Содержание материала

К верхнему строению пути на мостах относятся: рельсы со скреплениями, мостовые брусья или шпалы с балластным слоем, контррельсы или контруголки, противоугонные брусья, уравнительные приборы.
Контррельсы укладывают внутри колеи при рельсах типа Р50 и легче на расстоянии 220 мм и при рельсах типа Р65 на расстоянии 240 мм от рабочей грани путевых рельсов (рис. 190). На участках с автоблокировкой между путевой подкладкой и костылями, прикрепляющими контррельс, делают зазор не менее 15 мм.

Контррельсы могут быть заменены контруголками (рис. 191) сечением 150 χ 100 X 16 мм. Стыки контруголков перекрывают уголковыми накладками, причем с каждой стороны устанавливают по три болта.
Противоугонные брусья укладывают от шкафной стенки одного устоя до шкафной стенки другого устоя, а на деревянных мостах — от одного закладного щита до другого. Располагают их с внешней стороны путевых рельсов. Между наружной гранью головки путевого рельса и противоугонным брусом должно быть 300—400 мм. В исключительных случаях расстояние между путевым рельсом и противоугонным брусом может быть уменьшено до 250 мм.

Рис. 190. Расположение контррельсов и противоугонных брусьев на мостах: а — тип А (мостовой и противоугонный, брусья прикреплены отдельными болтами); б — тип Б (мостовой и противоугонный, брусья прикреплены одним болтом); 1 — противоугонный охранный брус; 2 — болт d = 1 9 мм; 3 — лапчатый болт d = 22 мм; 4 — доски 20x3 см (при наличии перил укладываются две доски); 5 — контррельсы; в — деталь стыка противоугонного охранного бруса

Сечение противоугонных брусьев прямоугольное. Ширина их 20 см, высота 15 см. Однако на мостах, на которых не требуется укладка контррельсов, противоугонные брусья могут быть меньшей высоты или они могут быть заменены металлическими уголками сечением 150 χ 100 X 16 мм, с тем, чтобы прикрепляющий болт бруса или вертикальная полка противоугонного уголка были ниже головки путевого рельса на 6 см. Тогда снегоочистители могут проходить по таким мостам с опущенными крыльями.
Над подвижными концами пролетных строений у противоугонных брусьев устраивают зазоры, обеспечивающие свободное продольное перемещение пролетных строений.

Рис. 191. Расположение контруголков и противоугонных уголков на мостах: 1 — противоугонный (охранный) уголок 150x100x 16; 2 — контруголки 150xl00х16; 3 — доски 20x3 см (при наличии перил укладывают две доски); 4 — лапчатый болт d = 22 мм

На металлических мостах с температурными пролетами длиной более 100 м укладывают уравнительные приборы (рис. 192).


Рис. 192. Уравнительный прибор: 1 — рамный рельс; 2 — остряк; 3 — лафетный лист; 4 — передний стык; 5 — задний стык
Ширина колеи у острия пера уравнительного прибора делается равной

(21)
где S — ширина колеи в мм,
а — расстояние от начала изгиба рамного рельса до начала остряка в мм·,
— тангенс угла наклона рамного рельса.

Тангенс угла наклона рамного рельсадля типовых уравнительных приборов Р43 и Р50 равен ]/40. Величина а в зависимости от температуры рельсов и длины температурного пролета определяется по табл. 42. Во всех случаях ширина колеи вместе с допуском не должна быть больше 1 546 мм.

Таблица 42
Расстояние от начала изгиба рамного рельса до начала остряка а в мм для типовых уравнительных приборов

Замена остряков уравнительных приборов назначается, когда они бывают выкрошены на длине более 200 мм и когда создается угроза набегания гребня бандажа колеса на рельс.
Замена рамных рельсов назначается, когда у них вертикальный износ превышает 6 мм.
К содержанию пути на мостах по шаблону вне пределов уравнительных приборов, а также к содержанию пути по уровню предъявляются общие требования: отклонения в ширине колеи допускаются +6 мм, —2 мм, в содержании по уровню ±4 мм. Путь на мосту в профиле не должен иметь переломов и впадин. Стрела подъема рельсов в каждом пролете болееего длины не допускается.

Смежные пролетные строения сопрягаются плавно, без толчков. Для исправления недопустимых отклонений в профиле разрешается прирубка мостовых брусьев к поясам продольных балок или фермам до 3 см. В отдельных случаях допускается приболчивание под брусьями подкладок из досок толщиной не менее 4 см. Такие же подкладки можно укладывать для повышения наружной стороны пути на кривых. Однако при езде на поперечинах повышение, как правило, достигается установкой пролетных строений с поперечным наклоном. На прямом пути ось пути совмещается с осью пролетного строения. Отклонения допускаются в пределах 5 см.

Вопросы для повторения

  1. Каковы нормы содержания колеи по шаблону? Как производится отвод уширения колеи?
  2. Каковы нормы содержания железнодорожной колеи по уровню в прямых и кривых и как осуществляется отвод возвышений?
  3. Для чего делается подуклонка рельсов и какова ее величина?
  4. Какое смещение шпал от эпюрного положения и рельсовых стыков одной нити относительно стыков другой не следует допускать при содержании пути?
  5. Как проверить положение пути в вертикальной плоскости, в месте сопряжения двух элементов профиля?
  6. По какой рельсовой нити надо рихтовать путь?
  7. Чему равна максимально допустимая разность в стрелах кривой в точках через 10 м?
  8. Как определяются стрелы на переходной кривой?
  9. Каким путем достигается уширение междупутья на кривой?
  10. Какая имеется зависимость между суммой стрел, длиной кривой и ее радиусом?
  11. Каковы нормы содержания стрелочных переводов по шаблону и уровню и допуски к ним?
  12. Каковы нормы содержания желобов крестовины и контррельсов?
  13. Каковы нормы износа металлических частей стрелочных переводов?
  14. С каким приведенным износом нельзя держать рельсы в главных, приемо-отправочных и прочих станционных путях?
  15. Что относится к верхнему строению пути на мостах?
  16. В каких случаях укладываются уравнительные приборы на мостах?