Содержание материала

Смена отдельных металлических частей стрелочного перевода, таких, как рамный рельс, стрелочный остряк, крестовина, контррельс, переводной механизм, производится с соблюдением всех указаний о производстве работ на станции, изложенных в § 79. Место работы во всех случаях ограждают сигналами остановки. Если перечисленные части стрелочного перевода заменяются на путях следования организованных поездов, то локомотивным бригадам выдают предупреждения. Во время подготовительных и заключительных работ поезда по стрелочному переводу пропускают без ограничения скорости. Руководит работами бригадир пути.
При смене рамного рельса, остряка, крестовины, переводного механизма на централизованных стрелках, на стрелочных переводах, расположенных на электрифицированных участках и участках, оборудованных автоблокировкой, необходимо присутствие представителя службы связи и сигнализации.
До замены рамного рельса, стрелочного остряка и переводного механизма проверяют состояние стрелки: расположение ее частей, состояние зазоров, положение по уровню и шаблону, и все неисправности устраняют. Точно так же до замены крестовины или контррельса проверяют положение крестовины, состояние желобов, стыковых зазоров и все недостатки выправляют. Предварительное исправление стрелки или крестовины необходимо, чтобы после замены на них той или иной детали стрелочные переводы без задержки были открыты для движения поездов.
Деталь перевода, намеченную к укладке в путь, заранее подвозят и укладывают поближе к заменяемой детали, но так, чтобы она не мешала производству работ и чтобы был соблюден габарит. 

Снятую с пути деталь по окончании работы отвозят к месту хранения старых рельсов и металлических частей стрелочных переводов.
Смена рамного рельса выполняется бригадой в составе 6 чел. Для такой бригады необходим следующий инструмент:
Ключи гаечные .. 3 шт.
Ключи шурупные (торцевые) . 3 »
Ломы костыльные .. 2 »
Ломы остроконечные    . ... 4 »
Молотки костыльные 2 »
Все операции по замене рамного рельса выполняют в три периода. В подготовительный период двое рабочих снимают один болт в корневом вкладыше и один болт (на стрелочном переводе старой конструкции) с противоугонного уголка; третий рабочий снимает по два болта в стыках рельса, проверяет гайки на отвертывание на остальных болтах и, если нужно, смазывает болты; четвертый рабочий выдергивает по одному костылю с внутренней стороны рельса, антисептирует костыльные отверстия и устанавливает в них пластинки-закрепители; пятый и шестой рабочие ослабляют лапки- удержки с внутренней стороны рельса и вынимают один шуруп противоугонного уголка. На этом подготовительные операции заканчиваются.
В основной период, после ограждения стрелочного перевода сигналами остановки, двое рабочих разболчивают стыки рамного рельса, снимают болт вкладыша и шурупы противоугонного уголка; третий и четвертый рабочие выдергивают костыли, антисептируют костыльные отверстия и устанавливают в них пластинки-закрепители; пятый и шестой рабочие снимают лапки-удержки с наружной стороны рельса. Закончив эти операции, все шесть человек убирают старый рамный рельс и на его место надвигают новый. После этого бригада опять разбивается на группы по 2 чел. Первая группа устанавливает в стыках по четыре болта, ставит болт вкладыша и ввертывает один шуруп противоугонного уголка; вторая группа пришивает рельс к каждому брусу двумя костылями; третья группа устанавливает лапки-удержки с наружной стороны.
Сменив рамный рельс, бригада проверяет плотность прилегания к нему остряка, положение остряка и рамного рельса по высоте, ширину колеи. Сигналы остановки снимают после того, как бригадир убедится, что стрелка никаких отступлений от установленных норм содержания не имеет.
В заключительный период двое рабочих закрепляют болты лапок-удержек с внутренней стороны рельса и устанавливают шурупы в противоугонный уголок, третий рабочий устанавливает дополнительно по два болта в стыках рельса; четвертый рабочий забивает третьи костыли; пятый и шестой рабочие ставят болт в корневом вкладыше и болт противоугонного уголка.
После обкатки поездами состояние стрелки проверяют вторично.
Смена стрелочного остряка выполняется бригадой в составе 3 чел. Бригада должна иметь следующий инструмент:
Ключи гаечные . 2 шт.
» вертикальные (торцевые)    1   »
Лопата железная   1  »
В подготовительный период двое рабочих проверяют болты корневого крепления остряка и смазывают их, третий рабочий выбирает балласт из-под корневого мостика.
На время основного периода стрелочный перевод ограждается сигналами остановки. В основной период двое рабочих снимают два болта в корне остряка (при накладочном креплении) и два вертикальных болта ослабляют; третий рабочий в это время снимает болты соединительных тяг. Затем все вместе снимают остряк, убирают его на междупутье, а на освободившееся место устанавливают новый. Правильно расположив его, один рабочий ставит болты у соединительных тяг, двое же других рабочих устанавливают снятые болты и закрепляют ослабленные в корне остряка.
До снятия сигналов остановки проверяют плотность прилегания нового остряка к рамному рельсу и к упорным болтам, величину шага остряка, а также положение остряка относительно верхней грани рамного рельса.
В заключительный период один рабочий устанавливает шплинты в болтах соединительных тяг, другой в болтах корневого крепления, третий засыпает балласт под корневой мостик.
Смена крестовины выполняется бригадой в составе 4 чел. Для бригады необходим следующий инструмент:
Ключи гаечные 2  шт.
Ломы костыльные 2   »
Ломы остроконечные .. 2   »
Ключи шурупные . 4   »
Молотки костыльные .. 2   »
Топоры для зачистки брусьев  2   »
Новую крестовину располагают против сменяемой внутри колеи отклоненного пути.
Все операции по замене крестовины выполняют в три периода.
В первый, подготовительный, период двое рабочих вывертывают шурупы, прикрепляющие к брусьям лафетные мостики и подкладки. Вместо шурупов они забивают четыре обшивочных костыля на среднем мостике-лафете и по два костыля на переднем и заднем мостиках. Третий рабочий выдергивает костыли, оставляя на каждой подкладке по два костыля, засыпает в костыльные и шурупные отверстия антисептирующий порошок и ставит пластинки-закрепители. Четвертый рабочий снимает по два болта с передних стыков крестовины и опробывает все остальные болты. Третий и четвертый рабочие, окончив свою работу, помогают первым двум рабочим вывертывать шурупы.
Во второй, основной, период двое рабочих выдергивают костыли, включая и временно забитые. Другие двое рабочих разболчивают стыки крестовины. Затем все четверо объединяются и сдвигают крестовину вместе со средним мостиком-лафетом, снимают подкладки, передний и задний мостики, после чего двое рабочих зачищают брусья, а третий и четвертый обметают их, антисептируют зачищенные места и костыльные отверстия, устанавливают пластинки-закрепители, укладывают мостики и пришивают их костылями. Первые двое рабочих, закончив зачистку брусьев, укладывают подкладки и пришивают каждую одним костылем.
Закончив эти работы, все четверо надвигают новую крестовину, после чего бригадир проверяет ее положение: совпадение рабочих кантов сердечника крестовины с рабочими гранями рельсовых нитей, ширину колеи по обоим направлениям, а также расстояние от рабочего канта сердечника крестовины до рабочей грани контррельса. Затем двое рабочих устанавливают накладки и болты в стыках, другие же двое пришивают костылями крестовину.
В третий, заключительный, период двое рабочих устанавливают шурупы на мостиках и подкладках, один рабочий устанавливает пятый и шестой болты в передних стыках, четвертый же рабочий забивает третьи и четвертые костыли.
Смена контррельса выполняется бригадой в составе из 3 чел. При таком составе бригады требуется следующий инструмент:
Ключи гаечные ..   2 шт.
» шурупные 2 »
Молотки костыльные . 2... »
Лом костыльный   1... »
Ломы остроконечные . .. 2... »
Топор для зачистки брусьев . . 1... »
Работу выполняют в три периода. В первый, подготовительный, период двое рабочих меняют в упорках шурупы на костыли и зачищают заусеницы на брусьях; третий рабочий в это время выдергивает по одному костылю на каждом брусе, засыпает в костыльные отверстия антисептирующий порошок и устанавливает в них пластинки-закрепители, после чего он обметает брусья и антисептирует зачищенные места. Если «окно» для работы будет предоставлено большое, то замену шурупов костылями можно не делать.
Перед вторым, основным, периодом место работы ограждается сигналами остановки. В этот период двое рабочих снимают контррельсовые болты, а третий выдергивает оставшиеся костыли, в том числе и из упорок, антисептирует костыльные отверстия и вставляет в них пластинки-закрепители. Затем, объединившись, снимают втроем контррельс, надвигают на его место новый, устанавливают вкладыши и контррельсовые болты. Окончательно завинчивает гайки один рабочий, остальные же двое в это время пришивают контррельс костылями, включая упорки.
В третий, заключительный, период двое рабочих меняют костыли в упорках на шурупы, а третий забивает с внутренней стороны контррельса по второму костылю. В заключение проверяется желоб контррельса.
Смена переводного механизма выполняется звеном рабочих из 2 чел. Для производства работ требуется следующий инструмент:
Ключи шурупные 2 шт.
Ключ гаечный ...   1 »
Бурав . . . 1 »
Молоток костыльный ... 1 »
Работу выполняют в такой последовательности. Сначала вывертывают шурупы, прикрепляющие станину к брусьям. Образовавшиеся отверстия антисептируют и забивают пробками. Затем, разъединив фонарную и переводную тяги, рабочие снимают фонарь и станину. Брусья под станиной зачищают и обметают, после чего зачищенные места антисептируют.
Вместо снятой станины устанавливают новую и к фонарной тяге присоединяют переводную тягу. Бригадир, руководящий работой, проверяет положение станины, при этом оба остряка отводят от рамных рельсов на одинаковое расстояние и закрепляют деревянными вкладышами, а станину перемещают по брусьям, пока переводной рычаг не займет вертикального положения. В этом положении станину закрепляют. Перед завинчиванием шурупов в брусьях просверливают и антисептируют отверстия. Закрепив окончательно станину, рабочие устанавливают на ней фонарь.