При укладке железнодорожного пути, а также при его ремонте требуется располагать рельсовые стыки в створе по наугольнику. Забег стыков одной рельсовой нити относительно другой допускается не более чем на 1 см на прямом участке и не более чем на 1 см сверх половины укорочения рельсов на кривом.
Рис. 179. Смещение стыка одной рельсовой нити по отношению к стыку другой
Рис. 180. Смещение шпал
Положение рельсовых стыков не является неизменным. Под воздействием проходящих поездов, а также от температурных изменений стыки рельсов смещаются в продольном направлении; это смещение может быть одинаковым как по правой, так и по левой рельсовой нити, но может оказаться и разным.
При текущем содержании пути не следует допускать смещения стыков одной рельсовой нити относительно другой больше 8 см (рис. 179). Смещение шпал от эпюрного положения также не следует допускать более 8 см (рис. 180). Большие смещения рельсовых стыков и шпал необходимо исправлять.
В стыке между торцами рельсов устраивают зазор, который позволяет рельсам удлиняться с повышением их температуры. Каждой температуре рельсов соответствует определенная величина рельсовых зазоров. Эта величина называется нормальной. Нормальные зазоры при различной температуре для рельсов длиной 12,5 и 25 м приведены в табл. 31 и 32.
Таблица 31
Нормальные зазоры для рельсов длиной 12,5 м.
Нормальные зазоры для рельсов длиной 25 м
Для высоких температур величина рельсовых зазоров установлена меньше, для низких температур — больше. Чтобы установить, соответствуют ли зазоры в пути нормальным, необходимо измерить температуру рельсов с помощью термометра, посмотреть по таблице, какой зазор установлен для измеренной температуры, и сличить его с фактическими в пути.
К какой географической полосе относится тот или иной участок дороги, устанавливает начальник службы пути.
Величина рельсового зазора изменяется как от температурного удлинения рельсов, так и от их продольного смещения. Поэтому время от времени производится регулировка зазоров. Она назначается при наличии в пути на одной рельсовой нити трех слитых или трех растянутых (конструктивных) зазоров подряд при длине рельсов 12,5 м и при наличии двух слитых или двух растянутых зазоров при длине рельсов 25 м. Это требование не относится к случаям, когда по температурным условиям слитые или растянутые зазоры являются нормальными.
При длине рельсов 30 м величину зазоров принимают применительно к установленным для рельсов длиной 25 м; при длине рельсов 50 м — применительно к установленным для рельсов длиной 25 м с коэффициентом 1,5.
§ 54. СОПРЯЖЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОДОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ
Как уже известно, смежные элементы продольного профиля, при алгебраической разности уклонов более 0,003, должны сопрягаться круговыми кривыми. Радиус сопрягающей кривой должен быть равен 10 000 м. В трудных условиях и на линиях второстепенного значения сопрягающая кривая может иметь радиус 5 000 м.
Чтобы разбить кривую или проверить положение пути в месте сопряжения двух элементов, необходимо прежде всего отыскать точку перелома профиля. Эта точка на эксплуатируемых дорогах находится так.
На обоих сопрягаемых элементах профиля, но до начала сопрягающей кривой, устанавливают по две визирки. Пятую раздвижную визирку устанавливают в средней части участка, но так, чтобы она находилась несколько ближе к одной из двух пар нераздвижных (рис. 181). Установив раздвижную визирку по линии визирования этой пары, ее постепенно перемещают, не теряя линии визирования, по направлению к другой паре нераздвижных визирок, пока обе линии визирования не пересекутся. В этом месте берут отсчет по раздвижной визирке, который равен расстоянию от головки рельса до точки перелома профиля. Против точки пересечения линий уклонов забивают кол, верхняя грань которого должна быть на уровне найденной точки.
Затем отыскивают начало и конец сопрягающей кривой по величине Т, которая определяется по формуле
(10)
Рис. 181. Визирование пути в месте сопряжения элементов профиля
где Т — расстояние от точки перелома профиля до начала или конца сопрягающей кривой;
R — радиус сопрягающей круговой кривой;
i1, i2 — уклоны сопрягаемых элементов.
В формуле (10) сумму уклонов берут в тех случаях, когда спуск сопрягается с подъемом или подъем со спуском; во всех остальных случаях берут разность уклонов.
Величина Т при кривой радиуса 10000 м для разности уклонов в целых тысячных может быть получена и по табл. 33.
Таблица 33
Расстояния от точки перелома профиля до начала, конца и середины сопрягающей кривой радиуса 10 000 м
Рис. 175. Отвод возвышения у близко расположенных кривых одного направления: R1 и R2 — радиусы кривых; h1 и h2 —величина возвышения наружного рельса
Рис. 176. Отвод возвышения у близко расположенных обратных кривых: R1 и R2 — радиусы кривых; h — возвышение
Рис. 182. Разбивка сопрягающей кривой в вертикальной плоскости
Определив расстояние до начала и конца кривой, его откладывают в натуре в обе стороны от точки перелома профиля и в найденных точках забивают колья; их высота определяется визированием.
(11)
В точке перелома профиля путь должен находиться выше или ниже точки пересечения уклонов на величину h. Эта величина определяется по формуле где h — расстояние от точки перелома профиля до середины кривой;
Т — расстояние от точки перелома профиля до начала или конца сопрягающей кривой;
R— радиус сопрягающей кривой.
Если уклоны сопрягаются кривой радиуса 5 000 м, то величины Т и h, приведенные в табл. 33, надо уменьшить в два раза.
Найдя h, забивают второй кол посредине сопрягающей кривой рядом с первым. Высота его должна быть выше или ниже высоты первого кола на величину h. Обыкновенно трех найденных точек для разбивки сопрягающей кривой в вертикальной плоскости бывает недостаточно. Дополнительные точки можно найти, пользуясь формулой
(12)
где х — расстояние от начала (конца) кривой до точки, в которой определяется повышение или понижение пути;
у — ордината — расстояние от линии уклона до уровня, на котором должен находиться путь.
По формуле (12) можно найти любое число точек. Обычно дополнительные точки берут не чаще чем через 5 м (рис. 182).
Для разбивки кривой радиуса 10 000 м можно воспользоваться табл. 34, в которой даны ординаты через 5 м от начала или конца кривой.
Таблица 34
Ординаты круговой кривой радиуса 10000 м
Абсцисса в м, X | Ордината в мм, у | Абсцисса в м, | Ордината в мм, у | Абсцисса в м, | Ордината в мм, у |
5 | 1 | 40 | 80 | 75 | 281 |
10 | 5 | 45 | 101 | 80 | 320 |
15 | 11 | 50 | 125 | 85 | 361 |
20 | 20 | 55 | 151 | 90 | 405 |
25 | 31 | 60 | 180 | 95 | 451 |
30 | 45 | 65 | 211 | 100 | 500 |
35 | 61 | 70 | 245 |
|
|
Ординаты кривой радиуса 5 000 м в два раза больше ординат, приведенных в табл. 34.
Получив положение ряда точек сопрягающей кривой в вертикальной плоскости, проверяют по нему фактическое положение пути и при необходимости исправляют его.