Содержание материала

Путь на мостах устраивают как на балласте, так и на деревянных или металлических поперечинах.
При устройстве пути на балласте необходимо предусматривать специальные меры против его осыпания в случаях недостаточной ширины балластного корыта поверху.


Рис. 98. Устройство мостового полотна на деревянных поперечинах на металлических мостах

Под шпалой на водораздельных точках толщина балласта должна быть не менее 20 см и в крайнем случае не менее 15 см.
Устройство мостового полотна на деревянных поперечинах на металлических мостах показано на рис. 98, а на деревянных мостах — на рис. 99. Перед мостами длиной более 300 м и мостами с разводными пролетами на протяжении 1 000 м в ту и другую сторону следует укладывать щебеночный балласт и рельсы типа Р50 и тяжелее (рельсы и на самих мостах). На остальных мостах укладывают те же рельсы, что и на перегоне. Перед металлическими мостами меньшей длины путь на протяжении 30 м в ту и другую сторону укладывают на щебеночном основании или покрывают песчаный балласт щебнем. Эта мера необходима для предохранения металла мостов от загрязнения пылью.

Ввиду того что удары подвижного состава на стыках отрицательно сказываются на состоянии опор и пролетных строений, нужно стремиться иметь минимальное количество рельсовых стыков на мостах. Это достигается сваркой рельсов электроконтактным способом в плети длиной 25—50 м. На мостах, имеющих слабые пролетные строения или трещины в опорах, нельзя оставлять несваренными или незаглушенными постановкой вкладышей стыки в расположении ближе 2 м от концов главных ферм или прогонов и от шкафной стенки, а в арочных мостах ближе 2 м от деформационных швов и замка свода.
Стыки рельсов типов Р43, Р50 и Р65 на мостах с мостовыми брусьями можно располагать как на весу, так и на брусьях.
Расстояние между осями брусьев при таких рельсах не должно быть более 40 см.

Рис. 99. Устройство мостового полотна на деревянных поперечинах
на деревянных мостах:
1 — противоугонный охранный брус 20x15 см; 2 — бортовой брус 10x10 см; 3 — щебень или гравий; 4 — доски 20x3 см; 5 —пластины закладного щита; 6 — контррельс; 7 — металлический лист 240x0,4 см; 8—доски 20x5 см; 9 —болт d= 1 9 мм

Стыки рельсов старых типов надо устраивать на брусьях, сближенных до 27 см. При большем расстоянии между брусьями стыки устраивают на мостиках.
На больших металлических мостах укладывают уравнительные приборы. Такие приборы должны быть на всех металлических мостах с температурными пролетами больше 100 м (температурный пролет — это расстояние от неподвижных опорных частей одного пролетного строения до неподвижных опорных частей смежного пролетного строения или до шкафной стенки устоя).
В каждом температурном пролете должен быть уложен один комплект уравнительного прибора. Остряки уравнительного прибора располагаются пошерстно в отношении направления преимущественного движения.

На подходах к мосту необходимо полностью закрепить путь от угона, чтобы избежать действия сил угона непосредственно на мост.

На мостах и путепроводах длиной более 20 м, а также где длина мостового полотна на поперечинах более 5 м и на всех мостах и путепроводах, расположенных в кривых радиуса менее 1 000 м, укладывают контррельсы. На больших мостах вместо контррельсов рекомендуется укладывать контруголки.
Контррельсы делают из рельсов на один тип легче путевых; их пришивают двумя костылями к каждому мостовому брусу. В стыках контррельсов устанавливают накладки, соответствующие типу рельсов, и сболчивают не менее чем на 4 болта, при этом у мест расположения уравнительных приборов головки болтов ставят только с одной стороны накладок.
Контррельсы укладывают на всем протяжении моста до задней грани устоев или закладных щитов, далее концы их на протяжении не менее 10 м сближают и соединяют челноком (см. рис. 98). На путях под путепроводами контррельсы укладывают на протяжении ширины путепровода и потом сводят челноком.
Мостовые брусья делают из сосны или лиственницы и пропитывают креозотом. Для предупреждения образования трещин в брусьях концы их следует стягивать полосовым железом.
Сечение мостовых брусьев должно быть тем больше, чем больше расстояние между осями продольных балок или ферм.
Эта зависимость приведена в табл. 21.

Таблица 21

Длина мостовых брусьев установлена 3,2 м (короткие) и 4,2 м (длинные).

Укладывают мостовые брусья строго по наугольнику с расстояниями в свету 10—15 см.
Мостовые брусья плотно прирубаются к верхним поясам пролетных строений или продольных балок. Глубина врубок должна быть не менее 0,5 см, а при укладке на деревянные прогоны — не менее 2 см.
К металлическим балкам мостовые брусья прикрепляются лапчатыми болтами (рис. 100), а к деревянным прогонам — болтами диаметром 19 мм. На деревянных мостах укладывают поперечины, вытесанные из бревен диаметром в средней части около 26 см.
На всех мостах при езде на мостовых брусьях или поперечинах укладывают противоугонные брусья или уголки.
На деревянных мостах длиной до 5 м противоугонные брусья можно не ставить при условии прикрепления болтом каждой поперечины.

Вопросы для повторения

  1. Из каких элементов состоит верхнее строение пути и каково назначение каждого из них?
  2. Какие основные стандартные типы рельсов применяются на дорогах СССР? Какое назначение стыка и какие к нему предъявляются требования? Какие типы стыков применяются?
  3. Какие преимущества имеет раздельное скрепление перед нераздельным?
  4. Из каких материалов изготовляют шпалы и какие они бывают по форме и типу? Что такое эпюра шпал?
  5. Какие материалы используют для балласта и какие требования предъявляются к нему?
  6. Начертить поперечные профили балластного слоя.
  7. Какие существуют меры по борьбе с угоном пути? Какие конструкции противоугонов применяются и принцип их расстановки при закреплении пути от угона при одностороннем и двустороннем движении поездов?
  8. Как устраивается верхнее строение пути на мостах?