Содержание материала

Медные рельсовые соединители приваривают к головке рельса термитным способом. Для этого используют специальные тигель- формы. Тигель-форма состоит из тигля, поддона и крышки, скрепленных металлической рамой. В нижней части форма имеет отверстие для помещения манжеты рельсового соединителя. Тигель- форма устанавливается на головке рельса и закрепляется зажимным болтом (рис. 300).
Перед приваркой рельсового соединителя головку рельса в месте приварки очищают от грязи и смазки, освобождают от заусениц и зачищают напильником до блеска. На рельсы устанавливают тигель-формы симметрично относительно рельсового зазора, при этом поддоны прижимают к боковым поверхностям головок рельсов.
В установленные на рельсах тигель-формы вставляют рельсовый соединитель, литниковые отверстия закрывают вкладышами, после чего в каждую форму по одной порции насыпают термит. Он воспламеняется с помощью термо-спички, которая в зажженном виде опускается в отверстие крышки. Опустив зажженную спичку в форму, надо немедленно отойти на расстояние 2—2,5 м и следить за горением термита через защитные очки. Если термит не загорелся, то зажигание повторяют только после того, как продукты горения спички остынут до черного цвета.

Место приварки ограждается сигналистами, извещающими сварщика о подходе поездов. Для пропуска поезда тигель-формы снимают. Во время снегопада и при температуре воздуха ниже —10°С приварка соединителей не допускается.


Рис. 300. Тигель-формы на рельсах

Приварка оканчивается вместе с окончанием горения термита. Снимать тигель-форму надо, не применяя особых усилий. Сначала освобождают крепежный винт, затем, слегка покачивая, снимают форму. Место приварки очищают от шлака и наплывов с помощью молотка и зубила. Для защиты от коррозии трос и манжеты соединителя покрывают слоем битума № 8.
Прочность приварки проверяют остукиванием соединителей молотком весом 0,5—0,6 кг. Необходимо, чтобы металл приварки был на 5 мм ниже поверхности катания колес.

Вопросы для повторения

  1. Какими способами сваривают рельсы?
  2. Каким требованиям должны удовлетворять сварные накладки?
  3. При каком износе рельсовых концов назначается их наплавка?
  4. Сколько раз можно наплавлять крестовины стрелочных переводов?
  5. Как приваривают к рельсам стыковые медные соединители?