§ 48. УКЛАДКА ПУТИ НА КРИВЫХ
Как было выяснено, устройство пути в кривых по сравнению с устройством его на прямых участках отличается следующими особенностями: на внутренней нити кривой укладывают, помимо рельсов нормальной длины, укороченные рельсы; в кривых малых радиусов делается уширение рельсовой колеи, наружной нити придают возвышение относительно внутренней. Круговые кривые сопрягают с прямыми участками при помощи переходных кривых.
Если путь укладывают целыми звеньями, то часть особенностей устройства пути на кривых должна быть предусмотрена еще при сборке звеньев. Так, на звеносборочных базах, наряду со сборкой звеньев из рельсов нормальной длины, собирают звенья с укороченными с одной стороны рельсами. Такие звенья хранятся отдельно от других.
При сборке звеньев для кривых участков учитывается и необходимость уширения колеи. При этом звенья, предназначенные для переходных кривых, в необходимых случаях зашиваются с постепенным уширением колеи.
Звеносборочная база следит за укладкой пути и поддерживает непрерывную связь с укладочной колонной, которая заранее предупреждает базу о приближении укладки пути к кривым участкам.
Звенья для кривых грузят в определенной последовательности, чтобы порядок укладки в путь укороченных рельсов не был нарушен. Если пакет состоит из восьми звеньев и он предназначен для определенного пикета пути, то первым на платформу грузят то звено, которое на пикете должно быть последним, а восьмым грузят то, которое на пикете должно быть уложено первым, т. е. на каждую платформу собранные звенья грузят в последовательности обратной укладке их в путь.
Если путь укладывают отдельными элементами, то подбор укороченных рельсов для кривых упрощается, так как он выполняется на месте укладки рельсов. Но и в этом случае укладка таких рельсов должна производиться по таблицам или по .специальным расчетам.
Ось пути на кривых участках разбивают с учетом устройства на входе в кривую и выходе из нее переходных кривых. Разбивка производится по таблицам с помощью угломерного инструмента.
Возвышение наружной рельсовой нити достигается за счет утолщения балластной призмы с наружной стороны. Практически это осуществляется при подъемке пути на балласт, а также при выправке профиля пути. При выходе на прямой участок, где обе нити устанавливаются на одном уровне, делают постепенный отвод возвышения. Отвод осуществляется в пределах переходной кривой.
§ 49. УКЛАДКА СТРЕЛОЧНОГО ПЕРЕВОДА
Укладка стрелочных переводов производится в соответствии с эпюрой и нормами содержания стрелочных переводов.
Все рельсы в пределах перевода от начала рамного рельса до конца крестовины укладываются без подуклонки и в одном уровне. В переводной кривой возвышения наружного рельса не делают, за исключением случаев, когда перевод укладывают в кривой и боковой путь перевода отклоняется внутрь нее.
Перед укладкой перевода производится разбивка с закреплением на месте всех основных точек: центра перевода, математического центра крестовины, стыка рамных рельсов. К месту укладки стрелочного перевода заранее подвозят все его части, включая и переводные брусья.
Работа начинается с укладки переводных брусьев, концы которых со стороны прямого пути выравниваются по шнуру.
После укладки переводных брусьев и проверки горизонтальности их положения согласно эпюре размещают стрелочные подушки, на них укладывают рамные рельсы и скрепляют их между собой. Проверив правильность положения рамных рельсов, намечают места шурупных отверстий в брусьях.
Отметив положение подушек и сняв их вместе с прикрепленными к ним рельсами, просверливают в брусьях отверстия для шурупов.
После этого подушки с рамными рельсами укладывают на свое место и сначала пришивают рамный рельс прямого направления.
Проверив правильность его положения, исправляют положение второго рамного рельса, ведущего на боковой путь, и пришивают его.
Одновременно с укладкой первого рамного рельса производят укладку наружной нити прямого пути и контррельса против крестовины. Вторую нить прямого пути укладывают и пришивают по шаблону. Затем устанавливают положение крестовины и укладывают ее. Но прежде чем окончательно закрепить крестовину — в брусьях просверливают отверстия для шурупов, причем поступают так же, как и при укладке рамных рельсов.
Наружную нить кривой укладывают по ординатам, измеряемым от внутренней грани наружного рельса прямого направления; вторую нить бокового направления устанавливают по шаблону. Затем укладывают и укрепляют в корне остряк прямого направления.
Уложив вторую рельсовую нить на боковом направлении и контррельс на ней, укладывают и закрепляют в корне второй остряк, ведущий на боковой путь.
После укладки всех частей стрелочного перевода устанавливают переводной механизм.
Укладка стрелочного перевода в действующий путь без перерыва движения поездов возможна только после замены путевых рельсов рубками, равными по длине отдельным частям стрелочного перевода: рамному рельсу, крестовине и длине остряка, увеличенной на расстояние от острия пера до переднего стыка рамного рельса.
В этом случае укладка стрелочного перевода в путь производится частями. Вначале укладывают в путь части перевода прямого направления, затем шпалы заменяют на переводные брусья и, наконец, на разложенных брусьях укладывают части перевода бокового направления. Когда все части будут уложены на свои места, устанавливают переводной механизм.
Работы производятся в следующем порядке.
На шейках вновь уложенных в путь рельсов (рубок) делают разметку положения осей переводных брусьев, за исключением части пути под рамными рельсами. Затем производят замену шпал переводными брусьями в пределах от корня остряков до конца крестовины. В стороне против места укладки собирают стрелку. На выверенных по уровню подкладках, которыми могут служить старые брусья или рельсы, раскладывают по эпюре переводные и подстрелочные брусья. Концы брусьев со стороны прямого пути выравнивают по шнуру.
Далее укрепляют на лафетах рамные рельсы, укладывают их на брусья и намечают места отверстий для шурупов. Потом, сдвинув лафет, в брусьях просверливают отверстия и, вновь поставив на место лафет с рамным рельсом прямого пути, прикрепляют их к брусьям.
Таким же порядком укладывают на брусьях второй лафет с рамным рельсом. При этом тщательно выверяют взаимное положение рамных рельсов и лафетов, после чего соединяют их связями по эпюре.
Закончив сборку стрелки, путь закрывают для движения, и стрелку целиком перемещают в путь. Затем укладывают в путь крестовину и другие части перевода.
Вопросы для повторения
- Какие подготовительные работы необходимо провести перед укладкой пути?
- Как производится укладка пути? Какие механизмы применяются на укладке пути?
- Какие бывают способы балластировки пути? Какой подвижной состав применяется для перевозки балласта? Какие существуют механизмы для подъемки пути?
- Каково устройство колесных пар? Что является жесткой базой вагонов, локомотивов? Какие различают виды вписывания подвижного состава?
- Как произвести расчет укороченных рельсов? Чем отличается укладка рельсов на кривых?
- Каковы порядок и очередность работ по укладке стрелочного перевода?
- Как укладывается стрелочный перевод в действующий путь?