Содержание материала

Все операции по исправлению пути на пучине разделяют на подготовительные, основные и заключительные. К подготовительным операциям относятся: очистка пути от снега и льда с обметанием шпал, визирование пути с определением высоты пучинного горба, длины отводов и толщины пучинных подкладок, раскладка пучинного материала и пластинок-закрепителей, выдергивание третьих и дополнительных костылей.
К основным операциям относятся следующие: наддергивание костылей на девяти шпалах (на трех позади и шести впереди по ходу работ) с последующей добивкой их и последующим наддергиванием на других шпалах, вывеска рельса, постепенная расшивка шпал с удалением подкладок, выравнивание постели под подкладкой, укладка в путь пучинной и путевой подкладок, пришивка рельса на два костыля, добивка наддернутых костылей.
К заключительным операциям относятся: забивка третьего основного и дополнительного костылей, добивка ранее забитых костылей, устранение неисправностей, образовавшихся после прохода поезда, уборка снятых с пути пучинных подкладок, костылей и щепы.
Работами по исправлению пути на пучине руководит бригадир пути, если в путь укладываются пучинные подкладки, толщина которых не превышает 50 мм. Если же толщина укладываемых подкладок больше 50 мм, то работами должен руководить дорожный мастер.
В зависимости от состава бригады и толщины укладываемых подкладок для производства работ требуется набор инструмента, приведенный в табл. 63.
Ниже приводится последовательность выполнения операций при производстве работ двумя и четырьмя рабочими при исправлении пути с укладкой пучинных подкладок до 25 мм\ четырьмя и восемью рабочими при исправлении пути с укладкой пучинных подкладок до 50 мм и восемью рабочими на пучинах, высота которых превышает 50 мм.

Таблица 63
Инструмент для исправления пути на пучине (шт.)

а) При исправлении пути на пучине с укладкой пучинных подкладок толщиной до 25 мм работу могут выполнять двое рабочих под руководством бригадира. В этом случае работа выполняется последовательно: сначала на одной рельсовой нити одного отвода, затем на другой, после чего в такой же последовательности выполняются работы по другую сторону пучины.
Предварительно оба рабочих очищают от снега и льда путь на длине обоих отводов. Потом бригадир с одним рабочим определяет по визиркам высоту пучины, длину каждого отвода и толщину пучинных подкладок. Рабочий толщину подкладок записывает на шейке рельса у каждой шпалы. В это время другой рабочий остукивает костыли, раскладывает пучинные подкладки и пластинки- закрепители. Затем оба рабочих выдергивают третьи основные, четвертые и пятые дополнительные костыли, оставляя на каждом конце шпалы только по два костыля, прикрепляющих рельс к шпалам.
Закончив подготовительные работы, рабочие приступают к основным на одной рельсовой нити, более вспученной. Работу начинают от вершины отвода. Оба рабочих расшивают один конец шпалы и наддергивают костыли на трех шпалах позади нее и шести шпалах впереди по ходу работ, т. е. одновременно работают на 10 шпалах. Потом они вывешивают рельс с помощью гидравлического домкрата или клина, который бригадир подкладывает под подошву приподнятого костыльными ломами рельса. Клин укладывают в следующем за расшитой шпалой ящике (рис. 297).

Рис. 297. Вывешивание рельса для укладки пучинных карточек

Вывесив рельс, один рабочий снимает металлические и пучинные (при повторном исправлении) подкладки с расшитой (четвертой) шпалы, ставит пластинки-закрепители, зачищает при необходимости шпалу, укладывает под рельс пучинную и металлическую подкладки и пришивает рельс двумя костылями, не добивая их на 1—2 см. Другой рабочий наддергивает костыли еще на одной шпале впереди (одиннадцатой), добивает костыли на первой шпале и расшивает рельс на пятой шпале по ходу работ.
Дальше они продолжают работу в такой же последовательности. Устроив отвод на одной рельсовой нити, рабочие переходят на вторую. Когда же работы будут закончены и на второй рельсовой нити, рабочие переходят на другую сторону пучины и делают второй отвод так же, как и первый.
Если могут работать не 2, а 4 чел., то целесообразно их разделить на две группы по 2 чел. и выполнять работы одновременно на обеих рельсовых нитях с тем же распределением операций между рабочими.
Основные работы лучше начинать после прохода поезда. Тогда укладка временных карточек, возможно, не потребуется. Если же во время производства основных работ все-таки покажется поезд, то один рабочий укладывает временные карточки, начиная с той шпалы, где были приостановлены работы, другой пришивает рельс и добивает костыли. Временные карточки снимают по мере укладки в путь постоянных пучинных подкладок.
Закончив работы на отводах с обеих сторон, оба рабочих устраняют неисправности, появившиеся после прохода поезда, забивают все выдернутые костыли, убирают с пути щепу и инструмент, снимают сигналы или сигнальные знаки.
б) Работы по исправлению пути на пучине с укладкой пучинных подкладок толщиной д о 50 мм выполняет бригада из четырех рабочих под руководством бригадира пути. Вначале трое рабочих очищают путь от снега и льда, а четвертый ограждает сигналами место работ. Очистив путь от снега, один рабочий с бригадиром визирует путь и записывает на рельсе толщину пучинных подкладок; другой рабочий раскладывает пучинные подкладки, костыли и пластинки-закрепители, третий рабочий вместе с вернувшимся с ограждения четвертым выдергивают третьи основные и дополнительные костыли.
Закончив подготовительные работы, двое рабочих из четырех расшивают один конец шпалы, а другие двое наддергивают костыли на шести шпалах впереди по ходу работ и на трех шпалах позади расшитой шпалы. Затем наддергивание костылей продолжает один рабочий, он же последовательно расшивает по одной шпале по мере пришивки рельса на предыдущей. Другой рабочий последовательно добивает костыли на шпалах позади работ; он же пришивает рельс к шпале, на которой уложена пучинная подкладка. Двое рабочих, вывесив путь, снимают металлические и пучинные подкладки, ставят пластинки-закрепители, зачищают шпалу, укладывают новую пучинную подкладку и на нее металлическую. Если потребуется пропустить поезд, то двое рабочих на оставшемся участке укладывают временные карточки, а двое других забивают и добивают костыли.
После устройства отвода по одной рельсовой нити бригады в такой же последовательности выполняют работы на второй рельсовой нити, а затем с другой стороны пучины. Закончив все основные работы, трое рабочих забивают обшивочные дополнительные и третьи основные костыли, четвертый же рабочий собирает замененные костыли и пучинные подкладки.
Если работу выполняет бригада из 8 рабочих, то она делится на две группы по 4 чел. Работы выполняются одновременно на обеих рельсовых нитях. Последовательность работ в каждой группе сохраняется такая же, как и при выполнении всех работ бригадой из 4 чел.
в) Путь на пучине, высота которой больше 50 мм, исправляют только одновременно по двум рельсовым нитям. Работу выполняет бригада из восьми рабочих и одного бригадира под руководством дорожного мастера. Сначала бригада в полном составе очищает путь от снега и льда. Когда работа наполовину будет выполнена, на очистке остается трое рабочих, остальные же переключаются на другие операции. Бригадир с двумя рабочими визирует путь и устанавливает высоту пучины, длину отводов, толщину пучинных подкладок; двое рабочих остукивают и выдергивают обшивочные и третьи костыли; один рабочий раскладывает пучинные подкладки, костыли и пластинки-закрепители.
Для выполнения основных работ бригада делится на две группы по 4 чел. Каждая из них выполняет работы на одной рельсовой нити, сначала с одной стороны горба, затем с другой. Работа выполняется обеими группами в одном темпе, так как приходится укладывать сквозные нашпальники. Последовательность операций и распределение труда такие же, как и при выправке пути с укладкой пучинных подкладок толщиной до 50 мм.
Закончив основные работы на обоих отводах, 6 чел. из бригады переходят на забивку обшивочных и третьих костылей, а двое рабочих собирают пучинные подкладки, изъятые из пути костыли и убирают с пути щепу.
Работа по исправлению пути на оседающей пучине сводится к изъятию из пути пучинных подкладок или к замене одних пучинных подкладок другими, более тонкими, а при наращивании просевшей части — к замене подкладок более толстыми.
г)  Работы по исправлению пути на осевшей пучине, высота которой не превышала 25 мм, выполняют под руководством бригадира трое рабочих. Двое из них вместе с бригадиром визируют путь, разбивают новые отводы, а затем обметают шпалы, раскладывают новые пучинные подкладки и пластинки-закрепители. Третий рабочий выдергивает дополнительные и третьи основные костыли.
Основные работы по исправлению пути начинают от подошвы отвода и заканчивают у вершины пучины. Один из трех рабочих последовательно расшивает рельс на одном конце шпалы и наддергивает костыли на двух шпалах, расположенных впереди по ходу работ. Второй рабочий вместе с бригадиром вывешивает рельс, затем снимает подкладки, вставляет в костыльные отверстия пластинки-закрепители и укладывает на свое место путевые подкладки, а если необходимо, то и пучинные. Третий рабочий пришивает рельс на два костыля, не добивая их на 1—2 см. Когда с недобитыми костылями окажется восемь концов шпал, тогда третий рабочий, пришивая рельс к последующим шпалам, постепенно начинает добивать костыли, начиная с первой шпалы, расположенной у подошвы отвода. При этом необходимо, чтобы в пути все время было восемь концов шпал с недобитыми костылями для укладки временных карточек в случае появления поезда.
Перед пропуском поезда первый рабочий добивает костыли на двух шпалах, расположенных впереди по ходу работ, а затем по указанию бригадира укладывает временные карточки. Двое других рабочих помогают ему, вывешивая рельс. После укладки временных карточек двое рабочих добивают костыли, а третий убирает с пути инструмент.
Закончив основные работы, двое рабочих забивают дополнительные и третьи основные костыли, а также добивают остальные, третий же рабочий убирает и сортирует снятые с пути пучинные карточки. Затем бригада выправляет путь с подбивкой шпал.
д) Работы по исправлению пути на осевшей пучине, высота которой больше 25 мм, но не превышает 50 мм, выполняют под руководством бригадира четверо рабочих. Бригадир с одним из четырех рабочих визирует путь, устанавливает границы новых отводов и определяет толщину карточек, которые должны быть оставлены в пути. Второй рабочий раскладывает новые пучинные подкладки, костыли и пластинки-закрепители. Двое последних рабочих выдергивают обшивочные, дополнительные и третьи основные костыли.
При выполнении основных операций двое рабочих расшивают два конца шпалы с исправляемой стороны и на двух Шпалах, лежащих впереди по ходу работ, наддергивают костыли. Третий рабочий снимает старые пучинные подкладки и укладывает в путь новые, вставляя в костыльные отверстия пластинки-закрепители. Четвертый рабочий пришивает рельс на два костыля, не добивая их настолько, чтобы можно было уложить временную карточку. Он же добивает костыли за пределами возможного временного отвода.
Для пропуска поезда первые двое рабочих укладывают в путь временные карточки, другие же рабочие пришивают рельс на двух шпалах и добивают костыли на остальных.
Сначала основные работы выполняются по одной рельсовой нити, затем по второй, с одной стороны горба, а потом также по другую его сторону.
Закончив основные работы, трое рабочих забивают дополнительные и третьи основные костыли, а четвертый рабочий убирает снятые пучинные подкладки и костыли. Затем все вместе выправляют путь.
е) Работы по исправлению пути на осевшей пучине, высота которой превышает 50 мм, выполняет бригада из 8 рабочих под руководством дорожного мастера. Бригада делится на две группы по 4 чел. Первая из них работает на одной рельсовой нити, вторая — на другой. Каждая группа выполняет работу в такой же последовательности и с таким же распределением операций, как и при выправке пути на осевшей пучине высотой до 50 мм.

Вопросы для повторения

  1. Как рационально организовать работу бригады?
  2. Какие требования предъявляются к пути для пропуска по месту работ поезда: а) без ограничения скорости, б) с ограничением скорости?
  3. Каков порядок производства путевых работ на станциях?
  4. Какие Вам известны способы исправления толчков, перекосов и просадок? Каков порядок выполнения работ?
  5. В каких случаях назначается регулировка зазоров и в каких разгонка зазоров?
  6. Что должно предшествовать регулировке и разгонке зазоров?
  7. Как подготовляется смена шпал, переводных брусьев? Какова технология их смены?
  8. Как организовать одиночную смену рельса? Какие особенности следует учитывать при смене рельса на электрифицированном участке?
  9. Как организуется смена накладок?
  10. Какие подготовительные работы выполняются перед рихтовкой пути на кривых? Как производится рихтовка пути?
  11. Как выполняются работы по смене отдельных частей стрелочных переводов: рамного рельса, остряка, крестовины, контррельса, переводного механизма?
  12. Как производятся работы по перешивке пути?
  13. Каков порядок работ при смене переводных брусьев одиночной и сплошной?
  14. Какова последовательность работ по замене балласта?
  15. Какова технология работ по подъемке пути домкратами?
  16. Как устраиваются отводы от пучин?
  17. Какие способы применяют при исправлении пути на пучинах при их росте и оседании? Порядок работы.
  18. Какие требования предъявляются к пути при производстве работ на пучине для пропуска поезда?