Содержание материала

Восстановление нормальных рельсовых зазоров, нарушенных угоном пути, достигается регулировкой или разгонкой зазоров. Если для получения нормальных зазоров рельсы перемещают без разрывов стыков, то работу называют регулировкой зазоров. Если же при перемещении рельсов отдельные стыки разъединяют, то работу называют разгонкой зазоров.
Рельсы перемещают плетями по 4—5 рельсов. При разгонке зазоров рельсовые плети допускается смещать на величину, при которой разрыв в стыке получается не больше 175 мм. 
Рельсовые вкладыши
Рис. 265. Рельсовые вкладыши

Для пропуска поезда в такой разорванный стык вставляют кусок рельса, называемый вкладышем. На месте работ надо иметь полный комплект вкладышей, состоящий из семи кусков рельсов разной длины. Размеры их показаны на рис. 265.
При перемещении рельсовых плетей, для получения в стыках нормальных зазоров, между рельсами вставляют зазорники; их толщина должна быть равна величине нормального зазора.
При хорошем закреплении пути от угона разгонки зазоров не требуется, и большинство дистанций пути ее не выполняет, ограничиваясь лишь регулировками зазоров. Регулировку зазоров назначают при наличии на одной рельсовой нити трех слитых зазоров подряд и более. Если в пути лежат рельсы длиной 25 м, то регулировку назначают при наличии двух слитых зазоров подряд. Слитым зазором называют такой, при котором торцы рельсов соприкасаются. В зимнее время для предупреждения среза болтов регулировку назначают при наличии в пути растянутых зазоров.
Разгонка рельсовых зазоров, а также регулировка их не может быть произведена без предварительного расчета зазоров. Расчетом устанавливается: на какую величину, в какую сторону и на каком участке необходимо переместить рельсовую нить, чтобы величина всех зазоров стала нормальной.


Рис. 266. Измерение рельсовых зазоров клином

Перед расчетом рельсовые зазоры измеряют в натуре специальным мерным клином (рис. 266). Замеры производят в такое время дня, когда температура рельсов при измерении зазоров резко измениться не может. Температуру рельсов определяют термометром, укладываемым на. головку рельса так, чтобы ртутный шарик соприкасался с рельсом. Сверху термометр засыпают сухим песком.
Измерение рельсовых зазоров начинают со стыка, который не предполагается смещать при разгонке или регулировке зазоров. Часто таким стыком является стык рамных рельсов входной стрелки на станцию. Зазоры измеряют на обеих рельсовых нитях. Измеренные рельсовые зазоры и температуру рельсов записывают в специальную ведомость, по которой потом производят расчет. Образец ведомости и заполнение ее показаны в табл. 52.

Таблица 52
Ведомость рельсовых зазоров 2-го околотка Н-ской дистанции пути

В 1-й графе таблицы записывают километры и пикеты, во второй — номера стыков. Дальше записывают измеренные рельсовые зазоры по левой нити и рядом — в 4-й графе — суммы измеренных зазоров. Например, против третьего стыка следует записать 9 мм, так как сумма первых трех зазоров 6 + 3 + 0 = 9 мм.
В 6-й графе записывают суммы нормальных зазоров для той температуры рельсов, при которой были измерены зазоры. В нашем примере рельсовые зазоры были измерены при температуре + 21°. По табл. 28 находим, что при такой температуре в средней полосе между рельсами должны быть зазоры по 6 мм. Следовательно, сумма нормальных стыковых зазоров равна: у одного стыка — 6 мм, у двух — 12 мм, у трех — 18 мм и т. д.
В 5-й графе записывают разность сумм измеренных и нормальных зазоров. Если сумма измеренных зазоров меньше суммы нормальных, то их разность записывают со знаком минус. Это показывает, что сумма имеющихся зазоров недостаточна и ее надо увеличивать. Если сумма измеренных зазоров больше суммы нормальных, то разность записывают со знаком плюс.
7—8—9-ю графы заполняют так же, как и графы 3—4—5, но для правой рельсовой нити. В последней графе записывают температуру рельсов и другие необходимые сведения.
Анализ ведомости рельсовых зазоров приводит к следующим выводам:  

  1. На рассматриваемом участке нет необходимости делать разгонку рельсовых зазоров с разрывом рельсовой колеи, так как разность сумм измеренных и нормальных зазоров нигде не превышает 18 мм. Конструкция стыка такой зазор допускает.
  2. Регулировка зазоров на этом участке необходима по следующим соображениям: в трех местах имеются слитые зазоры по два и три подряд, температура рельсов (+21°) невысокая, при повышении температуры возможно образование новых слитых зазоров.

 3. На левой рельсовой нити имеются три места, где суммы измеренных и нормальных зазоров равны. Эти места следующие: у начального стыка, против 12-го и у последнего стыка. Равенство сумм измеренных и нормальных зазоров показывает, что смещать рельсы в этих стыках не следует и что рельсовые зазоры должны быть отрегулированы на участках между такими стыками. Таким образом, регулировку зазоров следует сделать отдельно на участке от 1-гo до 12-го стыка и на участке от 12-го до 24-го стыка. На правой рельсовой нити суммы измеренных и нормальных зазоров равны также в трех местах, но третий стык, у которого передвижки рельсов не требуется, близко расположен от начального. Поэтому на правой нити в сущности требуется регулировка лишь на одном участке от 3-го до 24-го стыка.

 На левой нити передвижка рельсов требуется на первом участке в направлении от второго, в сторону 12-го стыка, так как на этом участке наблюдается отставание сумм измеренных зазоров от сумм нормальных зазоров; на втором участке — в обратном направлении: от 24-го в сторону того же 12-го стыка, так как на этом участке суммы измеренных зазоров опережают суммы нормальных зазоров. На правой нити от 3-го до последнего стыка наблюдается отставание сумм измеренных зазоров от сумм нормальных зазоров, поэтому здесь на всем участке, начиная с 4-го стыка, требуется передвижка рельсов в сторону последнего стыка.

Рис. 267. Гидравлический прибор для разгонки и регулировки зазоров

Разгонку зазоров в настоящее время выполняют как гидравлическими приборами (рис. 267), так и ударными. Из последних наиболее производительными являются: прибор конструкции Горьковской ж. д. и прибор конструкции Климова (МК-6), ударник которого показан на рис. 268. Работой руководит дорожный мастер. Место работы по разгонке зазоров ограждают сигналами остановки. Поезда по месту работы пропускают со скоростью 15 км/ч. Для пропуска поезда необходимо: в разорванном стыке уложить вкладыш и сболтить стык, причем на конце рельса со стороны приближающегося поезда поставить полное количество болтов, но не менее двух, один болт поставить на конце другого рельса и один болт в месте укладки вкладыша; все остальные стыки сболтить на четыре болта, рельсы пришить на два костыля на каждом конце шпалы, шпалы подштопать и подбить под рельсами; отрытые ящики засыпать балластом не менее чем на половину высоты шпал. Работой руководит дорожный мастер.
Перед разгонкой зазоров измеряют температуру рельсов. Если она изменилась по сравнению с той, по которой производился расчет зазоров, то по измеренной температуре определяют нормальные стыковые зазоры.

При выполнении работы зазорам придают величину, соответствующую температуре, при которой производится разгонка, а не той, которая принята в расчете.
Разгонка зазоров гидравлическим прибором выполняется бригадой из 18 чел., при пользовании прибором Горьковской ж. д. или прибором МК-6 требуется бригада из 22 чел. Для выполнения работы необходим инструмент:
Лопаты железные ... 4. шт.
Ключи гаечные ... 4... »
Молотки костыльные 3 »
Ломы    »   2 »
Подбойки маховые ..  4... »
Шаблон путевой . 1... »
Прибор для разгонки зазоров 1 »
Трамбовка 1 »
Кроме того нужны:
Зазорники .. 10.. шт.
Вкладыши рельсовые 2 компл.
Разгонка зазоров с разрывом рельсовой колеи состоит из следующих операций:

  1. отрывки стыковых и пристыковых шпальных ящиков;
  2. разболчивания стыков разрыва и ослабления болтов в других стыках;
  3. снятия противоугонов;
  4. продольного перемещения рельсов с установкой зазорников между их торцами;
  5. подтягивания ослабленных болтов в стыках;
  6. установки противоугонов;
  7. расшивки стыковых и пристыковых шпал, установки их по меткам на рельсах (если для перегонки шпал расшивка их не требуется, то можно ограничиться наддергиванием на них костылей);
  8. пришивки стыковых и пристыковых шпал;
  9. подбивки стыковых и пристыковых шпал с засыпкой шпальных ящиков балластом, утрамбовкой его и оправкой балластной призмы;
  10. сболчивания стыков в местах разрыва рельсовой нити.

Операции выполняются в такой последовательности. Сначала двое рабочих снимают противоугоны, разболчивают стыки разрыва и ослабляют болты на остальных стыках передвигаемой плети из 4—5 рельсов. В стыке разрыва болты снимают со стороны отодвигаемого рельса; на другой половине накладок болты ослабляют. Одновременно один рабочий отрывает стыковые и пристыковые шпальные ящики.
Шесть рабочих при гидравлическом приборе или 10 рабочих при ударном приборе перемещают рельсовые плети с помощью прибора; они же устанавливают прибор, передвигают его от одной установки к другой и снимают для пропуска поезда. При работе с гидравлическим прибором двое рабочих из шести для ускорения смещения плети слегка стучат по подошве рельса.
На передвинутой плети двое рабочих закрепляют ослабленные болты в стыках; когда же к первой передвинутой плети будет пододвинута следующая, они сболчивают стык разрыва. На этой же плети один рабочий устанавливает противоугоны, двое рабочих расшивают стыковые и пристыковые шпалы, устанавливают их по эпюре, после чего вновь пришивают к ним рельсы.
Замыкает бригаду группа из 4 чел., которая подбивает стыковые и пристыковые шпалы, засыпает шпальные ящики балластом, утрамбовывает его и оправляет балластную призму. Эта же группа при необходимости поправляет промежуточные шпалы. Во избежание перекоса шпал разгонку зазоров делают одновременно на обеих рельсовых нитях.
Если бригада одна, то она, передвинув плеть на левой нити, переходит на правую сторону и передвигает плеть на правой нити и т. д.
Регулировка зазоров производится также гидравлическими и ударными приборами. Место работы ограждается сигналами остановки, но поезда пропускаются без ограничения скорости. Руководит работами бригадир пути.
Регулировка зазоров выполняется бригадой из 8 чел., если применяется гидравлический прибор, или из 10 чел., если для регулировки используется ударный прибор.
Для производства работ требуется инструмент:
Ключи гаечные 2 шт.
Молотки костыльные 2   »
Костыльный лом . 1   »
Прибор для регулировки зазоров 1 »
Зазорники 10 »
Регулировка зазоров состоит из следующих операций:

  1. ослабления болтов и противоугонов;
  2. продольного перемещения рельсов с установкой, снятием и перемещением прибора;
  3. закрепления болтов и противоугонов.

Работы выполняют в такой последовательности: один рабочий ослабляет стыковые болты; в это время другой рабочий ослабляет клиновые противоугоны или снимает пружинные, препятствующие перемещению рельсов; за ними четверо рабочих перемещают с помощью гидравлического прибора рельсы, вставляя между их торцами зазорники. Для облегчения перемещения рельсовой плети один рабочий из четырех слегка постукивает по рельсам, другой при необходимости наддергивает отдельные костыли. После перемещения плети костыли добивают.
Вслед за основной группой из 4 чел. идут двое рабочих, из которых один устанавливает и закрепляет противоугоны, другой подтягивает стыковые болты.
Все, что раньше говорилось об измерении рельсовых зазоров и определении нормальной их величины, в полной мере относится и к регулировке зазоров.