Содержание материала

ГЛАВА XIV
ПРОИЗВОДСТВО ОТДЕЛЬНЫХ ПУТЕВЫХ РАБОТ ПРИ ТЕКУЩЕМ СОДЕРЖАНИИ ПУТИ
§ 77. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Всякая работа, как бы ни было мало ее значение, должна выполняться организованно. Перед руководителем работ всегда будут возникать вопросы: как рационально использовать имеющуюся рабочую силу, какой очередности следует придерживаться в выполнении работ, в какой последовательности выполнять отдельные операции в каждой из них, как лучше расставить рабочих, какой и в каком количестве инструмент необходим для производства каждой работы. Чтобы правильно решить эти вопросы, нужно придерживаться следующего:

  1. Работы, при которых приходится выполнять одинаковые операции, по возможности совмещать. Например, для замены загрязненного баллата в местах выплесков требуется удалять балласт из шпальных ящиков, а затем снова засыпать их балластом. Такие же операции приходится выполнять и при замене шпал. Поэтому, если возникает необходимость в этих работах в одном месте, то лучше сделать их одновременно.
  2. Рабочих расставлять так, чтобы их труд был специализирован. Для этого каждому рабочему или группе рабочих следует поручать лишь одну операцию, например вырезку балласта из шпальных ящиков; в ряде случаев можно поручать и несколько операций, но близких, однородных, не требующих смены инструмента, например вырезку балласта из шпальных ящиков и заполнение шпальных ящиков балластом с оправкой балластной призмы.
  3. Во всяком процессе стремиться к производству работы поточным способом, т. е. таким способом, при котором основная группа рабочих (ведущая), выполняя основные операции, непрерывно продвигается по фронту работы. При этом и все остальные рабочие, выполняя дополнительные операции комплекса работ, продвигаются по фронту работы в одном темпе с основной группой бригады. Например, при выправке пути подбивкой балласта под шпалы ведущей группой рабочих являются шпалоподбойщики. Если эта группа не отвлекается на другие операции и в течение всего рабочего времени только подбивает шпалы, а впереди нее отрывку шпальных ящиков и вслед за подбивкой засыпку ящиков балластом и оправку балластной призмы в том же темпе ведут другие рабочие, то в таком случае и будет осуществлен поточный способ производства работы.
  4. Очередность выполнения отдельных работ должна быть такой, при которой выполнение последующих не нарушало бы результатов ранее выполненных работ. Например, нельзя допускать, чтобы выправка пути предшествовала перегонке шпал, так как при перегонке шпалы будут смещены с уплотненной постели. По тем же соображениям выправку пути в плане следует выполнять раньше подбивки шпал и раньше перешивки пути.
  5. Соблюдать при выполнении работ такой порядок, при котором не нарушалась бы безопасность движения поездов. Например, по условиям безопасности движения нельзя расшивать более трех концов шпал подряд, если место работ не ограждено сигналами остановки.


Рис. 257. Схема ограждения места работы сигналами остановки


Рис. 258. Схема ограждения места работы сигналами уменьшения скорости

До выхода бригады на работу рабочие должны быть хорошо ознакомлены с технологией предстоящих работ и с конкретной расстановкой их по операциям, а также снабжены соответствующим инструментом. Придя на место работ, рабочие не всегда могут начать выполнять свои операции одновременно. В ряде случаев бывает целесообразно, чтобы все рабочие в течение 5—10 мин выполняли одну-две операции и, только подготовив фронт работ, приступали к выполнению своих операций по намеченной технологии.
Каждая работа должна выполняться без закрытия перегона для движения поездов. Когда производство работ связано с нарушением целости рельсовой колеи, место работ ограждают сигналами остановки (рис. 257). При других работах, нарушающих устойчивость пути, место работы ограждают или сигналами остановки или сигналами уменьшения скорости движения, в зависимости от характера производимой работы (рис. 258). Схема ограждения места работы сигналами уменьшения скорости на рис. 258 приведена действующая. По проекту новых Правил технической эксплуатации железных дорог эту схему предполагается изменить. На участках, оборудованных автоблокировкой, при производстве работ, ограждаемых сигналами остановки, применяют шунты для замыкания рельсовых цепей. Замыкание вызывает красный огонь на светофоре, что является дополнительным средством ограждения места работы.
Для пропуска поезда по месту работы без уменьшения скорости необходимо: уложить под рельсы подкладки, рельсы пришить на каждом конце шпалы не менее чем на два костыля, в рельсовых стыках поставить и затянуть не менее чем по два болта на каждом конце рельса, шпалы и брусья уложить на свои места и подбить, все шпальные ящики засыпать балластом, устранить перекосы по уровню и углы в плане; при подъемке пути сделать плавный отвод крутизной не более 0,003.
Для пропуска поезда по месту работ с уменьшенной скоростью требуется: рельсы пришить на каждом конце шпалы не менее чем на два костыля, в рельсовых стыках поставить и затянуть на каждом конце рельса по два болта, шпалы и брусья уложить на свои места, подштопать и подбить их под рельсами, свободные шпальные ящики засыпать балластом на половину их высоты, устранить перекосы по уровню и углы в плане, при подъемке пути сделать плавный отвод крутизной не более 0,005.
Перед пропуском поезда руководитель работ обязан проверить состояние пути и только, убедившись в его исправности, а также в соблюдении габарита, он дает указание о снятии сигналов остановки. После прохода поезда руководитель работ обязан вторично проверить состояние пути и, обнаружив какие-либо неисправности, устранить их.
При работе в стесненных условиях, например между высокими пассажирскими платформами, руководитель работ должен заранее указать рабочим, куда следует уходить на время прохода поезда.
О всех работах, места производства которых ограждаются сигналами остановки или сигналами уменьшения скорости, выдаются на поезда предупреждения. Заявка о выдаче предупреждения передается по телеграфу, по телефону или с нарочным дежурному по станции, на которой устанавливается предупреждение. Если же предупреждение устанавливается на перегоне, то заявка передается дежурному по одной из станций, примыкающих к этому перегону. Заявка на выдачу предупреждений о производстве предвиденной работы передается с таким расчетом, чтобы дежурным по станции она была получена не позже чем за 3 ч до начала действия предупреждения.
В заявке о выдаче предупреждений на поезда указываются: перегон, километр, номер пути; причина, вызывающая необходимость в выдаче предупреждений; меры предосторожности при движении поездов; начало и срок действия предупреждения.
Например: «20 мая 1958 г. на перегоне Тесьма — Павлово на 233-м км первого пути будет производиться смена накладок. Начиная с 8 ч до отмены, выдавайте поездам предупреждения: «Остановиться у красного сигнала, а при его отсутствии следовать с установленной скоростью».

До получения от дежурного по станции подтверждения о получении им заявки на выдачу предупреждений начинать работы запрещено. Исключение делается лишь для непредвиденных работ, необходимость которых возникает внезапно. Такие работы назначаются немедленно, по обнаружении неисправности, и могут быть начаты после ограждения места работ соответствующими сигналами. Об этом делается запись в заявке о выдаче предупреждений.


Рис. 259. Схема ограждения места работы сигнальными знаками «Свисток»

Производство предвиденной работы в пределах станции согласовывается с ее начальником накануне. Приступать к работе, связанной с безопасностью движения поездов или маневров, без разрешения дежурного по станции запрещено. Независимо от согласования с начальником станции о всех работах, связанных с безопасностью движения поездов, делается запись в журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи. В записи указывается место работы, какие пути и стрелочные переводы и с какого времени закрываются для движения или по каким путям и стрелочным переводам требуется сокращение скорости движения. В записи также указывается, какие стрелки и в каком положении должны быть заперты на замок или зашиты на костыли.
После окончания работы в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи снова делается запись об исправности пути и стрелочных переводов, на которых производилась работа, и о возможности ввода их в нормальное действие. Если место работы удалено от помещения дежурного по станции, то уведомление об окончании работы может быть передано по телефону. Уведомление передается телефонограммой, регистрируемой в специальной пронумерованной и прошнурованной книге, заверенной подписью начальника дистанции пути. Передача телефонограммы не исключает необходимости в последующем сделать и подписать запись об окончании работы и исправности пути и стрелок в Журнале осмотра путей, стрелочных переводов, устройств СЦБ и связи.
Работы, выполняемые на перегоне, которые по своему характеру не требуют ограждения сигналами остановки или сигналами уменьшения скорости, должны ограждаться сигнальными знаками «Свисток» (рис. 259). Второй путь на двухпутных участках также ограждается сигнальными знаками «Свисток», хотя бы на нем и не производились работы.