Содержание материала

ГЛАВА V
СТРЕЛОЧНЫЕ ПЕРЕВОДЫ
§ 25. НАЗНАЧЕНИЕ И РАЗНОВИДНОСТИ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ

Стрелочный перевод является путевым устройством, служащим для перевода подвижного состава с одного пути на другой. Стрелочные переводы отличаются друг от друга:

  1. количеством и расположением в плане разветвляющихся или пересекающихся путей;
  2. типом рельсов, из которых они изготовлены;
  3. марками крестовин;
  4. конструктивными особенностями.

По количеству и расположению путей в плане стрелочные переводы делятся:

  1. на одиночные, у которых от основного пути ответвляется один боковой путь;  
  2. на двойные, у которых от основного пути ответвляются два боковых пути;
  3. перекрестные, укладываемые в месте, где два пути пересекаются под острым углом и соединяются друг с другом.

Одиночные стрелочные переводы бывают следующих разновидностей:
а)  обыкновенный, у которого основной путь прямой, а боковой кривой (рис. 101);
б)  симметричный, у которого оба пути кривые и направлены в разные стороны под одинаковыми углами (рис. 102);
в)  несимметричный разносторонний, у которого оба пути кривые и направлены в разные стороны под разными углами,
г)  несимметричный односторонний, у которого оба пути кривые и направлены в одну сторону.

Подавляющее большинство стрелочных переводов, применяемых на железных дорогах СССР, относится к категории одиночных, поэтому слово «одиночный» к названиям можно не прибавлять.
Если смотреть на стрелочный перевод «против шерсти», т. е. в направлении разветвляющихся путей, то в зависимости от того, с какой стороны от основного пути располагается боковой путь, перевод будет называться правым или левым.
У двойных переводов основной путь прямой, а оба боковые кривые.

Аналогично одиночным двойные стрелочные переводы бывают симметричными, называемыми иногда тройниками (рис. 103), и несимметричными — разносторонними или односторонними.

Рис. 101. Обыкновенный стрелочный перевод:
а — левый; б — правый
Чтобы в месте пересечения двух путей обеспечить независимое движение по каждому из них, устраивают глухое пересечение (рис. 104).

Рис. 102. Симметричный стрелочный перевод

Если при этом надо обеспечить еще и перевод подвижного состава с одного пути на другой, то вместо глухого пересечения укладывают перекрестный стрелочный перевод. Он позволяет осуществлять движение подвижного состава в четырех направлениях (рис. 105).
Наиболее часто встречающимися на наших дорогах разновидностями являются обыкновенные, симметричные и перекрестные стрелочные переводы.
В настоящее время заводами изготовляются стрелочные переводы: обыкновенные — из рельсов типов Р65, Р50 и Р43, симметричные — из рельсов типа Р43, перекрестные — из рельсов типов Р50 и Р43 и глухие пересечения —из рельсов типов Р50 и Р43.
Кроме того, в пути лежат еще стрелочные переводы из рельсов типов I-a, II-а (Р38), III-а, IV-a и некоторых других более легких типов.
К концу шестой пятилетки будет начато изготовление переводов из рельсов тяжелого типа Р75.

Рис. 103. Двойной симметричный стрелочный перевод (тройник)

При разветвлении пути на основной и боковой оси этих путей образуют между собой определенный угол а (см. рис. 101). Сердечник крестовины, укладываемой в месте пересечения смежных нитей расходящихся путей, имеет между своими рабочими гранями точно такой же угол а (рис. 106). Этот угол называется углом крестовины.

Рис. 104. Глухое пересечение

При определенных величинах углов тангенсы их равны 1/6, 1/8, 1/9, 1/11, 1/15 и т. д. Эти величины тангенсов углов и приняты для крестовин. Тангенс угла крестовины называют маркой крестовины.
Таким образом, марка крестовины характеризует крутизну угла отклонения бокового пути от основного. Чем меньше угол крестовины, тем более плавным бывает ход поездов.
Стрелочные переводы должны иметь крестовины следующих марок:
а)  на главных и приемо-отправочных путях — не круче 1/11, а для перекрестных переводов 1/9; стрелочные переводы, по которым пассажирские поезда проходят только по прямому пути, могут иметь креставины марки 1/9;
б) на приемо-отправочных путях грузового движения — не круче 1/9, а симметричные—не круче 1/6;
Перекрестный стрелочный перевод
Рис. 105. Перекрестный стрелочный перевод

в)  на прочих путях — не круче 1/8, а симметричные — не круче 1/4,5. Почти все обыкновенные стрелочные переводы, лежащие на нашей сети, имеют крестовины марок 1/11 и 1/9, симметричные — 1/6, а перекрестные — 1/9. В настоящее время, в связи с ростом скоростей движения поездов, начато изготовление обыкновенных стрелочных переводов с более пологими крестовинами марки 1/15. Крестовины для глухих пересечений изготовляются двойной крутизны, т. е. с марками 2/11, 2/9 и 2/6.

Стрелочные переводы одной и той же разновидности, из одного и того же типа рельсов и с крестовинами одинаковой марки могут существенно отличаться друг от друга своей конструкцией, т. е. количеством, формой и размерами деталей, из которых они состоят.