Содержание материала

Перешивка рельсовой колеи назначается в тех случаях, когда ее ширина достигает предельных значений, например когда на прямой ширина колеи равна 1 530 мм. На каждом участке пути всегда перешивают одну и ту же рельсовую нить: на кривых — внутреннюю, на прямых — противолежащую рихтовочной.
Перешивку пути могут выполнять самостоятельно рабочие 4-го разряда. Место работы ограждают сигнальными знаками о подаче свистка при условии, если число расшитых концов шпал не будет превышать трех. Для пропуска поезда требуется, чтобы рельсы были пришиты к каждому концу шпалы не менее чем двумя костылями.
Места перешивки пути намечает бригадир накануне дня перешивки. Работу выполняет звено рабочих из 2 чел.; она состоит из следующих операций:

  1. измерения колеи шаблоном;
  2. зачистки заусениц с уборкой мусора и антисептированием мест зачистки;
  3. расшивки одной рельсовой нити;
  4. антисептирования костыльных отверстий;
  5. постановки пластинок-закрепителей;
  6. зашивки пути по шаблону.

Для выполнения работы звеном из 2 чел. требуется следующий инструмент:
Рабочий шаблон . 1 шт.
Лом костыльный 1 »
Молоток ... 1 »
Топор для затески шпал ... 1 »
Работу начинают с зачистки заусениц на всем участке перешивки, что делает один рабочий. Другой рабочий убирает с пути щепу, обмазывает зачищенные места антисептиком и раскладывает пластинки-закрепители. Зачистив заусеницы, первый рабочий расшивает рельсовую нить на трех шпалах, засыпает костыльные отверстия порошкообразным антисептиком и устанавливает в них пластинки-закрепители.

Рис. 280. Перешивка пути

Как только три шпалы будут расшиты, второй рабочий начинает пришивать рельсовую нить по шаблону на два костыля, начиная со средней шпалы, при этом первый рабочий помогает ему, подтягивая рельс ломом. Зашив одну шпалу, второй рабочий продолжает пришивать рельсовую нить, первый же рабочий в это время выдергивает по одному внутреннему костылю на следующих трех шпалах (рис. 280).
Когда рельсовая нить на первых трех шпалах будет пришита на два костыля, первый рабочий полностью расшивает вторые три шпалы, антисептирует костыльные отверстия и устанавливает в них пластинки-закрепители. Второй рабочий, забив по третьему костылю на первых трех шпалах, переходит на пришивку рельсовой нити к следующим трем шпалам, и весь цикл операций повторяется в той же последовательности, с таким же распределением труда. С перешивкой пути выгодно совместить замену изношенных костылей. Поэтому наряду с запасом пластинок-закрепителей на месте работы надо иметь запас новых костылей.
Перешивка колеи в пределах стрелочного перевода несколько отличается от перешивки ее в других местах. Перешивка колеи в пределах стрелки выполняется под руководством бригадира пути. Перешивают рамный рельс ответвляемого пути с ограждением места работы сигналами остановки. В пределах переводной кривой перешивают колею по внутренней нити после проверки правильности положения наружной нити. Если окажется, что положение ее неправильно, то сначала перешивают по ординатам наружную нить переводной кривой. Здесь ординатами названы расстояния между рабочими гранями головок рельсов прямого и отклоненного путей. Эти расстояния даны на эпюрах стрелочных переводов через каждые 2 м. Работа по перешивке наружной нити переводной кривой выполняется под руководством дорожного мастера с ограждением места работ сигналами остановки.
Если перешивка колеи требуется на всем стрелочном переводе, то выполняется она в такой последовательности. Сначала рихтовкой прямому пути придают правильное направление. Затем перешивают крестовину по прямому направлению и внутреннюю нить прямого пути от крестовины до корня остряка. Исправление колеи на боковом направлении начинают с перешивки рельса против крестовины. Потом перешивают по ординатам наружную нить переводной кривой и по ней перешивают внутреннюю нить от крестовины до рамного рельса. Заканчивают работу перешивкой рамного рельса бокового направления.