Содержание материала

Для безопасного и бесперебойного движения поездов на железных дорогах СССР введены путевые и сигнальные знаки. Деление знаков на путевые и сигнальные происходит в зависимости от их назначения. Путевые знаки служат для ориентировки при движении поездов, а также при ремонтах и текущем содержании пути.
Путевые знаки и места их установки приведены на стр. 141—142. Сигнальные знаки отличаются от путевых тем, что в большинстве случаев требуют от машиниста локомотива определенного действия, например: подать свисток, начать торможение, чтобы остановиться у пассажирской платформы, поднять или опустить пантограф и пр. От сигналов они отличаются тем, что имеют только одно положение (см. стр. 142—146).
К постоянным путевым знакам относятся: километровые, пикетные, начала, середины и конца кривых; уклоноуказательные; границ дорог, дистанций пути, околотков, рабочих отделений; границ подъездных путей, границ участков энергоснабжения и дистанций контактной сети; перехода на центральную контактную сеть, перехода на боковую контактную сеть.

Путевые знаки


Постоянные сигнальные знаки — это постоянный диск уменьшения скорости, оповестительные щиты: знаки границ станций, мест встречи поездов проводниками, мест укладки петард перед входными и проходными сигналами «П»; предупредительные для машинистов — о подаче свистка «С», «Плавный ход»; «Начало толкания», «Конец толкания», «Закрой поддувало», «Закрой сифон»; о местах остановки локомотива у гидроколонн «К», для очистки от шлака «Чистка топки» и у пассажирских платформ «Остановка локомотива»; на электрифицированных участках «Отключи ток», «Включи ток», «Конец контактной подвески», «Остановка первого вагона» для электросекций; в местах соединения путей — предельные столбики.
Кроме того, имеются знаки: указатель границы железнодорожной полосы отвода, указатель наивысшего горизонта вод и максимальной высоты волны, знак скрытых сооружений земляного полотна, знаки оси пассажирского здания «ОПЗ», знак километра на линейном путевом здании, указатель наличия телефона и указатель номера стрелки.
Предупредительным является знак «Берегись поезда», устанавливаемый на переездах. Помимо постоянных, устанавливаются 

Рис. 141. Схема установки временных сигнальных знаков для снегоочистителей и их значение:
а — поднять нож, закрыть крылья; б — опустить нож, открыть крылья
временные сигнальные знаки, к которым относятся: «Поднять нож, закрыть крылья» и «Опустить нож, открыть [крылья», устанавливаемые в зимнее время для работы снегоочистителей перед переездами, мостами и другими препятствиями и за ними (рис. 141). В связи с вводом в эксплуатацию снегоочистителей нового типа СДП с повышенной скоростью очистки до 60 км в час намечено изменить схему ограждения препятствий на участках, обслуживаемых этими снегоочистителями. Кроме ромбовидного знака, который ставится в этом случае за 50 м от препятствия, устанавливается дополнительно полукруглый черно-белой окраски, обращенный выпуклостью вверх, на расстоянии 100 м от ромбовидного (рис. 142). К временным также относятся знаки: «Подготовиться к опусканию пантографа», «Опусти пантограф», «Подними пантограф», устанавливаемые для машинистов электроподвижного состава.

Путевые и сигнальные знаки разрешается делать из железобетона, а в лесных местностях из дерева.
Путевые знаки устанавливаются на обочине земляного полотна с правой стороны пути по счету километров, а сигнальные — с правой стороны по направлению движения.

Рис. 142. Временные сигнальные знаки и их расстановка при эксплуатации на участке снегоочистителей типа СДП

Установка знаков на заносимых участках производится на расстоянии не менее 2,45 м от наружной грани головки путевого рельса до ближайшей к пути части знака, что обеспечивает беспрепятственный проход снегоочистителей в рабочем состоянии.
В выемках и на нулевых местах путевые знаки допускается устанавливать на откосах выемок на линиях широкой колеи на расстоянии от крайнего рельса до 7,0 м, а на линиях узкой колеи до 3,5 м.
В кривых участках расстояния от оси пути до путевых знаков увеличиваются в зависимости от радиуса кривой. Эти увеличения приводятся в табл. 23.

Таблица 23
Расчетное увеличение горизонтальных расстояний до путевых и сигнальных знаков в кривых в мм


Радиус кривой в м 

От оси пути до знака, находящегося внутри кривой на высоте 1 200 мм

От оси пути до знака, находящегося с наружной стороны кривой

От осн пути до знака, находящегося с внутренней стороны кривой при отсутствии возвышения наружных рельсов

4 000

35

10

10

3 500

40

10

10

3 000

45

10

10

2 000

70

20

20

1 800

75

20

20

1 500

90

25

25

1 200

110

30

30

1 000

135

35

35

800

145

45

45

700

155

50

55

600

160

60

60

500

175

70

75

400

190

90

90

350

205

100

105

300

220

120

120

250

245

140

145

200

285

175

185

Знак «Поднять нож, закрыть крылья» устанавливается на пути с правой стороны по ходу поезда на расстоянии 30 м до препятствия с обеих его сторон. При двух близких препятствиях, между которыми работа снегоочистителя невозможна, перед ними на шесте помещают два указателя один под другим.
Знак «Опустить нож, открыть крылья» устанавливается с правой стороны пути по ходу поезда на расстоянии 10 м после препятствия с обеих его сторон.
Знак для обозначения скрытых сооружений земляного полотна устанавливается у мест их выхода.


Рис. 143. Рельсовый путевой упор

Рис. 144. Деревянный путевой упор

Рис. 145. Поворотный брус путевого заграждения

§ 35. ПРИБОРЫ ПУТЕВОГО ЗАГРАЖДЕНИЯ

К приборам путевого заграждения относятся: путевой упор, поворотный брус, сбрасывающие башмаки и стрелки.
Путевые упоры бывают рельсовые (рис. 143) и деревянные (рис. 144); они устанавливаются в конце тупиковых путей.
При устройстве деревянных путевых упоров следует все деревянные части их, находящиеся в соприкосновении с землей, антисептировать. Передний брус окрашивают полосами — белой и черной краской (полосы поперечные). Засыпку головок рельсов гравием или галькой на зимний период убирают с участка, где уклон засыпки равен 0,01.
Поворотный брус путевого заграждения (рис. 145) делают обычно из дерева. Брус и стойки окрашивают поперечными полосами в черный и белый цвета, металлические части — в черный цвет.
Стойку для указателя путевого заграждения прикрепляют на брусе болтами.
Поворотные брусья, сбрасывающие башмаки и стрелки, устанавливают для предупреждения выхода подвижного состава с тех путей, которые ими ограждаются.

Вопросы для повторения

  1. Для чего служат переезды?
  2. Какие устройства имеются на переездах?
  3. По каким признакам переезды делятся па категории?
  4. В каких условиях переезды делают охраняемые и в каких неохраняемые?
  5. В чем заключаются обязанности дежурных по переездам?
  6. Как действуют устройства автоматической и заградительной переездной сигнализации? В чем преимущества автоматической сигнализации?
  7. Когда и кем производятся комиссионные осмотры переездов?   
  8. Каковы обязанности водителей автогужевого транспорта при проезде через переезды?
  9. Каковы правила прогона скота через переезды?
  10. В чем заключаются обязанности дорожного мастера и бригадира пути по обеспечению безопасности движения поездов и автогужевого транспорта на переездах?
  11. Для чего служат путевые знаки и для чего сигнальные? Какие бывают путевые и сигнальные знаки?
  12. Где и какие применяются приборы путевого заграждения.