Для безопасного и бесперебойного движения поездов на железных дорогах СССР введены путевые и сигнальные знаки. Деление знаков на путевые и сигнальные происходит в зависимости от их назначения. Путевые знаки служат для ориентировки при движении поездов, а также при ремонтах и текущем содержании пути.
Путевые знаки и места их установки приведены на стр. 141—142. Сигнальные знаки отличаются от путевых тем, что в большинстве случаев требуют от машиниста локомотива определенного действия, например: подать свисток, начать торможение, чтобы остановиться у пассажирской платформы, поднять или опустить пантограф и пр. От сигналов они отличаются тем, что имеют только одно положение (см. стр. 142—146).
К постоянным путевым знакам относятся: километровые, пикетные, начала, середины и конца кривых; уклоноуказательные; границ дорог, дистанций пути, околотков, рабочих отделений; границ подъездных путей, границ участков энергоснабжения и дистанций контактной сети; перехода на центральную контактную сеть, перехода на боковую контактную сеть.
Путевые знаки
Постоянные сигнальные знаки — это постоянный диск уменьшения скорости, оповестительные щиты: знаки границ станций, мест встречи поездов проводниками, мест укладки петард перед входными и проходными сигналами «П»; предупредительные для машинистов — о подаче свистка «С», «Плавный ход»; «Начало толкания», «Конец толкания», «Закрой поддувало», «Закрой сифон»; о местах остановки локомотива у гидроколонн «К», для очистки от шлака «Чистка топки» и у пассажирских платформ «Остановка локомотива»; на электрифицированных участках «Отключи ток», «Включи ток», «Конец контактной подвески», «Остановка первого вагона» для электросекций; в местах соединения путей — предельные столбики.
Кроме того, имеются знаки: указатель границы железнодорожной полосы отвода, указатель наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны, знак скрытых сооружений земляного полотна, знаки оси пассажирского здания «ОПЗ», знак километра на линейном путевом здании, указатель наличия телефона и указатель номера стрелки.
Предупредительным является знак «Берегись поезда», устанавливаемый на переездах. Помимо постоянных, устанавливаются
Рис. 141. Схема установки временных сигнальных знаков для снегоочистителей и их значение:
а — поднять нож, закрыть крылья; б — опустить нож, открыть крылья
временные сигнальные знаки, к которым относятся: «Поднять нож, закрыть крылья» и «Опустить нож, открыть [крылья», устанавливаемые в зимнее время для работы снегоочистителей перед переездами, мостами и другими препятствиями и за ними (рис. 141). В связи с вводом в эксплуатацию снегоочистителей нового типа СДП с повышенной скоростью очистки до 60 км в час намечено изменить схему ограждения препятствий на участках, обслуживаемых этими снегоочистителями. Кроме ромбовидного знака, который ставится в этом случае за 50 м от препятствия, устанавливается дополнительно полукруглый черно-белой окраски, обращенный выпуклостью вверх, на расстоянии 100 м от ромбовидного (рис. 142). К временным также относятся знаки: «Подготовиться к опусканию пантографа», «Опусти пантограф», «Подними пантограф», устанавливаемые для машинистов электроподвижного состава.
Путевые и сигнальные знаки разрешается делать из железобетона, а в лесных местностях из дерева.
Путевые знаки устанавливаются на обочине земляного полотна с правой стороны пути по счету километров, а сигнальные — с правой стороны по направлению движения.
Рис. 142. Временные сигнальные знаки и их расстановка при эксплуатации на участке снегоочистителей типа СДП
Установка знаков на заносимых участках производится на расстоянии не менее 2,45 м от наружной грани головки путевого рельса до ближайшей к пути части знака, что обеспечивает беспрепятственный проход снегоочистителей в рабочем состоянии.
В выемках и на нулевых местах путевые знаки допускается устанавливать на откосах выемок на линиях широкой колеи на расстоянии от крайнего рельса до 7,0 м, а на линиях узкой колеи до 3,5 м.
В кривых участках расстояния от оси пути до путевых знаков увеличиваются в зависимости от радиуса кривой. Эти увеличения приводятся в табл. 23.
Таблица 23
Расчетное увеличение горизонтальных расстояний до путевых и сигнальных знаков в кривых в мм
Радиус кривой в м | От оси пути до знака, находящегося внутри кривой на высоте 1 200 мм | От оси пути до знака, находящегося с наружной стороны кривой | От осн пути до знака, находящегося с внутренней стороны кривой при отсутствии возвышения наружных рельсов |
4 000 | 35 | 10 | 10 |
3 500 | 40 | 10 | 10 |
3 000 | 45 | 10 | 10 |
2 000 | 70 | 20 | 20 |
1 800 | 75 | 20 | 20 |
1 500 | 90 | 25 | 25 |
1 200 | 110 | 30 | 30 |
1 000 | 135 | 35 | 35 |
800 | 145 | 45 | 45 |
700 | 155 | 50 | 55 |
600 | 160 | 60 | 60 |
500 | 175 | 70 | 75 |
400 | 190 | 90 | 90 |
350 | 205 | 100 | 105 |
300 | 220 | 120 | 120 |
250 | 245 | 140 | 145 |
200 | 285 | 175 | 185 |
Знак «Поднять нож, закрыть крылья» устанавливается на пути с правой стороны по ходу поезда на расстоянии 30 м до препятствия с обеих его сторон. При двух близких препятствиях, между которыми работа снегоочистителя невозможна, перед ними на шесте помещают два указателя один под другим.
Знак «Опустить нож, открыть крылья» устанавливается с правой стороны пути по ходу поезда на расстоянии 10 м после препятствия с обеих его сторон.
Знак для обозначения скрытых сооружений земляного полотна устанавливается у мест их выхода.
Рис. 143. Рельсовый путевой упор
Рис. 144. Деревянный путевой упор
Рис. 145. Поворотный брус путевого заграждения
§ 35. ПРИБОРЫ ПУТЕВОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ
К приборам путевого заграждения относятся: путевой упор, поворотный брус, сбрасывающие башмаки и стрелки.
Путевые упоры бывают рельсовые (рис. 143) и деревянные (рис. 144); они устанавливаются в конце тупиковых путей.
При устройстве деревянных путевых упоров следует все деревянные части их, находящиеся в соприкосновении с землей, антисептировать. Передний брус окрашивают полосами — белой и черной краской (полосы поперечные). Засыпку головок рельсов гравием или галькой на зимний период убирают с участка, где уклон засыпки равен 0,01.
Поворотный брус путевого заграждения (рис. 145) делают обычно из дерева. Брус и стойки окрашивают поперечными полосами в черный и белый цвета, металлические части — в черный цвет.
Стойку для указателя путевого заграждения прикрепляют на брусе болтами.
Поворотные брусья, сбрасывающие башмаки и стрелки, устанавливают для предупреждения выхода подвижного состава с тех путей, которые ими ограждаются.
Вопросы для повторения
- Для чего служат переезды?
- Какие устройства имеются на переездах?
- По каким признакам переезды делятся па категории?
- В каких условиях переезды делают охраняемые и в каких неохраняемые?
- В чем заключаются обязанности дежурных по переездам?
- Как действуют устройства автоматической и заградительной переездной сигнализации? В чем преимущества автоматической сигнализации?
- Когда и кем производятся комиссионные осмотры переездов?
- Каковы обязанности водителей автогужевого транспорта при проезде через переезды?
- Каковы правила прогона скота через переезды?
- В чем заключаются обязанности дорожного мастера и бригадира пути по обеспечению безопасности движения поездов и автогужевого транспорта на переездах?
- Для чего служат путевые знаки и для чего сигнальные? Какие бывают путевые и сигнальные знаки?
- Где и какие применяются приборы путевого заграждения.