В. Б. КАНТОР, Г. И. ПОТОЦКИЙ
УСТРОЙСТВО, СОДЕРЖАНИЕ И РЕМОНТ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ
Утверждено
Главным управлением учебными заведениями Министерства путей сообщения в качестве учебника для технических школ железнодорожного транспорта и одобрено Ученым советом по профессионально-техническому образованию Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР в качестве учебного пособия для технических и железнодорожных училищ трудовых резервов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Москва 1958
В книге описывается конструкция железнодорожного пути и путевых устройств; приводятся технические требования к пути и его элементам, технические условия и нормы его содержания; изложена классификация путевых работ и организация их выполнения; освещены вопросы организации и механизации текущего содержания пути, защиты его от снежных и песчаных заносов, вопросы водо- и снегоборьбы; изложена технология выполнения отдельных путевых работ и восстановления элементов верхнего строения; помещены необходимые сведения о техническом учете и отчетности в путевом хозяйстве.
Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями Министерства путей сообщения в качестве учебника для технических школ железнодорожного транспорта и одобрена Ученым советом по профессионально-техническому образованию Главного управления трудовых резервов при Совете Министров СССР в качестве учебного пособия для технических и железнодорожных училищ трудовых резервов.
ОТ АВТОРОВ
На железнодорожном транспорте СССР в соответствии с решениями XX съезда КПСС осуществляется широкая программа технической реконструкции, основой которой является переход на новые, прогрессивные виды тяги. Внедрение электрической и тепловозной тяги требует дальнейшего усиления и совершенствования технических средств во всех отраслях железнодорожного хозяйства.
Для путевого хозяйства важнейшим вопросом технического прогресса является усиление всех элементов пути и прежде всего: укладка на магистральных линиях рельсов типов Р50, Р65 и Р75, быстрейший перевод пути на щебеночное, более прочное, основание и укладка железобетонных шпал.
Все это требует оснащения путевого хозяйства новыми машинами и механизмами, широкого внедрения комплексной механизации и передовой технологии работ, улучшения методов руководства хозяйством, в том числе руководства околотками.
Настоящая книга представляет собой учебник для технических школ дорожных мастеров по ведущей дисциплине «Устройство, содержание и ремонт пути». Она может быть использована также в качестве пособия и в технических школах бригадиров пути.
В то же время книга может служить пособием и для путейцев, работающих на дистанциях.
Материал, помещенный в учебнике, ознакомит учащихся со структурой основных подразделений путевого хозяйства, позволит им изучить устройство железнодорожного пути, условия и нормы его эксплуатации, поможет освоить организацию текущего содержания пути и технологию выполнения путевых работ.
В учебнике получили отражение все изменения, которые были внесены в последнее время в технические условия и нормы содержания пути, в классификацию и технологию путевых работ. В нем даны примеры расчетов, которые приходится выполнять дорожным мастерам: расчеты рельсовых зазоров перед их регулировкой или рихтовкой пути, подсчеты сдвигов пути перед постановкой кривых в правильное положение и др.
Вопросы конструкции и эксплуатации искусственных сооружений, устройства и использования путевых машин и некоторые другие, которые по учебному плану выделены в самостоятельные дисциплины, в настоящей книге не рассматриваются. В отдельных главах о них даются лишь общие сведения.
Все материалы в книге изложены в основном в той последовательности, в которой предусматривается изучение их по учебной программе. Небольшие отклонения вызваны методическими соображениями и пожеланиями, высказанными в рецензиях.
Авторы выражают искреннюю благодарность начальнику Елецкой технической школы Московско-Курско-Донбасской железной дороги П. С. Пальчуну и кандидатам технических наук М. А. Чернышеву и Г. В. Лидерсу, замечания которых были учтены при окончательной подготовке рукописи к печати.
Авторы выражают также благодарность инженерам М. И. Жеребину, В. В. Микони и А. К. Рыбакову, оказавшим помощь авторам советами и материалами.
Главы I, IV—VII, IX, XVI—XX написаны инж. В. Б. Кантором, главы II, III, VIII, X—XV — инж. Г. И. Потоцким.
Все критические замечания, которые позволят в дальнейшем улучшить качество учебника, авторы примут с благодарностью.
В. Кантор, Г. Потоцкий