Содержание материала

Исправление толчков, перекосов и просадок производится двумя способами, существенно отличающимися один от другого: способом подбивки балласта под шпалы или просто подбивкой и способом подсыпки балласта под шпалы, называемым, короче, подсыпкой.
Подбивку можно выполнять как электрическими подбойками, так и ручными — маховыми или торцовыми. Организация работ по подбивке маховыми подбойками и электрическими шпалоподбойками будет различна, поэтому производство работ с применением тех и других рассматривается отдельно.
Исправление толчков, перекосов и просадок электрическими шпалоподбойками производится бригадой в составе из 10 чел. Место исправления толчков, перекосов и просадок ограждается сигнальными знаками о подаче свистка при условии, что подъемка пути не будет превышать 2 см. Если при выправке пути требуется его подъемка больше чем на 2 см, но не свыше 6 см, то место работы ограждается сигналами уменьшения скорости. В этом случае поезда по месту работ пропускаются со скоростью до 25 км/ч.
При подъемке пути как до 2 см, так и до 6 см работами руководит бригадир пути. Для выполнения работы бригадой в составе из 10 чел. требуется следующий инструмент:
Подбойки электрические . 4    шт.
Электростанция передвижная    ЖЭС-2,5 . 1 »
Лопаты железные .. 6   »
Молоток костыльный .. 1   »
Домкраты .. 2... »
Трамбовка 1... »
Приборы рычажные рихтовочные       6 »
Лом костыльный 1   »
Работа по исправлению толчков, перекосов и просадок состоит из следующих операций:

  1. добивки костылей;
  2. отрывки шпал для подбивки;
  3. вывешивания пути домкратами;
  4. выправки перекошенных и сдвинутых шпал по меткам на рельсах;
  5. подбивки балласта под шпалы;
  6. рихтовки пути;
  7. засыпки шпальных ящиков балластом с трамбованием его;
  8. оправки балластной призмы.

Перед началом работы двое рабочих устанавливают сигнальные знаки «Свисток» или сигналы уменьшения скорости в зависимости от высоты подъемки пути. В это время двое других рабочих добивают костыли (один добивает костыли, другой подвешивает шпалы), четверо подготовляют к работе электростанцию и электрические шпалоподбойки, последние двое рабочих подготовляют для подбивки шпальные ящики, при этом накопившуюся грязь около боковых стенок шпал удаляют за пределы балластной призмы. Ящики около шпал отрывают на 2—3 см ниже подошвы шпал, это улучшает условия подбивки и предупреждает порчу шпал ударами подбоек. 


Рис. 260. Схема перемещения шпалоподбоек при подбивке шпал

Когда рабочие, ушедшие на ограждение места работ, вернутся, в бригаде устанавливается следующее распределение труда. Один рабочий продолжает подготовлять Шпальные ящики для подбивки, двое рабочих вывешивают путь домкратами, устанавливаемыми на разных рельсовых нитях один против другого, выправляют по меткам на рельсах шпалы и помогают первому рабочему отрывать шпальные ящики; четверо рабочих подбивают шпалы, двое рабочих подбрасывают при необходимости балласт для подбивки и засыпают шпальные ящики, последний рабочий трамбует в шпальных ящиках балласт и оправляет балластную призму.
Вывешивание пути на прямых участках начинается с рельсовой нити, менее просевшей. Когда эта нить будет поднята на требуемую высоту, тогда до той же высоты по уровню поднимают вторую нить. На кривых участках в первую очередь поднимают наружную рельсовую нить.
При подбивке шпал четырьмя электрическими шпалоподбойками придерживаются следующего порядка. Все четверо шпало- подбойщиков подбивают одновременно одну Шпалу. Каждые двое рабочих становятся один против другого у разных концов шпалы. Сначала под шпалой рыхлят балласт (подбойками). Затем каждые двое рабочих подбивают шпалу под рельсом (рис. 260, а). Уплотнив здесь балласт, они переносят шпалоподбойки к концам шпал и постепенно уплотняют балласт от торца шпалы до рельса (рис. 260, б). Достигнув необходимого уплотнения, рабочие перемещают шпалоподбойки к другой шпале и уплотняют балласт под ее концами в той же последовательности.
При подбивке электрическими вибрационными подбойками уплотнение балласта достигается посредством его вибрации. Балласт считается уплотненным, если при дальнейшей вибрации он перестает течь (уходить) под шпалу.
Подбив 4—5 шпал, рабочие переносят шпалоподбойки через рельсы и, продвигаясь в обратном направлении, последовательно подбивают шпалы внутри колеи. При этом шпалоподбойки постепенно перемещают от оси пути к рельсам (рис. 260, в). Среднюю часть шпалы (40 см) электрическими шпалоподбойками не подбивают; здесь при необходимости балласт подштопывают или подбивают торцовыми подбойками.
Окончив выправку пути в одном месте, рабочие, при необходимости, отрихтовывают путь, засыпают балластом последние шпальные ящики и оправляют балластную призму. Только после этого они переходят к другому месту, где требуется выправка пути.
Исправление толчков, перекосов и просадок подбивкой балласта под шпалы маховыми подбойками несколько отличается от выправки пути электрическими Шпалоподбойками. В связи с меньшей производительностью маховой подбойки состав бригады уменьшается до 8 чел.; он может быть уменьшен и еще, но тогда будет нарушена некоторая специализация труда.

Рис. 261. Схема подбивки одной половины шпалы маховыми подбойками

Бригаду из 8 чел. расстанавливают так: двое рабочих вывешивают домкратами путь и подготовляют для подбивки шпальные ящики; четверо рабочих подбивают шпалы; двое рабочих засыпают шпальные ящики балластом, трамбуют его и оправляют балластную призму. Сама подбивка балласта под Шпалы маховыми подбойками выполняется в следующем порядке: четверо шпалоподбойщиков делятся на две группы по два человека; каждая из этих групп работает одна от другой на расстоянии не менее трех шпальных ящиков и подбивает шпалы одна с одной стороны пути, другая — с другой.
Сначала оба рабочих одной группы подбивают шпалу под рельсом встречными ударами: один снаружи колеи, другой навстречу ему изнутри колеи (рис. 261, а, б); затем один рабочий подбивает шпалу от рельса к ее торцу, а второй от рельса к оси пути, но с другой стороны (см. рис. 261, в). Подбив шпалу в указанных на схеме местах, рабочие подбивают ее с противоположных сторон (рис. 261, г), оставаясь один снаружи колеи, а другой внутри нее.
Торцовыми подбойками пользуются для подбивки шпал на щебеночном балласте при отсутствии электрических подбоек. Шпалу торцовыми подбойками подбивают одновременно с двух сторон, при этом подбойки располагают парами одну против другой.
Выправка толчков, перекосов и просадок подсыпкой балласта под шпалы на песчаном балласте запрещена. Такой способ выправки пути допускается лишь на щебеночном, гравийном и ракушечном балластах, причем на щебеночном балласте пользоваться им можно только начиная со второго летнего сезона после реконструкции и после капитального, среднего или подъемочного ремонта пути.
Подсыпкой можно исправлять толчки, перекосы и просадки, величина которых не превышает 10 мм. Для подсыпки можно применять конвейерную лопату системы Шестопалова с брезентовой лентой шириной 23 и 19 см (рис. 262). Лопатой с лентой шириной 23 см пользуются при Ширине постели шпал 25 см и больше, при меньшей же ширине постели шпал пользуются лопатой с лентой 19 см. В стесненных условиях, например на стрелочных переводах, допускается пользоваться короткими лопатами для подсыпки балласта сбоку.


Рис. 262. Конвейерная лопата системы Шестопалова

Выправке пути подсыпкой предшествует измерение толчков и перекосов. Видимые просадки пути измеряют по визиркам. Если протяжение просадки или перекоса меньше 12,5 м, то на прямых участках и пологих кривых они могут быть измерены с помощью шнура, натягиваемого над головкой рельса, и мерного металлического клина. Потайные толчки измеряют после добивки костылей мерным деревянным клином, заводимым под шпалу с ее торца (рис. 263).
Место работы по выправке пути подсыпкой балласта под шпалы ограждают сигнальными знаками о подаче свистка. Работой руководит бригадир пути. Для подсыпки балласта под шпалы необходим следующий инструмент:
Домкраты .. 2.. шт.
Лопаты конвейерные с лентами шириной 19 и 23 см по... 2 шт.
Мерные кружки или совки ... 2 шт.
Лопаты железные ... 2... »
Вилы-когти (при щебеночном балласте) . 2 »
Молоток костыльный ... 1... »

Лом костыльный . 1. шт.
Приборы рихтовочные рычажные 4    »
Трамбовка ..  1 »
Визирки  1. компл.
Клин мерный деревянный ... 1. шт.
Шаблон с уровнем 1 »
Выправка пути способом подсыпки балласта под шпалы состоит из следующих операций:

  1. добивки костылей на участке выправки;
  2. наддергивания костылей на ближайших трех шпалах к участку выправки;


Рис. 263. Измерение потайного толчка

  1. отрывки торцов шпал;
  2. визирования пути;
  3. определения потайных толчков;
  4. вывешивания пути дократами;  
  5. отмеривания балласта и высыпания его на лопату;
  6. рихтовки пути;
  7. засыпки торцов шпал балластом с трамбованием его;
  8. оправки балластной призмы.

Работу выполняет бригада в составе 4 чел. Трое рабочих отрывают торцы шпал, добивают костыли на участке подсыпки балласта под шпалы и наддергивают костыли на трех ближайших к участку выправки шпалах. Наддергивание костылей необходимо для того, чтобы при поднимании пути домкратами шпалы, под которые балласт подсыпать не будут, оставались на месте. Во время отрывки торцов шпал, добивки и наддергивания костылей бригадир вместе с четвертым рабочим измеряют с помощью визирок просадку (рис. 264), а затем потайные толчки посредством мерного клина,    осторожно заводимого в просвет между шпалой и ее балластной постелью.
Когда будут определены величины подъемки пути над каждой шпалой, путь вывешивают двумя домкратами так, чтобы после подсовывания лопаты под Шпалу между слоем балласта на лопате и нижней гранью шпалы было не больше 1 см. Балласт подсыпается под шпалы одновременно с двух сторон двумя рабочими. Двое других рабочих отмеривают балласт, насыпают его на лопаты и разравнивают щитком по всей ленте.
Для отмеривания щебеночного и ракушечного балласта делают круглые мерные кружки диаметром 164 мм, высотой 120 мм.

Рис. 264. Измерение просадки с помощью визирок

Размер одного деления кружки, соответствующий подъемке шпалы на 1 мм, равен при лопате шириной 19 см — 10 мм, при лопате шириной 23 см — 12'мм. Гравийный балласт отмеряют мерным совком длиной 250 мм, шириной 190 мм и высотой 150 мм. Размер одного деления совка, соответствующий подъемке шпалы на 1 мм, равняется: при лопате шириной 19 см — 5 мм, при лопате шириной 23 см — 6 мм.
Подсыпав балласт под четыре шпалы, рабочие переставляют домкраты на новое место и подсыпка продолжается. Порции балласта для подсыпки под стыковые шпалы увеличиваются на два деления кружки или совка, а для подсыпки под пристыковые шпалы — на одно деление.
По окончании подсыпки путь при необходимости подрихтовывают рычажными приборами, добивают наддернутые костыли, торцы шпал засыпают, балласт утрамбовывают и оправляют балластную призму.