Содержание материала

ГЛАВА XVI
КЛАССИФИКАЦИЯ ПУТЕВЫХ РАБОТ И ИХ ОРГАНИЗАЦИЯ

§ 96. КЛАССИФИКАЦИЯ ПУТЕВЫХ РАБОТ

Рельсы, шпалы и балласт имеют различные сроки службы. В зависимости от этого периодически назначаются различные виды ремонта пути. Объемы работ, подлежащие выполнению при том или ином виде ремонта, определяются установленной классификацией путевых работ.
Впервые на железных дорогах СССР классификация путевых работ введена была в 1936 г.; она сыграла большую положительную роль в планомерном оздоровлении путевого хозяйства.
В 1953 г. был введен новый вид ремонта пути — подъемочных Введение его было вызвано повышением грузонапряженности и интенсивности движения поездов, вызвавшим рост остаточных деформаций в пути, вследствие чего существовавшая классификация ремонтов пути перестала удовлетворять практическим потребностям.
С мая 1958 г. действует следующая классификация основных видов путевых работ:

  1. текущее содержание пути;
  2. реконструкция пути;
  3. капитальный ремонт пути;
  4. средний ремонт пути;
  5. подъемочный ремонт пути;
  6. сплошная смена рельсов новыми;
  7. сплошная смена рельсов старогодными.
  8. капитальный ремонт переездов.

Работы по текущему содержанию пути оплачиваются за счет эксплуатационной сметы, реконструкция пути производится за счет капиталовложений, остальные ремонтные работы выполняются за счет амортизационных отчислений.
Текущее содержание пути было подробно рассмотрено в главе XI.
Реконструкция пути производится по индивидуальным проектам на особо грузонапряженных линиях, а также на линиях с интенсивным пассажирским движением.

При реконструкции пути укладывают мощное верхнее строение, при этом производится: сплошная смена рельсов новыми не легче типа Р65, сплошная укладка новых пропитанных деревянных Шпал I типа или железобетонных с доведением их количества до 1 840 шт/км в прямых участках пути и до 2 000 шт/км на кривых радиусов 1 200 м и менее, усиление пути в кривых, постановка пути на щебень или сортированный гравий, полное оздоровление земляного полотна, ремонт искусственных сооружений, ликвидация негабаритных мест.
Работы по реконструкции пути выполняются путевыми машинными станциями.
Капитальный ремонт пути осуществляется по индивидуальным проектам и калькуляциям.
При капитальном ремонте пути должны производиться: сплошная смена рельсов новыми того же или более мощного типа; смена шпал сплошная или одиночная с учетом трехлетнего выхода вперед с доведением их количества до 1 600 или 1 840 шт/км в прямых участках пути и усилением пути в кривых радиусом 1 200 м и менее (увеличение эпюры Шпал на одну ступень, уширение балластной призмы и др.); оздоровление основной площадки земляного полотна и ремонт водоотводных сооружений. В зависимости от рода балласта, лежащего в пути производится: постановка пути на щебень или сортированный гравий, очистка щебня до песчаной подушки с необходимым пополнением его, замена загрязненного гравийного, ракушечного или песчаного балласта на чистый балласт того же рода в объеме, предусмотренном проектом, или постановка пути на другие балласты с более высокой несущей способностью.
В районах погрузки угольных, рудных и торфяных маршрутов, а также на участковых и сортировочных станциях при реконструкции и капитальном ремонте допускается укладка в главный путь комбинированного балласта, карьерного гравия или асбестового балласта.
Работы по капитальному ремонту пути выполняются путевыми машинными станциями.
Средний ремонт пути выполняется по объемным ведомостям и калькуляциям.
При среднем ремонте пути должны производиться: на пути со щебеночным основанием — очистка щебеночного слоя с необходимым пополнением щебня.
На участках с иным балластом постановка пути на щебень или обновление балластной призмы на глубину до 15 см.
При обновлении балласта может быть уложен новый балласт того же рода, что и лежащий в пути или другого с большей несущей способностью.

Оздоровление шпального хозяйства, усиление кривых радиусом 1 200 м и менее (увеличение эпюры шпал на одну ступень, уширение балластной призмы и др.); очистка и ремонт водоотводных и дренажных сооружений, защитных и укрепительных устройств земляного полотна.
Работы по среднему ремонту пути выполняются дорожными путевыми машинными станциями и дистанционными путевыми колоннами.
Подъемочный ремонт пути выполняется по объемным ведомостям и калькуляциям.
При подъемочном ремонте пути должны производиться: подъемка пути в отдельных местах, сплошная подбивка всех шпал с частичной, а при необходимости и сплошной очисткой щебня в шпальных ящиках и на откосах щебеночной призмы, а при гравийном, ракушечном и песчаном балласте — с частичной заменой и пополнением его; замена негодных шпал; очистка водоотводных сооружений и другие сопутствующие работы.
Работы по подъемочному ремонту выполняются дистанционными путевыми колоннами или укрупненными путевыми бригадами.
Сплошная смена рельсов новыми выполняется по калькуляциям.
Этот вид работ должен производиться рельсами не легче типа Р43 и сопровождаться выправочными работами в объеме подъемочного ремонта пути.
Сплошная смена рельсов старогодными выполняется по калькуляциям.
Сплошная смена рельсов старогодными на главных и приемоотправочных путях, как правило, должна производиться рельсами не легче типа Р43 и I-а, на прочих станционных путях — не легче типа Р38 и сопровождаться выправочными работами в объеме подъемочного или среднего ремонта пути.
Капитальный ремонт переездов выполняется по типовым проектам и калькуляциям при необходимости смены переездного настила и исправления подходов к переездам со стороны автогужевой дороги, а также при устройстве автоматической заградительной и оповестительной сигнализации.
При капитальном ремонте переездов, кроме указанных выше работ, производится ремонт водоотводов, надолбов, шлагбаумов, переездной будки и установка механизированных шлагбаумов.
Постановка стрелочных переводов, стрелочных улиц и застрелочных кривых на щебеночное или гравийное основание, как отдельная работа, в классификацию основных путевых работ не входит.
При реконструкции пути и капитальном ремонте эта работа производится одновременно с заменой металлических частей и переводных брусьев.
При постановке стрелочных переводов, стрелочных улиц и застрелочных кривых на щебеночное или гравийное основание, как отдельной работе, должно производиться: полное оздоровление земляного] полотна; замена балласта щебнем или сортированным гравием, замена негодных брусьев и шпал, ремонт изношенных или замена дефектных металлических частей стрелочных переводов, ремонт переводных брусьев и шпал, полное закрепление стрелочных переводов от угона, постановка переводных кривых по ординатам и застрелочных кривых по расчету.
Постановка на щебень стрелочных переводов, стрелочных улиц и застрелочных кривых, как отдельная работа, выполняется дистанционными колоннами или укрупненными бригадами.

§ 97. ПЕРИОДИЧНОСТЬ РЕМОНТОВ

Периодичность производства капитального, среднего и подъемочного ремонта пути определяется нормами.
Нормы основаны на зависимости сроков службы рельсов, шпал и балласта от грузооборота и поэтому выражены в величинах тоннажа, который может быть пропущен в периоды между ремонтами. Они зависят также от эпюры шпал, типа рельсов, химического состава рельсовой стали и от расстояния до мест погрузки угольных, рудных и торфяных грузов.
В январе 1955 г. приказом № 24/ЦЗ утверждены временные нормы периодичности капитального, среднего и подъемочного ремонта пути, составленные в форме таблиц.
Разберем пример, как пользоваться этими таблицами.
Дистанция пути имеет грузонапряженность по четному пути 40 млн. т брутто прошедшего груза во всех видах движения, по нечетному — 20 млн. т брутто.
Развернутая длина главных путей дистанции равна 300 км. В пути лежат рельсы типа Р50 проката 1950—1952 гг.; эпюра шпал 1 840 шт/км, балласт щебеночный.
Дистанция расположена в 500 км от мест погрузки угля. Капитальный ремонт закончен в 1950—1952 гг.
Из таблицы приказа следует:
первый подъемочный ремонт после капитального должен быть назначен, когда пройдет 130 млн. т брутто во всех видах движения;
средний, когда пройдет 215 млн. т брутто;
второй подъемочный, когда пройдет 320 млн. т брутто;
капитальный, когда пройдет 395 млн. т брутто во всех видах движения.
Следовательно, первый подъемочный ремонт должен быть произведен по четному пути через 130:40 = 3,25 года (на четвертый год);
по нечетному пути через 130:20 = 6,5 года (на седьмой год).
Средний ремонт:
по четному пути через
215:40 = 5,37 года (на шестой год);
по нечетному пути через
215 : 20 = 10,7 года (на одиннадцатый год).
Второй подъемочный ремонт:
по четному пути через
320 : 40 = 8 лет (на девятый год);
по нечетному пути через
320:20 = 16 лет (на семнадцатый год).
Капитальный ремонт:
по четному пути через
395 : 40 — 9,8 года (на десятый год);
по нечетному пути через
395:20= 19,6 года (на двадцатый год).
Установление межремонтных сроков имеет большое значение для улучшения ведения всей системы путевого хозяйства: для оценки качества содержания пути, контроля за соблюдением установленных сроков службы материалов верхнего строения, правильного и более эффективного использования тяжелых путевых машин и механизмов, материалов и рабочей силы.