Содержание материала

До производства работ, связанных с выправкой пути в плане, необходимо убедиться в безопасности этих работ для движения поездов и в возможности осуществления их по состоянию зазоров и условиям габарита приближения строений. Перед рихтовкой пути проверяют рельсовые зазоры и при наличии слитых производят регулировку их. На кривых участках рельсовые зазоры перед рихтовкой пути измеряют во всех случаях. По замеренным зазорам расчетом проверяют возможность сдвига пути как внутрь кривой, когда рельсовые зазоры уменьшаются, так и возможность сдвига пути наружу кривой, когда все рельсовые зазоры увеличиваются.
Суммарное уменьшение или увеличение рельсовых зазоров от сдвига пути может быть установлено по формуле

(22)
где х — уменьшение или увеличение зазоров в зависимости от направления сдвига;
а — средняя величина сдвига пути;
L — длина участка, на котором путь сдвигается в одну сторону;
R — радиус кривой.
Пример. Кривая радиусом 600 м на протяжении 200 м рихтуется внутрь в среднем на 10 см. Пользуясь формулой (22), находим, что суммарное уменьшение зазоров от сдвига пути равно

Если на этом участке сумма зазоров больше 33 мм, то, вообще говоря, рихтовку пути осуществить можно. Но надо иметь в виду, что после рихтовки рельсовые зазоры должны стать нормальными. Следовательно, при температуре 12 С для рельсов длиной 12,5 м надо иметь дополнительно:


Таким образом, сумма всех зазоров на рассматриваемом участке в 200 м перед рихтовкой пути должна быть близкой к 153 мм (120+33).

При высоких температурах, когда величина зазоров становится минимальной, рихтовать путь нельзя ни на кривых, ни на прямых участках. С повышением температуры рельсы удлиняются, при этом они преодолевают сопротивление, оказываемое накладками и костылями. При встрясках же пути удлинение рельсов облегчается. Поэтому рихтовка пути в жаркие дни может привести к образованию слитых зазоров и даже к выбросу пути. В летние месяцы лучше рихтовать путь в пасмурные дни или рано утром.
Рихтуя путь на двухпутных участках, надо следить за тем, чтобы габарит между путями нигде не нарушался.
Напомним, что путь всегда рихтуется по одной и той же рельсовой нити, называемой рихтовочной. На кривых участках такой  нитью является наружная нить кривой, на прямых участках двухпутных линий — внутренняя нить, на прямых участках однопутных линий — правая по счету километров. На прямых участках, где одна рельсовая нить содержится с возвышением в 4 мм, рихтовочной всегда бывает пониженная нить.
Место рихтовки пути ограждают сигнальными знаками о подаче свистка при условии, если путь будет одновременно смещаться не более чем на 2 см. Если же путь предполагается одновременно сдвигать больше чем на 2 см, но не больше 6 см, то место работы ограждается сигналами уменьшения скорости. Работой руководит бригадир пути.
Для производства работ требуется инструмент: лопаты железные, вилы (при щебеночном балласте), рычажные рихтовочные приборы, трамбовки. Количество инструмента определяется составом бригады, который в зависимости от типа рельсов и рода балласта приведен в табл. 53. Состав бригады в ней указан для рихтовки пути рычажными приборами.

Таблица 53
Состав бригады для рихтовки пути


Тип рельсов

Род балласта

Состав бригады

Р50; Р65

Песчаный и гравийный

8 чел.

То же

Щебеночный

10 »

Р43 и легче

Песчаный и гравийный

6 »

То же

Щебеночный

8 »

 

Для рихтовки пути на прямом участке указанный в табл. 53 состав бригады может быть уменьшен на 1—2 чел.
Все операции по рихтовке пути делятся на подготовительные, основные и заключительные. К подготовительным операциям относятся: отрывка торцов шпал с той стороны, куда будет сдвинут путь, отрывка противоугонных распорок и подготовка мест для установки рихтовочных приборов; к основным операциям относится собственно рихтовка пути, которая выполняется в несколько проходов в зависимости от величины сдвига; к заключительным операциям относятся: засыпка балластом отрытых торцов шпал и заделка торцов шпал с противоположной стороны, засыпка балластом распорок и углублений в местах установок рихтовочных приборов, трамбование балласта. Заключительные операции выполняются не в конце рабочего дня, а по мере отрихтовки пути на небольших участках в 20—30 м.  
Рихтуют путь по команде бригадира пути, который, отойдя на 30—40 м от бригады, указывает ей, где надо установить приборы, в какую сторону и на какую величину следует сдвинуть путь. Бригада рихтовщиков делится на две равные группы: одна группа устанавливает приборы у одной рельсовой нити, другая — у другой, причем в одних и тех же шпальных ящиках (рис. 273). При

работе с прибором нельзя допускать подъемки пути, поэтому прибор следует устанавливать так, чтобы подошва рельса опиралась на среднюю часть упорных рычагов. Путь сдвигают все рабочие несильными одновременными рывками.
На прямых участках путь рихтуют в первую очередь там, где сдвиг требуется больше чем на 2 см, при этом путь сдвигают за несколько проходов, начиная рихтовку всегда с одной и той же стороны. На кривых участках сначала также рихтуют те места, которые требуют наибольшего сдвига.

Рис. 273. Рихтовка пути рычажными приборами

Кривые участки, как правило, рихтуют по расчету, т. е. по предварительно вычисленным сдвигам, которые указывают не только на какую величину и в какую сторону надо передвинуть путь, но и с каких участков следует начинать выправку кривой.
Перед расчетом положение кривой снимают посредством измерения стрел изгиба (см. рис. 183).
По замеренным стрелам производят расчет выправки кривой, которым определяют сдвиги пути в точках через 10 м. Чтобы получить правильное положение кривой, надо отрихтовать путь по полученным при расчете сдвигам.
Рихтовка кривой по расчетным сдвигам практически осуществляется так. В день съемки кривой против каждого ее деления забивают колья на определенном расстоянии от рабочей грани наружной нити, например на расстоянии 1,5 м. В день рихтовки пути против каждого деления кривой забивают второй кол правее первого, если путь сдвигается вправо, и левее, если путь сдвигается влево. Расстояние между первым и вторым колами должно равняться расчетному сдвигу пути. После установки второго кола первый снимают. Затем рихтуют путь, пока он на всем протяжении кривой не окажется на расстоянии 1,5 м от забитых кольев.
Проверку и постановку в правильное положение закрестовинных кривых делают по ординатам от прямого пути. Перед выправкой закрестовинной кривой прямой путь должен быть отрихтован. Переводная кривая также содержится по ординатам от прямого рельса.