменам и паркам.
Непременным условием успешной работы всех снегоуборочных средств является уборка с территории станции, с междупутий валяющихся вагонных и локомотивных частей, рельсовых скреплений, рельсов, шпал. Иногда следует убрать и столбы, мешающие работе машин, освободить станцию по возможности от препятствий.
Подготовка перегонов для беспрепятственного пропуска снегоочистителей и других механизмов заключается в разборке настилов на малодеятельных переездах и установке сигнальных знаков перед препятствиями и за ними.
Проверяется расстояние до путевых и сигнальных знаков, всевозможных столбов, опор контактной сети, мачт светофоров и в плановом порядке производится перенос тех из них, которые находятся на расстоянии ближе 3,1 м от оси крайнего пути. Оставшиеся негабаритные препятствия ограждаются сигнальными знаками.

Рис. 328. Роторный снегоочиститель

Механизмы подготовляют к работе в зимних условиях заблаговременно не позднее чем к октябрю. На снегоуборочные машины и механизмы назначают руководителей работ и постоянные бригады рабочих, механиков, машинистов и их помощников. За роторными снегоочистителями закрепляют специально выделяемые локомотивы.
В октябре проводят пробные поездки снегоочистителей, проверку снегоуборочных машин и их обкатку.
При метели или усиленном снегопаде первые затруднения чаще всего бывают на стрелочных переводах. Поэтому с наступлением метели следует немедленно производить очистку стрелок от снега силами стрелочников или чистильщиков, а если они не справляются, то и силами дополнительно выделяемых рабочих. Для ускорения очистки от снега стрелок применяют пневматическую обдувку.
В период сильных метелей и снегопадов дистанции пути привлекают для ускорения уборки снега, главным образом с узких мест   на станциях и узлах, а также для разделок снежного вала после прохода снегоочистителей в выемках, рабочую силу с городских предприятий, из совхозов и колхозов.
При расчистке выемки роторными снегоочистителями (рис. 328) остаются вертикальные глубокие снежные стенки, которые разделываются (уполаживаются) часто вручную. При этой работе в откосах такой траншеи делают ниши по обеим сторонам пути для укрытия в них рабочих при пропуске поездов. Размеры ниш зависят от числа рабочих, но, во всяком случае, они должны быть глубиной не менее 0,75 м и шириной не менее 2,0 м.

Рис. 329. Путевой струг

Для развалки сравнительно невысоких валов снега, образованных проходом плугового снегоочистителя, используют путевой струг (рис. 329).
Для руководства привлекаемыми на снегоборьбу временными рабочими в помощь дорожным мастерам и бригадирам пути выделяют опытных путевых рабочих, которых предварительно инструктируют по правилам производства работ и технике безопасности и знакомят с конкретными условиями будущей работы.
Для обогрева рабочих и их питания заранее подготовляют помещения.
На крупных узлах и станциях перед началом зимы формируют специальные аварийные бригады 1-й очереди из железнодорожников, которые вызывают в метели на срочные работы с целью предупреждения сбоев в движении поездов из-за снежных заносов.
Кроме того, на крупных станциях и узлах для снегоборьбы закрепляют путевые машинные станции и путевые дорожные машинные станции. Рабочих этих путевых станций и средства механизации включают в оперативный план снегоборьбы и используют по усмотрению начальника дистанции пути.
Все эти средства и меры должны обеспечить бесперебойную работу железнодорожного транспорта в зимнее время.
В проведении снегоборьбы главная ответственность ложится на работников путевого хозяйства и прежде всего на дорожных мастеров. В случае появления опасности заноса дорожный мастер принимает меры к ограждению пути щитами: упавшие бригада устанавливает на старое место, заработанные переставляет. При недостатке щитов устраивают снеговые стенки. Дорожный мастер организует работы по расчистке пути и делает заявку на пропуск снегоочистителя. Снегоочистители в таких случаях пропускают на правах восстановительного поезда; локомотивы для них выделяют вне всякой очереди.
В целях безопасности движения поездов во время работы снегоочистителей на двухпутных участках установлен следующий порядок. При скрещении на перегоне снегоочистителя вагонного типа или струга с поездами, следующими по соседнему пути, работу снегоочистителей и стругов на время прохода встречного поезда прекращают, крыло снегоочистителя или струга со стороны междупутья заблаговременно закрывают. Всем поездам, проходящим по соседнему с очищаемым пути, выдают предупреждения.
Если занос из свежевыпавшего снега имеет высоту до 0,8 м, то применяют вагонный плуговой снегоочиститель; при высоте заноса в 1,5—2,0 м плотного снега пропускают снегоочиститель таранного типа. Заносы по высоте более 2,0 м расчищают роторными снегоочистителями.