Содержание материала

ГЛАВА VII
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ СТАНЦИИ

§ 36. ВИДЫ РАЗДЕЛЬНЫХ ПУНКТОВ И ИХ НАЗНАЧЕНИЕ

 Железнодорожные линии делятся раздельными пунктами на перегоны. Перегоны могут быть однопутными, двухпутными и многопутными.

Рис. 146. Схема установки проходных светофоров


К раздельным пунктам относятся:
проходные светофоры (рис. 146), устанавливаемые на границах блок-участков; путевые посты (рис. 147), имеющие только главные пути, обслуживаемые этими постами;
вспомогательные посты (рис. 148), устраиваемые в местах примыкания к главным путям ответвлений; эти посты осуществляют управление движением поездов, следующих только на ответвление и обратно;
обгонные пункты (рис. 149), устраиваемые на двухпутных линиях и имеющих, кроме главных путей, два пути для обгона поездов — один с четной стороны, другой с нечетной;
разъезды, устраиваемые на однопутных линиях и имеющие путевое развитие, позволяющее производить на них скрещение

Рис. 148. Вспомогательный пост

и обгон поездов, а также грузовые и пассажирские операции в небольших размерах.
Разъезды могут быть четырех типов (рис. 150).
I — с параллельным, или, как называют, поперечным, расположением путей. Для такого разъезда требуется сравнительно небольшая площадка (рис. 150, а);
II—со смещенным (продольным) расположением путей. Такой тип. разъезда требует более длинной площадки (рис. 150, б).
Этот тип разъезда допускает обращение длинносоставных поездов, обеспечивает большую степень безопасности при одновременном приеме поездов и ускоряет операции по их приему и отправлению;
III—с расположением путей по одну сторону главного пути (со стороны будущего второго главного пути) (рис. 150, в);
IV — с тупиковыми разъездными путями (рис. 150, г).
Станции по характеру работы делятся на грузовые, пассажирские, сортировочные, участковые и промежуточные. К промежуточным относятся и разъезды с обгонными пунктами.

Рис. 149. Обгонный пункт

На станциях должны быть устройства для скрещения и обгона поездов, посадки и высадки пассажиров, выполнения грузовых операций, маневров. В необходимых случаях может выполняться набор воды паровозами и, если требуется, экипировка.
На станциях производится также прием и выдача грузов и багажа.
Границами раздельных пунктов являются: на однопутных линиях — входные семафоры или светофоры, на двухпутных линиях— с одной стороны входной светофор или семафор, а с другой — специальный указатель, устанавливаемый на расстоянии не менее 50 м за первым входным стрелочным переводом.
Через станции осуществляется непосредственная связь работников железнодорожного транспорта с населением и предприятиями промышленности и сельского хозяйства. От четкости работы станций по погрузке и выгрузке грузов, по формированию  и расформированию поездов и их пропуску зависит выполнение графика движения поездов и государственного плана перевозок в целом.
Станции, к которым примыкают железнодорожные линии магистрального значения, называются узловыми.


Рис. 150. Разъезды:
а —с поперечным расположением путей; б —со смещенным расположением путей; в — с расположением путей по одну сторону главного пути; г—с тупиковыми разъездными путями
(I, 1, 2, 3 — номера путей, П.З . — пассажирское здание)

Промежуточные станции проектируются исходя из условия наиболее удобного обслуживания местного населения и предприятий промышленности и сельского хозяйства: расстояние между ними зависит от густоты населения в данном районе. В густонаселенных районах расстояние между промежуточными станциями устанавливается в 15—20 км, а в малонаселенных районах — до 40 км.
На участковых станциях производится расформирование и формирование участковых и сборных поездов, обработка транзитных поездов, смена локомотивов и бригад, а также выполняются пассажирские и грузовые операции.
Участковые станции обычно располагаются в начале и конце тяговых плеч. Расстояние между ними в среднем 135 км.
Сортировочные станции выполняют массовое расформирование и формирование грузовых поездов. Строят сортировочные станции там, где зарождаются или погашаются вагонопотоки. Обычно они находятся на подходах к крупным промышленным центрам, городам, морским и речным портам и на крупных железнодорожных узлах.

Пассажирские станции обслуживают пассажирские перевозки. Эти станции нужны в крупных городах или в крупных железнодорожных узлах. К пассажирским станциям относят также и те, где объем пассажирской работы значительно превосходит другие виды работ.
На грузовых станциях производится массовая погрузка или выгрузка грузов.
Все железнодорожные станции в зависимости от характера работы имеют устройства и сооружения для приема, расформирования, формирования и отправления поездов, содержания и ремонта подвижного состава. На станциях должны быть также служебно-технические здания, устройства связи, сигнализации, централизации и блокировки, освещения, противопожарной безопасности и водоснабжения и, кроме того, устройства для выполнения операций по перевозке пассажиров и грузов.

§ 37. СТАНЦИОННЫЕ ПУТИ

Железнодорожные пути на станциях делятся на главные, станционные и специального назначения.
Пути, являющиеся продолжением путей перегона, называются главными.
К станционным относятся пути: приемо-отправочные, ходовые, соединительные, сортировочные, вытяжные, погрузочновыгрузочные, деповские.
К специальным относятся тупики предохранительные и улавливающие и ветви.
Группы станционных путей, предназначенных для выполнения одинаковой работы, называются парками. Парки бывают: приемочные, отправочные, приемо-отправочные, сортировочные, технические и др.
В условиях эксплуатации за начало и конец пути на станциях принимают начало остряков стрелочного перевода. Расстояние между ними является полной длиной пути.
Полезная длина пути есть часть полной длины, в пределах которой устанавливается подвижной состав с соблюдением условий обеспечения безопасности движения поездов.
Полезная длина сквозных путей может ограничиваться: предельными столбиками, предельным столбиком и выходным сигналом, предельным столбиком и началом стрелочного перевода противошерстной стрелки.
Главные пути нумеруют римскими цифрами (I, II, III, IV), по нечетному направлению движения — нечетными, по четному —  четными.
Станционные пути, не входящие в состав парков, нумеруют арабскими цифрами.
Отдельные парки путей нумеруют римскими цифрами, обозначающими номер парка, с цифровым индексом, показывающим число  путей в парке; все пути парка нумеруют последовательно арабскими цифрами слева направо.
Стрелки нумеруют со стороны прибытия четных поездов порядковыми четными номерами, со стороны прибытия нечетных поездов — порядковыми нечетными номерами.
Стрелочные переводы, лежащие по стрелочной улице, должны иметь непрерывную нумерацию.
Минимальные длины площадок для разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций (в метрах) при параллельном расположении путей приведены в табл. 24.

Таблица 24
Минимальные длины площадок для разъездов, обгонных пунктов и промежуточных станций

Профиль путей на станциях устанавливают такой, чтобы вагоны, стоящие без локомотива, а также локомотивы в нерабочем состоянии не могли тронуться с места под действием силы тяжести или ветра. Обычно станции располагают на горизонтальной площадке. В трудных условиях разрешается располагать станционные пути на уклонах.
Крутизна отдельных элементов профиля на станциях не должна превышать 2,5°/0о. В особо трудных горных условиях приемо-отправочные пути допускается располагать на уклонах круче 2,5 %0, обеспечивающих трогание с места, но не круче 6 %0. На таких разъездах и обгонных пунктах маневровая работа не предусматривается.
Точки переломов продольного профиля на главных и приемоотправочных путях надо располагать по возможности на некотором расстоянии от крестовины и остряков стрелочных переводов.
Станционные пути следует располагать на прямых, так как кривизна путей увеличивает сопротивление движению поезда, что затрудняет трогание его с места, при дальнейшем развитии станций усложняется работа по укладке путей, эксплуатационная работа вследствие плохой видимости затрудняется.
Кривые любых радиусов на станционных путях устраивают без переходных кривых, а при радиусах более 250 м могут сопрягаться и без прямых вставок.
Внутренние соединительные и ходовые локомотивные пути, а также пути треугольников можно устраивать с кривыми радиуса не менее 200 м; в особо стесненных местах допускается уменьшение радиуса до 180 м.

§ 38. ПОВОРОТНЫЕ УСТРОЙСТВА


Рис. 151. Поворотный круг
К поворотным устройствам относятся: поворотные круги и треугольники, которые служат для поворачивания локомотивов и отдельных вагонов (служебных, тормозных, специальных), а также петли, позволяющие поворачивать не только отдельные подвижные единицы, но и целые составы.
Для электровозов и тепловозов не требуется поворотных устройств, так как эти локомотивы имеют управление с обоих концов.
Поворотные круги (рис. 151) представляют собой фермы (с путем), поворачивающиеся в горизонтальной плоскости вокруг вертикальной оси, укрепленной в центре фундамента. Концы фермы через ролики опираются на рельсы, уложенные по кругу.
Диаметр поворотных кругов обычно принимают от 22 до 36 м, в зависимости от длины локомотива и размеров депо.

Рис. 152. Треугольник для поворота паровозов

Рис. 153. Петля для поворота паровозов

Поворотный круг требует очень небольшой площади, и в этом его преимущество перед другими поворотными устройствами. Поворотный круг устанавливают при выходе с территории депо на станционные пути.

Перед входом на круг делают прямую вставку длиной не менее 6,5 м, что дает более спокойный вход паровозов на круг, без боковых ударов колес о рельсы, уложенные на круге.
Треугольник (рис. 152) состоит из трех коротких путей, соединенных стрелочными переводами. Полезная длина тупика треугольника назначается не менее 60 м.
Треугольник прост в эксплуатации, устройство его несложно и стоит сравнительно дешево. К недостаткам его относится потребность в большой площади и поэтому невозможность устройства его в непосредственной близости от станционных и приемо-отправочных путей.
Петля (рис. 153), так же как и треугольник, требует большой площади и плохо вписывается в габариты станции. Поворот локомотива на петле занимает столько же времени, сколько и на треугольнике. Радиус петли должен быть не менее 200 м, а уклон не круче 15%.

§ 39. СОДЕРЖАНИЕ ТЕРРИТОРИИ СТАНЦИИ

Обязанности по очистке станционных путей от шлака, мусора, льда и снега возложены на работников дистанций пути.
Чистка топок паровозов и котлов пассажирских вагонов производится в специально отведенных местах, которые объявляются приказом по дороге и обозначаются сигнальным знаком «Чистка топки».
На территории станции не должно быть разбросанных частей подвижного состава и пути, а также металлического лома. Сбор металла производят соответственно работники вагонных участков и околотков пути, при этом годные запасные части они укладывают вне габарита на специальные подставки и стеллажи, а негодные сдают в металлолом.
Чистоту перронных, погрузочно-выгрузочных путей и путей у сортировочных платформ, обеспечивают работники, подчиненные начальникам станций.
Контроль за поддержанием в санитарном состоянии санузлов и мусорных ящиков возложен на начальников дистанций зданий и сооружений.
Для погрузки и вывозки шлака, мусора, снега и льда выделяются паровозы, подъемные краны, вагоны.

Вопросы для повторения

  1. Какие существуют виды раздельных пунктов и назначение каждого из них?
  2. Что является границами раздельных пунктов?
  3. Какие пути называются станционными и как они нумеруются? Как нумеруются стрелочные переводы?
  4. Какими преимуществами и недостатками обладают поворотные круги, треугольники и поворотные петли?
  5. Как распределяются обязанности между работниками различных служб по содержанию в чистоте территории станции?