Содержание материала


Рис. 230. Общий вид путеизмерительной ленты

Путеизмерительный вагон записывает недостатки в содержании колеи на путеизмерительной ленте. Общий вид такой ленты с показаниями механизмов шаблона и уровня дан на рис. 230.
Для облегчения обработки записи на путеизмерительной ленте проводят ряд линий, параллельных нулевым. Так, параллельно нулевой линии шаблона, соответствующей ширине колеи 1 524 мм, проводят линии: с одной стороны — на расстоянии 2 мм, с другой —  на расстоянии 6 мм, ограничивающие разрешенные отклонения в содержании колеи по шаблону. Около нулевой линии уровня с обеих ее сторон проводят линии на расстояниях, соответствующих степеням отклонений — 4, 10, 15 мм. В связи с тем, что точность записи механизма уровня равна 1 мм, эти расстояния следует увеличивать на 1 мм, при масштабе же записи 1 : 2 линии надо проводить на расстояниях 2,5; 5,5; 8 мм.


Рис. 231. Показания механизма уровня на .кривом участке

Рис. 232. Расшифровка путеизмерительной ленты на прямом пути:
а — запись механизма шаблона при наличии сужения и уширения сверх допуска; б — за пись механизма уровня при плавном отклонении и резкой просадке; в — то же при наличии перекоса

На кривых участках нулевые линии проводят: для шаблона —  на расстоянии, соответствующем уширению колеи; для уровня —  на расстоянии, соответствующем возвышению наружной рельсовой нити. Эти расстояния откладывают от нулевой линии прямого участка в масштабе записи. На участках отвода возвышения нулевые линии соединяются между собой наклонной прямой. Линии допусков и степеней отступлений в этом месте проводятся также наклонно (рис. 231).
Продольный масштаб путеизмерительной ленты равен 1/2000, т. е. каждый миллиметр на ленте соответствует 2 м пути.
На рис. 232, а показана запись механизма шаблона на прямом участке. На взятом отрезке путеизмерительной ленты записано сужение колеи в двух местах: в одном — до 1 521 мм на протяжении 4 м, в другом — до 1 518 мм, причем сужение во втором месте на протяжении 4 м должно быть отнесено к III степени, а на протяжении 6 м — ко II степени. (Из общего протяжения 10 м вычитают длину пути, на которой отступление отнесено к III степени.) На рассматриваемом участке имеется и уширение колеи до 1 532 мм на длине 14 м. Сумма баллов, которую следует начислить за все отступления по шаблону, подсчитана в табл. 51.

Таблица 51
Подсчет баллов за отступления

На рис. 232, б показана запись механизма уровня в масштабе (вертикальном) 1 : 1. На участке пути имеется плавное отклонение по уровню до 7 мм на протяжении 18 м и одна резкая просадка до 8 мм. Оба отступления по табл. 48 относятся ко II степени. За плавное отклонение по уровню должно быть начислено по одному баллу за каждый метр, или 18 баллов; за резкую просадку должно быть начислено 10 баллов (см. табл. 47).
На рис. 232, в показана также запись механизма уровня, но с наличием перекоса пути. Величина перекоса определяется по расстоянию между крайними точками пик. В данном случае величина перекоса равна 12 мм. Перекос должен быть отнесен к III степени и за него должно быть начислено 150 баллов, потому что расстояние между пиками по горизонтали меньше 14 м, но больше 7 м. Отводы от пик перекоса не штрафуются, — они входят в оценку перекоса.
Расшифровка ленты путеизмерительной тележки ничем не отличается от расшифровки ленты путеизмерительного вагона. Оценка  отступлений баллами остается такой же. Однако путеизмерительная тележка, имея небольшой вес, не выявляет потайных просадок и перекосов. Кроме того, она не воспринимает горизонтальных и вертикальных толчков. Поэтому в тех случаях, когда оценка пути дается по показаниям путеизмерительной тележки, сумму баллов, начисленных за отступления по ее показаниям, увеличивают в три раза.

Вопросы для повторения

  1. Через какие сроки производится осмотр пути и сооружений дорожным мастером?
  2. Какие вам известны путевые измерительные приборы?
  3. Какая оценка путеизмерительного вагона соответствует отличному, хорошему, удовлетворительному состоянию пути?
  4. Каковы дополнительные условия для получения отличной, хорошей и удовлетворительной оценки?
  5. Как расшифровать запись отрезка путеизмерительной ленты?
  6. Что называется перекосом пути?