ГЛАВА XVIII
ПРОПУСК ВЕСЕННИХ ВОД
§ 111. ПОДГОТОВКА К ВЕСЕННЕМУ ПАВОДКУ
Весенние воды могут нарушить целость земляного полотна, повредить искусственные сооружения, вызвать перерывы в движении поездов. Поэтому каждый километр пути, каждое сооружение должны быть хорошо подготовлены к моменту бурного таяния снега, подъема воды в реках и ледохода.
Сроки начала таяния снега бывают различны. Путевое и другие хозяйства транспорта должны быть подготовлены к самому раннему паводку, при этом все должно быть готово к пропуску наибольшей воды.
Подготовка начинается в начале зимы с составления перечня мест, которым угрожает паводок и которые требуют усиленного надзора при проходе весенних вод. В перечне указывают мероприятия для обеспечения безопасного пропуска вод, количество необходимых материалов и инструмента. К противоразмывным материалам относятся: кули, мешки, камень, глина, бревна, доски, фашины, хворост, увязочный материал и др., к инструменту — пешни, ломы, топоры, багры, лопаты, пилы и т. п.
Часть заготовленных материалов и инструмента размещают непосредственно у угрожаемых мест, а остальное хранят на ближайших станциях сложенным в определенном порядке, в местах, удобных для погрузки их на подвижной состав.
При наличии мостов или пойменных насыпей, для которых паводок представляет особую угрозу, на ближайших к ним станциях размещают специальные восстановительные поезда, загруженные камнем, кулями, набитыми глиной или песком, фашинами, бревнами, досками, шпалами и другими материалами. У затопляемых пойм и больших искусственных сооружений подготовляют обыкновенные или моторные лодки.
Для обеспечения восстановительных работ дополнительной рабочей силой заключают договоры с ближайшими колхозами, совхозами и другими предприятиями. В договорах определяют, какое количество рабочей силы и на какой объект должно быть направлено.
По согласованию с колхозами и предприятиями практикуются пробные вызовы рабочей силы для ознакомления с местом и условиями возможных работ.
Для наблюдения за угрожаемыми и сомнительными местами выделяют ответственных работников пути, которых заранее инструктируют. У опасных мест устраивают хорошее освещение, а также устанавливают телефонную связь.
Особое внимание уделяют водоотводным устройствам. Еще осенью, до замерзания почвы, осматривают и приводят в порядок все водоотводные и регуляционные сооружения. Прочищают и ремонтируют кюветы, нагорные канавы, русла с удалением из них посторонних предметов и растительности. Проверяют работу и исправность дренажных устройств, исправность перепадов на крутых спусках канав и выходов из кюветов; с откосов насыпей и выемок убирают шпалы и другие материалы. Ремонтируют нарушенные части мощения или одерновки откосов, насыпей, конусов, дамб и других регуляционных сооружений.
Ранней весной, до начала таяния снега, по оси кюветов и нагорных канав, когда они еще заполнены снегом, устраивают траншеи. Вскрытие кюветов и канав необходимо для того, чтобы вода беспрепятственно стекала по водоотводам, а не застаивалась в них. Скопление воды может вызвать переполнение канав, выход воды на путь, разжижение балластного слоя и размыв его.
Ось кювета или нагорной канавы определяют по вешкам, установленным еще осенью. Начинать вскрытие надо с низовой стороны, чтобы в случае внезапного потепления вешняя вода не собиралась, а стекала по траншее. Одновременно с устройством траншей в канавах открывают отверстия труб под переездами, вскрывают русла у малых искусственных сооружений и убирают щиты, закрывавшие их отверстия.
После подготовки водоотводных сооружений к пропуску весенней воды убирают снег с больных откосов земляного полотна. Таяние снега на самом откосе вызывает его увлажнение и может привести к деформациям откоса.
Для вскрытия кюветов и уборки снега с обочин земляного полотна используют путевой струг, значительно ускоряющий и удешевляющий работы.
Во избежание сплыва откосов глубоких выемок на теневых местах и в местах большого скопления снега на них устраивают в снегу наклонные траншеи.
Чтобы не допустить образования в пути просадок и выплесков, на нулевых местах и в выемках при наступлении оттепели производят очистку и удаление снега с балластной призмы и обочин основной площадки земляного полотна.
До начала ледохода производят околку льда, около свай и опор деревянных и каменных мостов, вокруг ледорезов, расположенных с верховой стороны по течению, делают во льду прорези шириной до 0,5 м, а в необходимых случаях лед подрывают выше и ниже сооружения.
§ 112. МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ПРОХОДЕ ВЕСЕННИХ ВОД
Правильно поставленное и внимательное наблюдение за весенними водами обеспечивает успешный и безопасный их проход. Крупные повреждения и разрушения никогда не появляются вдруг, а всегда начинаются с маленькой неисправности, которую легко устранить.
Рис. 333. Укрепление откоса насыпи щитами: 1—деревянные щиты из горбылей 3х1,5 м; 2 — бруски 5x8 см; 3 — каменная наброска
Cооружений заторов льда их подрывают и размельчают. Для этой цели на крупные сооружения заблаговременно направляют специалистов-подрывников с подрывными средствами. В отдельных случаях для разрушения заторов льда приходит на помощь авиация.
С появлением в кюветах воды следят, чтобы она не застаивалась и не замерзала.
Особенно большие повреждения высокие воды могут нанести насыпям, расположенным на речных поймах. Поэтому в пределах пойм устанавливают дополнительные осмотры земляного полотна, берм и дамб. Малейшее повреждение откосов, срыв одерновки или мостовой исправляют, не дожидаясь больших разрушений. Поврежденные участки укрепляют плотной укладкой по откосу мешков или кулей с грунтом. Если начавшийся размыв распространился на большую глубину, то мешки или кули опускают в промоину по доскам или слегам. Для погружения досок в воду к концам их привязывают груз. Укладка мешков с грунтом в два ряда более надежно защищает земляное полотно от дальнейшего размыва.
При невысоком подтоплении размываемый участок укрепляют щитами из досок размером 3 х 1,5 м, загруженными камнем (рис. 333).
При сильном течении воды вдоль насыпи ее откос периодически проверяют шестом, опуская его до подошвы. Проверку делают с лодки. Обнаружив подмыв насыпи, поврежденный ее участок забрасывают кулями или мешками с грунтом, поверх которых набрасывают камень. Промоину можно также закрыть фашинами с последующей пригрузкой их камнем.
При подъеме воды в канаве или кювете их осматривают ниже по течению и устраняют все препятствия для стока воды, при необходимости расчищают снег и уширяют прорытую канаву. Уширение в снегу траншеи начинают с низовой стороны.
Если вода в кювете выступила выше бровки и она подмачивает основание балластного слоя, то прежде всего защищают балластный слой от размыва укладкой мешков с песком на обочине у подошвы балластного откоса, как показано на рис 334.
Рис. 334. Защита балластного слоя от размыва укладкой мешков с грунтом
Первый слой мешков укладывают поперек обочины, второй слой вдоль нее.
Если в выемке переполнен только один из кюветов, а второй работает нормально, то в шпальных ящиках укладывают деревянные лотки для перепуска воды во второй кювет (рис. 335).
Рис. 335. Деревянные лотки для перепуска воды в кювет
Лотки устраивают сечением 20 х 20 см из теса или досок. В верхней части лотка устанавливают распорки. Траншеи для лотка откапывают с низового конца.
Балластную призму у входа в перепускной лоток тщательно укрепляют мешками с грунтом
или глиной, чтобы предупредить проход воды за стенками лотка и размыв балластного слоя. С этой же целью за стенки лотка забивают глину или местный грунт. У выходного отверстия лотка обочину земляного полотна и откос кювета также укрепляют мешками с грунтом.
§ 113. МЕРЫ ПО ИСПРАВЛЕНИЮ ПРИЧИНЕННЫХ ВОДОЙ РАЗРУШЕНИЙ
После спада весенних вод производится тщательный осмотр всех сооружений и водоотводных устройств с целью установления объема неотложных работ, для приведения их в состояние, обеспечивающее безопасное движение поездов с установленными скоростями.
При разжижении балластного слоя и образовании на пути выплесков устраивают прорези в откосах балластного слоя; чтобы стенки прорези не осыпались, ее заполняют щебнем, гравием или чистым песком. После ликвидации выплесков путь поднимают на свежий балласт с вырезкой загрязненного.
При сплывах откосов выемки в кювет сплывший грунт убирают за пределы выемки, а откосам придают правильную форму.
Серьезное внимание уделяют предотвращению дальнейшего размыва русел, конусов у искусственных сооружений. Подмыв опор искусственного сооружения опасен не только во время прохода высоких вод, но и после их спада. Поэтому еще при паводке измеряют шестами глубину русла, определяют наличие и размеры промоин. Промоины заполняют крупным камнем, а если дно промоины состоит из илистых и вязких грунтов, то на него предварительно опускают фашинные тюфяки, служащие подстилкой под каменную наброску.
За насыпями, расположенными на поймах, продолжают наблюдать и после спада воды. При просадках путь выправляют подъемкой на балласт, который заблаговременно завозят к таким местам.
Вопросы для повторения
- Какие работы необходимо провести при подготовке сооружении и пути к весеннему паводку?
- Как организуется надзор за проходом весенних вод? Каким образом производят исправление небольших повреждений земляного полотна и балластного слоя?
- Какие принимаются меры по ликвидации повреждений и предупреждению дальнейшего размыва конусов и русел у искусственных сооружений?