Периодическая оценка качества текущего содержания пути имеет большое значение. Она не только дает представление о состоянии пути, но и позволяет судить об его улучшении или ухудшении за определенный отрезок времени: за месяц, полугодие и т. д.
Оценка текущему содержанию пути дается на основании показаний путеизмерительного вагона и результатов натурного осмотра пути. Двойная проверка пути необходима, так как путеизмерительный вагон воспринимает и записывает лишь отклонения в содержании колеи по уровню и шаблону и вертикальные и горизонтальные толчки. Между тем наличие недостатков в содержании земляного полотна, искусственных сооружений, плохое состояние рельсовых скреплений, балластного слоя и т. п. может в момент проверки и не сказаться на состоянии рельсовой колеи, но через некоторое время обязательно приведет к нежелательным последствиям, иногда весьма тяжелым. Поэтому общая оценка текущего содержания пути слагается из оценки по показаниям путеизмерительного вагона и оценки, даваемой дорожным мастером на основании результатов натурного осмотра пути.
Путеизмерительный вагон фиксирует отступления в содержании колеи. Эти отступления оцениваются баллами, причем за более грубое отступление начисляется больший балл. Состояние пути оценивается суммой баллов, начисленных за все отступления в пределах одного километра. Таким образом, чем больше будет отступлений на километре пути и чем они грубее, тем больше будет баллов и тем хуже, следовательно, состояние пути на этом километре. Отступления от норм содержания пути по шаблону и уровню, а также вертикальные и горизонтальные толчки в зависимости от степени отступления оцениваются баллами по табл. 47.
Таблица 47
Оценка отступлений в содержании колеи баллами
Наименование неисправностей | Степени неисправности | |||
I | II | III | IV | |
Сужение колеи . | 0 | 1 | 100 | 1 000 |
Уширение колеи .. | 0 | 1 | 100 | 1 000 |
Плавные отклонения по уровню . . | 0 | 1 | 10 | 100 |
Перекосы при расстоянии между вершинами пик: |
|
|
|
|
до 7 м включительно .. | 0 | 30 | 300 | 2 000 |
» 14 м » | 0 | 15 | 150 | 1 500 |
» 25 м исключительно | 0 | 10 | 100 | 1 000 |
Резкие односторонние просадки при длине отклонения: |
|
|
|
|
до 5 м включительно .. | 0 | 10 | 100 | 1 000 |
» 10 м » | 0 | 10 | 50 | 500 |
Вертикальные толчки .. | 0 | 2 | . 10 | 100 |
Горизонтальные толчки .. | 0 | 2 | 10 | 100 |
Из табл. 47 видно, что неисправности по уровню делятся на три вида: плавные отклонения, перекосы и резкие односторонние просадки. Перекосом называется последовательное отклонение рельсовых нитей по уровню в разные стороны на расстоянии менее 25 м. Резкой односторонней просадкой называется одностороннее отклонение по уровню при длине 10 м и меньше.
Баллы, указанные в табл. 47, начисляются: за сужение, уширение колеи и за плавные отклонения по уровню — за каждый метр длины пути с такой неисправностью, за перекосы, резкие односторонние просадки, вертикальные и горизонтальные толчки — за каждую неисправность (место).
Определение степени отступления от норм содержания пути делают по табл. 48.
Таблица 48
Деление отступлений по степеням
Плавные отклонения по уровню, превышающие 50 мм, и толчки более четырех допусков, как превышающие IV степень отступления, оцениваются в 1 000 баллов. Уширение колеи, превышающее 1 546 мм, ни в каком случае не допускается и поэтому независимо от степени отступления оценивается всегда в 1 000 баллов.
Таблица 49
Предельные суммы баллов для отличного пути
Состояние пути по показаниям путеизмерительного вагона считается отличным, если сумма баллов на километре не превышает величин, указанных в табл. 49. Анализируя эту таблицу, можно убедиться, что чем легче в пути рельсы и чем хуже качество балластного материала, тем большая сумма баллов допускается на километре пути.
Состояние пути по показаниям путеизмерительного вагона считается хорошим, если сумма баллов на километре находится в пределах, указанных в табл. 50. И в этой таблице верхний предел тем выше, чем легче рельсы и хуже балластный материал.
Таблица 50
Пределы суммы баллов для хорошего пути
Типы рельсов | Род балласта | ||
щебень, сортированный и карьерный гравий, ракушка, асбестовый балласт | крупный и среднезернистый песчаный балласт | мелкозернистый песчаный балласт | |
Р50 и тяжелее . | 16—30 | 16—30 | 21—40 |
Р43 и более тяжелые импортные.. | 16—30 | 21—40 | 26—50 |
Ι-a и близкие к ним ... | 21—35 | 26—50 | 31—60 |
ΙΙ-а, ΙΙΙ-а и легче, а также старогодные зарубежных стран | 21—40 | 31—60 | 31—80 |
Состояние пути считается удовлетворительным, если сумма баллов по показаниям путеизмерительного вагона составляет не более 250 единиц при всех типах рельсов и при любом балластном материале.
Содержание главных и приемо-отправочных путей в зависимости от числа баллов признается отличным, хорошим или удовлетворительным лишь при следующих условиях:
а) если путь закреплен от угона, кюветы и другие водоотводные канавы и устройства обеспечивают отвод воды, балластная призма содержится в порядке;
б) если в пути нет остродефектных рельсов, кустов из трех и более негодных шпал, а в рельсовых стыках нет выплесков, отрясенных стыковых шпал, негодных стыковых скреплений и соединителей;
в) если путь на прямых не имеет углов и на круговых кривых разность стрел от хорды в 20 м в точках через 10 м не превышает:
10 мм при радиусе кривой, равном или меньшем 400 м;
8 » » » » от 401 м до 650 м;
6 » » » » большем 650 м;
г) если стрелочные переводы и глухие пересечения содержатся в норме, без нарушений требований Правил технической эксплуатации железных дорог;
д) если на обслуживаемых бригадой искусственных сооружениях содержатся в норме: мостовое полотно, пролетные строения, опоры, конусы, русла, противопожарные средства;
е) если исправны переезды, сигнальные и путевые знаки и старогодные путевые материалы хранятся в порядке в установленных местах.
Оценка содержанию пути дается один раз в месяц после очередной проверки его дорожным мастером вместе с бригадиром. Результаты этой проверки записывают в «Акт о состоянии и оценке пути и путевых устройств» формы ПУ-24. Заключение по акту делает начальник дистанции или его заместитель. Они же устанавливают размер доплаты бригадиру за руководство работой бригады.