Замену загрязненного балласта ниже подошвы шпалы при текущем содержании делают в местах выплесков. Выплески образуются в результате значительного загрязнения балласта под шпалами — такого загрязнения, при котором балласт теряет свои дренирующие свойства (рис. 282).
Рис. 282. Загрязнение балласта под шпалами, при котором бывают выплески
Загрязненность балласта всегда вызывает толчки и просадки пути. Поэтому вместо частых выправок пути целесообразно загрязненный балласт заменить. Это потребует большей затраты труда, но она все же будет меньше, чем при многократных выправках пути в одном и том же месте. Кроме того, путь после замены балласта будет устойчивым.
Если замену загрязненного балласта под шпалами целесообразно делать при текущем содержании пути, то тем более ее целесообразно делать при подъемочном ремонте. При среднем и капитальном ремонте замену балласта ниже шпал на больших участках до последнего времени не делали вследствие большой трудоемкости этой работы. Как правило, при среднем и капитальном ремонте путь поднимали на слой свежего балласта. В ближайшем будущем замена балласта ниже шпал станет возможной и на больших участках благодаря оснащению электробалластера выгребными устройствами.
При текущем содержании и при подъемочном ремонте пути балласт выгружают на междупутье двухпутной линии или на одной из обочин земляного полотна однопутного участка. При среднем и капитальном ремонте пути предварительной выгрузки балласта может не потребоваться, если вместе с электробалластером будут использованы хопперы-дозаторы.
В этом случае замена балласта ниже подошвы шпал будет выполнена на закрытом перегоне и сведена к следующему. Сначала будет вырезан под шпалами балласт электробалластером. Затем в путь будет выгружен свежий балласт из хопперов-дозаторов, которыми он будет и задозирован. С уходом хопперов-дозаторов путь будет поднят электробалластером, после чего потребуется лишь выправка пути и уборка вырезанного балласта.
Замену балласта ниже подошвы шпал при текущем содержании пути обыкновенно делают на глубину 6—10 см. Руководит работами дорожный мастер. Место сплошной замены балласта ниже подошвы шпал ограждают сигналами остановки. Поезда по месту работы пропускают со скоростью 15 км/ч.
Для выполнения работы бригада делится на группы по 2 чел. Производительность двух рабочих за 8-часовой рабочий день равна 12,8 пог. м пути. Поэтому, если работа планируется на весь рабочий день, можно на каждое звено длиной 12,5 м поставить по 2 чел., если же на работу отводится 4 ч, то на каждое звено следует поставить по 4 рабочих. По соображениям безопасности больше 4 чел. на одно звено ставить не следует.
Для каждой группы из двух рабочих требуется следующий инструмент:
Лопаты железные ... 2 шт.
Лом костыльный . .. 1 »
» остроконечный 1... »
Молоток костыльный 1 »
Шпалоподбойки .. 2 »
Трамбовка 1 »
Работу выполняют в такой последовательности. Сначала балласт вырезают на заданную глубину из шпального ящика по ширине всей призмы, при этом из шпального ящика удаляют и противоугонные распорки. Затем на ту же глубину балласт вырезают из-под шпалы, которую предварительно сдвигают в предыдущий по ходу работы, не засыпанный балластом шпальный ящик. Вместо вырезанного балласта в путь забрасывают свежий до уровня нижней постели шпалы. Свежий балласт утрамбовывают, на подготовленную постель перемещают сдвинутую шпалу и подбивают, после чего предыдущий ящик, в котором временно находилась шпала, на половину по высоте засыпают балластом. Следующий шпальный ящик оставляют свободным, чтобы была возможность передвинуть в него очередную шпалу, под которой предстоит теперь заменить балласт (рис. 283).
Рис. 283. Последовательность замены балласта под шпалами
Дальше работа продолжается в той же последовательности; вырезается балласт в следующем ящике, шпала сдвигается в предыдущий незасыпанный ящик и т. д.
Свежий, чистый балласт должен находиться с одной стороны пути, вырезаемый же грязный балласт выбрасывают в противоположную сторону. Такой порядок предохраняет новый балласт от загрязнения.
Когда работа по замене балласта будет закончена, отдельные группы рабочих объединяются для выправки пути и отделки балластной призмы. Выправка пути производится с вывеской его домкратами. При выправке шпалы сплошь подбивают, путь выправляют в плане, закрепляют противоугонами с распорками, шпальные ящики засыпают балластом на полную высоту, балласт в ящиках и за торцами шпал утрамбовывают, призму оправляют.
Заключительные работы организуют так, как изложено в § 78 «Исправление толчков, перекосов и просадок».