Содержание материала

Негабаритным грузом считается такой груз, который, будучи погружен на подвижной состав, не удовлетворяет требованиям габарита подвижного состава 1-В.
Различают грузы трех видов негабаритностей: верхней, боковой и нижней. К грузам с верхней негабаритностью относятся такие, у которых негабаритная часть находится на высоте от 3 980 до 5 300 мм, считая от головки рельса.
Если негабаритная часть находится на высоте от 1 230 до 3 980 мм, то такой груз относится к грузам с боковой негабаритностью. Грузами с нижней негабаритностью считаются такие, которые имеют негабаритную часть на высоте до 1 230 мм от головки рельса. Могут быть предъявлены к перевозке и такие грузы, которые будут иметь негабаритность верхнюю и боковую или боковую и нижнюю одновременно.

Верхняя негабаритность грузов бывает трех степеней: нулевой второй и третьей. Верхней негабаритности первой степени нет, так как ее границы, в которые вписывается негабаритная часть груза, совпадают страницами верхней негабаритности нулевой степени.
Боковая негабаритность грузов делится на пять степеней: нулевую, первую, вторую, третью и четвертую.
Нижняя негабаритность грузов степеней не имеет. Чтобы можно было ясно представить контурное очертание, в которое должен вписаться груз той или иной степени негабаритности, на рис. 162 заштрихованной площадью показано, на сколько может выступать негабаритный груз четвертой степени за пределы габарита подвижного состава.
Грузы, выходящие своими частями за пределы габарита 1-В в зоне нижней негабаритности или за пределы боковой негабаритности четвертой степени, а также грузы, выходящие за пределы верхней негабаритности третьей степени, считаются сверхнегабаритными.
Все негабаритные грузы принимаются от отправителя специальной комиссией.
На станциях 1-го класса и внеклассных в состав комиссии входят: начальник станции, который является председателем, инженер станции, представитель дистанции пути по должности не ниже дорожного мастера, коммерческий ревизор и представитель вагонного участка. Для приемки негабаритных грузов на всех остальных станциях отделения дороги создается комиссия в составе: заместителя начальника отдела эксплуатации или ревизора движения, который является председателем комиссии, представителя дистанции пути, представителя вагонного участка, начальника станции и коммерческого ревизора.
Комиссия проверяет положение груза на платформе, надежность его крепления, наличие на грузе надписей о степени его негабаритности, наличие контрольных полос на полу платформы (отправитель обязан на полу платформы по контуру груза нанести несмываемой краской контрольные полосы, по которым можно заметить сдвиг груза), а также степень негабаритности.
При сдаче к перевозке негабаритного груза третьей и четвертой степеней и сверхнегабаритного отправитель изготовляет контрольную раму. В этом случае негабаритный груз сопровождается опытным работником пути, который при движении поезда наблюдает за контрольной рамой.
Контрольную раму устанавливают на крытом вагоне, полувагоне или платформе с тормозной площадкой, в плоскости оси двухосного вагона или шкворня тележки четырехосного вагона. Размеры контрольной рамы должны соответствовать размерам груза. Ее общий вид показан на рис. 163.
Платформу с контрольной рамой ставят первой от локомотива, а платформу с негабаритным грузом в середине поезда так, чтобы между этими платформами было не менее 20 осей.
Поезда с негабаритными грузами в пределах станций пропускаются по специально выделенным для таких поездов путям с междупутными расстояниями с каждой стороны не менее 4 800 мм.
Около таких путей все столбы и сооружения высотой более 1 100 мм должны находиться на расстоянии не менее 2,45 м. На кривых это расстояние увеличивается в зависимости от радиуса.


Рис. 162. Негабаритность четвертой степени по отношению к габаритам 1-В и 1-С

Рис. 163. Контрольная рама

Машинист поезда, имеющего негабаритные грузы третьей и четвертой степеней, обязан при подходе контрольной рамы к путепроводам, к мостам с ездой понизу, к станционным сооружениям и устройствам снижать скорость до 10 км/ч. Когда контрольная рама пройдет сооружение, скорость может быть увеличена до 25 км/ч. Эта скорость сохраняется, пока все негабаритные грузы не проследуют сооружение.
В тоннелях, удовлетворяющих габаритам СТ-1 и СТ-2, скорость поезда с негабаритным грузом третьей степени не должна превышать 25 км/ч, а с негабаритным грузом четвертой степени — 10 км/ч на всем протяжении тоннеля.
Условия пропуска негабаритных грузов по мостам, не удовлетворяющим габариту 1-С, и в тоннелях, не удовлетворяющих габаритам СТ-1, СТ-2, а также на двухпутных участках с негабаритным междупутьем устанавливаются начальником дороги.
Тяжеловесные грузы перевозятся на специальном подвижном составе — шестиосных платформах или транспортерах. Условия пропуска по отдельным участкам дороги подвижного состава с давлением на рельсы от одной оси более 21 т устанавливаются начальником дороги в зависимости от грузоподъемности мостов и состояния верхнего строения пути. В пределах одной дороги тяжеловесные грузы перевозятся по разрешению начальника дороги, а в пределах двух или нескольких дорог — по разрешению Министерства путей сообщения.