Содержание материала

ГЛАВА VI
ПЕРЕЕЗДЫ, ПУТЕВЫЕ И СИГНАЛЬНЫЕ ЗНАКИ И ДРУГИЕ ПУТЕВЫЕ УСТРОЙСТВА

§ 30. НАЗНАЧЕНИЕ ПЕРЕЕЗДОВ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ

Железнодорожные переезды предназначаются для пропуска автомобильного и гужевого транспорта, сельскохозяйственных, строительно-дорожных и других самоходных машин через железнодорожные пути. Переездами пользуются пешеходы и велосипедисты, если для этого не устроены специальные переходы; по ним же производится прогон скота.
Места расположения переездов и переходов устанавливаются работниками дистанций пути совместно с представителями местных организаций — колхозов, совхозов, фабрик, заводов, а также районных и городских исполкомов в зависимости от действительной необходимости. Устраиваются и разбираются переезды по распоряжению начальника дороги.
Переезд должен обеспечивать удобное и безопасное продвижение по нему автогужевого транспорта, сельскохозяйственных машин, пешеходов и велосипедистов, а также прогон скота и безопасное следование поездов. Поэтому их располагают в таком месте, где обеспечивается наилучшая видимость с подходов к переезду приближающегося поезда, а машинисту поезда — хорошая видимость переезда. Как правило, переезд должен быть на прямом участке пути и пересекать его под прямым углом. В трудных условиях этот угол может быть уменьшен, но не более чем на 45°. От конца пассажирских платформ его делают на расстоянии не менее 100 м. Для уменьшения земляных работ переезд располагают на нулевом месте либо, в крайнем случае, через невысокую насыпь или неглубокую выемку.
В зависимости от частоты и характера движения железнодорожного и городского или автогужевого транспорта переезды делятся на четыре категории.
Если переезды (пересечения) находятся в одном уровне с автомобильными дорогами I класса или с дорогами, по которым организовано трамвайное или троллейбусное движение, а также с дорогами городскими и другими, по которым проходит более 8 поездо- автобусов в час, или когда для автогужевой дороги сделан переезд через четыре главных пути и более, то такие переезды относятся к I категории.
Устраивать вновь переезды I категории в одном уровне с железной дорогой не разрешается. Существующие переезды в плановом порядке переустраиваются в путепроводы.
На существующих переездах I категории устанавливается охрана.
Если переезды (пересечения) устраиваются в одном уровне с дорогами, по которым проходит менее 8 поездо-автобусов в час, или с городскими улицами, на которых нет троллейбусного или автобусного движения, а также когда наибольшая суточная работа переезда составляет 50 000 поездо-экипажей в сутки и более, во всех случаях, когда автогужевая дорога пересекает три главных железнодорожных пути, переезды относятся ко II категории.
Переезды II категории также являются охраняемыми.
Если по переезду проходят более 10 000 поездо-экипажей в сутки и на расстоянии 50 м от железнодорожного пути и менее приближающийся поезд виден с экипажа в ту и другую сторону на расстоянии не менее 400 м, а середина переезда видна машинисту локомотива на расстоянии не менее 1 000 м, т. е. видимость является удовлетворительной, или видимость переезда не соответствует этим условиям, а по переезду проходит более 1 000 поездо-экипажей в сутки, то такие переезды относятся к III категории.
Как правило, переезды III категории также являются охраняемыми.
Если переезды (пересечения) железной дороги устраиваются в одном уровне с малодеятельными автомобильными, гужевыми или полевыми дорогами и их работа не соответствует данным работы переездов первых трех категорий, то такие переезды относятся к IV категории. Эти переезды, как правило, являются неохраняемыми.

§ 31. УСТРОЙСТВО ПЕРЕЕЗДОВ И ИХ ОБОРУДОВАНИЕ

Для пропуска автогужевого транспорта через железнодорожное полотно на переездах делается настил вровень с головкой рельса, а для свободного прохода в пределах настила реборд колес поезда рядом с путевыми рельсами укладывают контррельсы.
Настил для наиболее деятельных переездов делают усиленный (рис. 133). Допускается также на этих переездах устройство двойного деревянного настила (рис. 134). На переездах с небольшим движением автогужевого транспорта устраивают одиночный настил (рис. 135).
Ширина желоба между рельсом и контррельсом на прямых должна быть не менее 75 и не более 95 мм, а на кривой 100 мм. Глубина желоба не должна быть меньше 45 мм. Края контррельсов отгибаются на длину не менее 300 мм в середину пути с каждого конца переезда. На автоблокировочных и электрифицированных участках к настилу переезда пришивают доски, уровень которых   выше головок путевых рельсов, чтобы не происходило соединения рельсовых нитей проходящими через переезд гусеничными тракторами и санями с железными полозьями.
Ширина переезда должна быть не менее ширины проезжей части автогужевой дороги и не менее при необходимости пропуска сельскохозяйственных машин — 6,5 м, во всех остальных случаях — 4,5 м.
Настил для переездов
Рис. 133. Настил для переездов I и II категорий


Рис. 134. Двойной деревянный настил

Продольный профиль автогужевой дороги в пределах железнодорожного полотна, а также в обе стороны от него на протяжении 10 м от оси крайнего пути при расположении переезда на насыпи и 15 м в выемке (рис. 136) должен иметь горизонтальную площадку. Подходы к горизонтальным площадкам не должны иметь уклоны круче 0,05. В пределах площадки по обе стороны автодороги устанавливают перила, а при высоте насыпи более 1 м — за пределами площадки охранные столбики (надолбы). На подходах к переезду в 20 м от ближайшего рельса со стороны автодороги устанавливают знак «Берегись поезда». Шлагбаумы устанавливают не ближе 8,5 м от ближайшего рельса. У переездов через электрифицированные линии ставят габаритные ворота, чтобы предупредить возможность короткого замыкания контактного провода через экипаж.

На переездах, обслуживаемых одним человеком, управление шлагбаумами делают с одной стороны.
Механизированные шлагбаумы делают преимущественно централизованного управления.


Фонарь, устанавливаемый на шлагбауме, показывает в сторону поля при закрытом положении шлагбаума красный огонь, а при открытом — зеленый: в сторону дежурного по переезду фонарь показывает контрольный белый огонь при открытом и закрытом положениях шлагбаума.


Рис. 136. Продольный профиль переезда в выемке

 С повышением грузонапряженности железных дорог и скоростей движения поездов, а также с увеличением перевозок по автомобильным и автогужевым дорогам возрастает интенсивность работы переездов, что осложняет их работу и требует более совершенных устройств для обеспечения безопасности движения по ним поездов и автогужевого транспорта. К таким устройствам относятся автоматическая переездная сигнализация, автоматические шлагбаумы, заградительные светофоры и автоматическая оповестительная сигнализация.

Автоматическая сигнализация представляет собой автоматически действующие светофоры и звонки (рис. 137). При приближении поезда к переезду светофоры начинают подавать сигналы остановки в сторону автогужевой дороги (мигающие красные огни); одновременно начинают действовать звонки, по которым дежурный закрывает шлагбаумы.
Автоматическая сигнализация приводится в действие при замыкании осью локомотива существующих или специально устраиваемых рельсовых цепей.
Когда поезд полностью освободит переезд и зайдет за изолирующий стык, работа сигнализации автоматически прекращается. Светофоры автоматической переездной сигнализации устанавливаются с правой стороны на обочине автогужевой дороги с обеих сторон переезда на расстоянии 10 м от головки ближайшего рельса.

Рис. 137. Автоматическая сигнализация на переезде
Автоматический шлагбаум
Рис. 138. Автоматический шлагбаум

На двухпутных участках при одностороннем движении поездов работа устройств автоматической переездной сигнализации действует только для поездов, следующих по правильному пути. Автоматической сигнализацией оборудуются переезды I и II категорий.
Автоматические шлагбаумы действуют автоматически (рис. 138). При приближении к переезду поезда начинает действовать ревун, извещающий автотранспорт о подходе поезда. Одновременно загораются красные огни на светофорах, а через 30 сек шлагбаумы автоматически закрываются.
На переездах с шириной проезжей части более 7,5 м надо устанавливать по два автоматических шлагбаума с каждой стороны железнодорожного пути.
Заградительные светофоры устанавливаются также перед переездами I и II категорий с правой стороны пути на расстоянии не менее 50 м от них.
На участках, не оборудованных автоблокировкой, когда заградительные светофоры с тормозного расстояния не видны, устанавливают вторые заградительные светофоры впереди первых, но на таком расстоянии один от другого, чтобы была обеспечена их видимость на расстоянии тормозного пути. Заградительные светофоры в случае остановки или аварии автотранспорта на переезде могут быть включены в действие нажатием кнопки в будке дежурным по переезду. На них загораются красные огни в сторону поезда (рис. 139).
Автоматическая оповестительная сигнализация предупреждает дежурного по переезду о подходе поездов.
Оповестительной сигнализацией оборудуются переезды, расположенные в пределах станций и на подходах к ним.

Рис. 139. Заградительный светофор

Рис. 140. Линия лесонасаждений у переезда

Переезды I и II категорий могут иметь и простые механизированные шлагбаумы, открытие и закрытие которых производится с помощью лебедок. Кроме того, они должны иметь телефонную связь с ближайшими раздельными пунктами, электрическое освещение и запасные шлагбаумы ручного действия.
Оборудование переездов III категории состоит из механизированных шлагбаумов: делается также автоматическая или оповестительная сигнализация. Переезд должен иметь освещение и в запасе шлагбаумы ручного действия.
Защитные лесонасаждения, предохраняющие путь от снежных заносов, не должны нарушать видимости переезда. Поэтому линия лесонасаждений в обе стороны от переезда на расстоянии 400 м должна быть отведена в сторону поля на 50 м (рис. 140).

§ 32. ОХРАНА ПЕРЕЕЗДОВ

Охрану переездов осуществляют дежурные по переездам. Число дежурных в смену устанавливает начальник дороги в зависимости от категории переезда и местных условий.
Чаще всего охрана переездов бывает круглосуточной.

Дежурные по переезду подвергаются испытаниям в знании в установленном объеме Правил технической эксплуатации железных дорог СССР, Инструкции по сигнализации, должностной инструкции и некоторых других инструкций.
Дежурный по переезду обязан обеспечивать безопасное движение поездов и автогужевого транспорта на переезде и содержать его в постоянной исправности и чистоте, точно знать расписание движения поездов, своевременно ограждать переезд и подавать установленные сигналы.
Для этого на каждом переезде имеется: график дежурств по переезду, выписка из расписания движения поездов, книга приема и сдачи дежурств. Кроме того, каждому охраняемому переезду выделяют необходимые инструкции. В помещении дежурного находятся часы. Для производства работ по очистке переезда от грязи, льда, снега и мусора на переезде должны быть соответствующие инструменты.
Во время дежурства дежурный по переезду обязан иметь при себе: одну коробку петард (6 шт.), сигнальный рожок, ручной свисток, два сигнальных флага в кобурах, сигнальный фонарь.
В случае возникновения на переезде опасности для движения поездов дежурный ограждает переезд сигналами остановки.
Вступая на дежурство, дежурный по переезду проверяет состояние оборудования и устройств переезда и опробывает их действие: проверяет также наличие и состояние ручных сигналов, петард, факел-свечей и инструмента, после чего делает запись в книге приема и сдачи дежурств о времени вступления на дежурство и о замеченных неисправностях.
Все неисправности, которые дежурный обнаружит и может исправить один, он обязан устранить, а о более крупных сообщает бригадиру пути или дорожному мастеру.
Во время дежурства по получении сигнала переездной сигнализации или уведомления по телефону о выходе поезда дежурный прекращает движение по переезду и закрывает шлагбаумы.
При отсутствии сигнализации и телефонной связи дежурный закрывает шлагбаумы, руководствуясь расписанием движения поездов или немедленно после того, как будет замечен приближающийся поезд, локомотив или дрезина, услышан свисток или шум и, во всяком случае, не менее, чем за 1,5—2 мин до их подхода.
Когда к переезду приближается поезд или отдельный локомотив, дрезина, мотовоз, дефектоскопная тележка и т. п., дежурный по переезду подает им сигнал рожком, заблаговременно закрывает шлагбаумы и смотрит, не заняты ли чем пути на переезде и в стороны от него, потом, отойдя на обочину на расстояние не ближе 2 м от крайнего рельса, стоя лицом к пути, показывает требуемый сигнал.
Охраняя переезд, расположенный в пределах станции, дежурный по переезду подает поезду сигнал в зависимости от состояния пути, не согласовывая его с показаниями входных и других станционных сигналов. Если на переезде создалась обстановка, явно угрожающая безопасности движения или жизни людей, дежурный по переезду подает поезду или маневрирующему составу сигнал остановки.
Дежурный по переезду обязан подавать поезду при его проходе сигнал остановки, если заметит повреждение подвижного состава, опасное смещение груза, пожар в поезде или другие неисправности, создающие опасность для движения поездов.
В инструкции по устройству и обслуживанию переездов подробно указывается, какие меры должен принимать дежурный по переезду в случаях падения груза на переезд, загромождения его автотранспортом и при неисправностях, угрожающих безопасности движения поездов. Там же подробно освещено, как следует ограждать переезд сигналами, когда дежурный по переезду действует один и когда на сигнал тревоги, подаваемый им, придут на помощь другие работники железнодорожного транспорта.
Кроме железнодорожных переездов общего пользования, находящихся в ведении железных дорог, имеются также переезды необщего пользования, которые обслуживаются отдельными предприятиями и находятся в их подчинении. Однако устраиваются и содержатся эти переезды порядком, устанавливаемым начальником дороги. Требования инструкции МПС по устройству и обслуживанию переездов полностью распространяются и на переезды необщего пользования.
Переезды общего пользования два раза в год (весной и осенью) осматриваются комиссией в составе начальника дистанции пути (председатель), участкового ревизора по безопасности и представителя местного райисполкома. Если переезд оборудован автоматической или заградительной сигнализацией или автошлагбаумами, в состав комиссии включается также представитель от дистанции сигнализации и связи.

§ 33. ПРАВИЛА ПРОЕЗДА АВТОГУЖЕВОГО ТРАНСПОРТА И ПРОГОНА СКОТА ЧЕРЕЗ ПЕРЕЕЗДЫ

Кроме инструкции по устройству и обслуживанию переездов, изданы «Правила проезда автогужевого транспорта, провоза особо тяжелых и громоздких грузов через переезды железных дорог» и «Правила прогона скота через полотно железных дорог».
Указанные «Правила» обязательны для всех, кто пользуется переездами.
Водители автотранспорта, самоходных механизмов и машин, а также возчики подвод обязаны беспрекословно выполнять «Правила проезда автогужевого транспорта, провоза особо тяжелых и громоздких грузов через переезды железных дорог».
В указанных «Правилах» излагаются обязанности водителей и возчиков при подъезде к железнодорожным переездам и при проезде по ним.
Водители обязаны проявлять внимательность и бдительность, особенно в темное время и в условиях плохой видимости (туман метель, снегопад).
Нельзя выезжать на переезд сразу после прохода поезда одного направления: следует выждать его удаление, убедиться в отсутствии приближения к переезду встречного поезда и только тогда двигаться через переезд.
Машины и подводы должны устанавливаться только в один ряд с правой стороны дороги.
Водителям категорически запрещается: ехать через переезд с неисправными машинами, могущими остановиться на переезде, самовольно открывать шлагбаумы и проезжать по переезду без разрешения дежурного по переезду; запрещается также обгон транспорта при приближении к переезду.
Провоз сельскохозяйственных, строительно-дорожных и других машин, ширина которых более 5 м или высота более 4,5 м, а также особо тяжелых грузов (локомобилей, паровых котлов, крупного заводского оборудования) и грузов, перевозимых на тракторных санях-волокушах, может быть осуществлен только с разрешения начальника дистанции пути.
При наличии такого разрешения провоз указанных грузов производится под наблюдением дорожного мастера или бригадира пути, а на электрифицированных участках, если высота перевозимого груза более 4,5 м, также в присутствии представителя дистанции контактной сети.
Дорожный мастер или бригадир пути до пропуска такого груза обязан послать сигналистов для ограждения переезда сигналами остановки и обеспечить заблаговременную выдачу предупреждений поездам.
Все лица, производящие выпас скота, обязаны подчиняться «Правилам прогона скота через полотно железных дорог».
Категорически запрещается производить прогон скота через полотно железной дороги вне переездов, путепроводов и специально установленных мест для скотопрогона.
Прогон одиночных голов скота (не более двух на одного взрослого человека) производится на поводу, прогон скота стадом должен производиться при достаточном числе погонщиков, чтобы исключить возможность выхода скота на путь.
Погонщики обязаны остановить стадо за 200 м от железнодорожного пути. Двое из них (наиболее опытные) должны выйти на путь и лично убедиться в отсутствии приближающихся поездов с двух сторон, а на охраняемом переезде спросить разрешение на прогон скота у дежурного по переезду, и только после этого прогонять скот.

Во время прогона скота два погонщика должны стоять на пути и наблюдать за приближением поездов, а также смотреть и принимать меры, чтобы скот не выходил на путь за пределы переезда, третий погонщик находится сзади перегоняемой группы скота.
После прогона скот удаляют на расстояние не менее 200 м от железнодорожного пути.
В темное время суток, а также в светлое время при тумане, ливне, метели .можно перегонять скот через переезды только на поводу.
Если намечается массовый прогон скота через переезды (гурты более 500 голов), то об этом дистанция должна быть оповещена заблаговременно.
Скот разрешается пасти в пределах 300 м от полотна железной дороги, только на привязи, а при расстоянии, не превышающем 2 000 м от полотна железной дороги, только под постоянным надзором.
В полосе отвода скот могут пасти только железнодорожники в местах, устанавливаемых начальником дистанции пути, и обязательно на привязи.