Содержание материала

Путевые работы и машины - обложка

В. Г. АЛЬБРЕХТ, Л. М. ДАНОВСКИЙ, П. И. КОЛЕСНИКОВ, Г. В. ЛИДЕРС, И. Я. ТУРОВСКИЙ
ПУТЕВЫЕ РАБОТЫ И МАШИНЫ
Под редакцией канд. техн, наук доц. Г. В. ЛИДЕРСА
Утверждено
Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебника для студентов вузов железнодорожного транспорта
ИЗДАТЕЛЬСТВО · „ТРАНСПОРТ" · МОСКВА 1969

В книге изложены причины расстройств пути, способы их устранения и предупреждения; порядок производства работ по текущему содержанию и ремонту пути, проектирования технологии механизированных путевых работ; сведения о путевых машинах и механизированном инструменте, а также о контрольно-измерительной аппаратуре, применяемой в путевом хозяйстве; освещены основы автоматизации путевых работ.
Книга утверждена Главным управлением учебными заведениями МПС в качестве учебника для студентов вузов железнодорожного транспорта и может служить пособием для инженерно-технических работников путевого хозяйства.

ВВЕДЕНИЕ

Успешное осуществление пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР на 1966—1970 гг., разработанного на основе Директив XXIII съезда КПСС, сопровождается неуклонным ростом промышленного и сельскохозяйственного производства, увеличением объема и интенсивности грузовых и пассажирских перевозок.
Интенсивный рост грузонапряженности, повышение мощностей новых локомотивов — электровозов и тепловозов, увеличение скоростей движения поездов, внедрение большегрузных шести- и восьмиосных вагонов привели к значительному росту нагрузок на 1 пог. м пути, что потребовало дальнейшего усиления его мощности и выполнения значительных объемов ремонтных работ.
Внедрение комплекса высокопроизводительных путевых машин и механизмов, автоматизация их работы позволят свести к минимуму затраты времени на перерывы в движении поездов при ремонте пути.
Особенно большое значение приобретает повышение качества выполняемых работ, в частности, уплотнение балластного слоя для достижения скорейшей стабилизации пути. Современный уровень развития науки и техники дает возможность использовать средства автоматики и телемеханики для решения этой задачи.
Дальнейшее усиление пути и путевого хозяйства позволит поднять уровень технической оснащенности железных дорог.

* *  *
Путевое хозяйство является важнейшей отраслью железнодорожного транспорта. В состав путевого хозяйства входят собственно путь со всеми его сооружениями и устройствами, а также комплекс хозяйственных предприятий, производственных формирований и вспомогательных устройств, призванных обеспечить надежную работу железнодорожного пути, безопасное и плавное движение поездов с наибольшими конструкционными скоростями, установленными для локомотивов, обращающихся на данном участке.
На железнодорожный путь, являющийся инженерным сооружением, непрерывно воздействуют усилия от движущихся с высокими скоростями тяжеловесных поездов, а также разнообразные климатические и геологические факторы, вызывающие расстройства пути и износ его элементов.
Бесперебойная работа железных дорог немыслима без систематического контроля за состоянием пути, без постоянного ухода за ним и выполнения в установленные сроки ремонтных работ.
Непрерывному процессу накопления остаточных деформаций в пути должно быть противопоставлено непрерывное содержание пути в исправном состоянии, являющееся основой ведения путевого хозяйства. Главная задача текущего содержания пути — содержание его в пределах установленных норм и допусков и обеспечение длительных сроков службы всех элементов пути.
Текущее содержание заключается в проведении плановопредупредительных мероприятий и работ, предотвращающих появление неисправностей в рельсовом пути.
Однако текущее содержание не может остановить процесс накопления деформаций, а также дробление и засорение балласта, потерю им упругих свойств, износ рельсов, скреплений, шпал.
Поэтому возникает необходимость в ремонтах пути, имеющих целью заменить пришедшие в негодность элементы и восстановить упругие свойства балластного слоя.
Для ускорения темпов и повышения качества работ по содержанию и ремонту пути применяются разнообразные путевые машины и механизмы, повышающие производительность и облегчающие условия труда работающих.
Механизирован также контроль состояния пути и его элементов.
На работах по очистке пути от снега и уборке его со станций применяется мощная техника — снегоочистители, снегоуборщики и другие машины и механизмы.
Выполнение путевых работ на эксплуатируемых линиях железных дорог в условиях движения поездов с небольшими перерывами требует строгого соблюдения правил техники личной безопасности работающих, а также обеспечения безопасного и бесперебойного следования поездов.
Производство комплекса работ по содержанию и ремонту пути организуется по технологическим процессам, определяющим последовательность выполнения отдельных операций по времени и месту, расстановку монтеров пути, путевых машин и механизмов; технологические процессы предусматривают максимальное использование средств механизации и «окон», внедрение лучших достижений науки и практики, максимальное повышение производительности труда с обеспечением безопасности движения поездов и высокого качества работ.