Рис. 164. Схема габаритной рамы
Проверка горизонтальных расстояний от оси пути до близко расположенных к нему предметов и вертикальных расстояний от головки рельса до находящихся над путем сооружений производится ежегодно работниками дистанций пути перед составлением технического паспорта дистанции. Такая же проверка делается перед составлением технического проекта капитального ремонта и реконструкции пути с целью частичной или полной ликвидации негабаритных мест при ремонтных работах. Высота подвески контактного провода проверяется работниками энергоснабжения при снятом напряжении.
Расстояния измеряются до наиболее выступающих в сторону пути частей сооружения, причем проверяется не только горизонтальное расстояние, но и положение и протяжение негабаритности по высоте. Горизонтальные расстояния практически измеряются от рабочей грани головки рельса, и лишь при обработке материалов они приводятся к расстояниям от оси пути посредством суммирования их с половиной ширины колеи.
При измерении расстояний пользуются известными измерительными приборами и инструментами: мерной лентой, рулеткой, шаблоном, уровнем, отвесом. Положение по высоте отдельных частей сооружений, находящихся над путем, часто проверяется с помощью нивелира и рейки. С одного горизонта нивелирной трубы берут два отсчета: один отсчет по рейке, установленной на головку рельса, другой — по рейке, перевернутой и прижатой пятой с нулем к самой низкой части сооружения. Сумма двух отсчетов дает расстояние от головки рельса до выступающей части сооружения.
Ширина междупутья двухпутных участков на прямой измеряется через каждые 100 м, на кривой — через каждые 20 м. При обнаружении негабаритного междупутья измеряется ширина земляного полотна и определяется возможность раздвижки путей.
Каждое негабаритное место записывается в книгу габаритных промеров, в которой отмечается и возможный способ его ликвидации, а также приводятся соображения об объемах работ.
Сплошные проверки габарита приближения строений производятся по распоряжению начальника дороги с помощью габаритной рамы. Такие проверки делаются не менее одного раза в пять лет, а проверка тоннелей не менее одного раза в год.
Габаритная рама устанавливается на двухосной платформе над одной из ее осей. Рама имеет легко отгибающиеся части, контур которых внизу дает очертание габарита 2-С, вверху — габаритов 2-С и 1-С. Схема такой рамы показана на рис. 164.
Платформа с габаритной рамой перемещается паровозом на участках проверки со скоростью не более 5 км/ч и обслуживается пятью работниками. Двое из них находятся на платформе и следят за боковыми и верхними отгибающимися частями, двое находятся на пути позади платформы и следят за нижними отгибающимися частями рамы, один записывает негабаритные места. При обнаружении негабаритного места поезд останавливается и проверяющие измеряют как вертикальные расстояния от головки рельса до негабаритных частей сооружения, так и горизонтальное расстояние до них от оси пути.
Вопросы для повторения
- Какие вы знаете габариты?
- При каких работах применяется габарит 2-С?
- Где устанавливаются предельные столбики?
- Какой груз называется негабаритным? Какие бывают степени негабаритности?
- Что называется контрольной рамой и где она устанавливается?
- Какие грузы называются сверхнегабаритными?