Содержание материала

§ 57. НОРМЫ ИЗНОСА РЕЛЬСОВ И МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ЧАСТЕЙ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
Износ рельсов и частей стрелочных переводов есть результат истирания их колесами локомотивов и подвижного состава. Чем больше проходит поездов, тем больше изнашиваются рельсы. Однако есть места, где интенсивность износа бывает выше, чем на других участках с таким же движением поездов. Так, на кривых на сравнению с прямыми рельсы изнашиваются быстрее, на участках систематического торможения поездов по сравнению с участками, где торможения не бывает, износ рельсов всегда больше.
Интенсивность износа рельсов может быть снижена; это в значительной мере зависит от умелого вождения поездов, умелого пользования тормозами, а также от качества содержания пути. Хороший уход за путем может существенно удлинить время работы рельсов, срок их службы.
Изнашивается преимущественно головка. Поэтому под износом рельсов обыкновенно подразумевают износ головки. Различают износ вертикальный, горизонтальный и приведенный. Вертикальный износ измеряют по высоте рельса, а горизонтальный — по ширине головки на 13 мм ниже верхней ее грани. Под приведенным износом понимают сумму вертикального износа с половиной горизонтального, т. е. горизонтальный износ приравнивается 50% вертикального. Например, если имеется рельс, у которого вертикальный износ равен 5 мм, а горизонтальный — 6 мм, то приведенный износ такого рельса равен 8 мм (5 + 0,5 X 6). Приведенный износ, с которым можно еще держать рельсы в пути, определяется по табл. 40.

Таблица 40
Предельный приведенный износ рельсов в пути в мм


Название путей

Тип рельсов

Р38 и тяжелее

III-а и легче

Главные

9

6

Приемо-отправочные

12

9

Прочие станционные .

17

13

Различают еще волнообразный износ, т. е. неодинаковый вертикальный износ рельсов по длине, природа такого износа рельсов пока еще недостаточно изучена, и износ концов рельсов (смятие), который всегда рассматривают отдельно от вертикального износа. При волнообразном износе нельзя держать рельсы в главном пути со впадинами глубиной больше 2 мм. Если скорость поездов не превышает 50 км/ч, то в пути могут оставаться рельсы со впадинами, не превышающими 3 мм. Смятие вместе с провисанием концов не должно превышать 5 мм на главных и приемо-отправочных путях и 7,5 мм на остальных станционных путях.
Волнообразный износ и отдельные впадины измеряют линейкой длиной 1 м, укладываемой на головку вдоль рельса, и мерным клином. Волнообразный износ рельсов может быть измерен также специальной тележкой системы Шестопалова.
Износ металлических частей стрелочного перевода характеризуется различными величинами. Так, износ рамного рельса характеризуется вертикальным износом, износ остряка — выкрашиванием, усовика — вертикальным износом, сердечника крестовины —  выкрашиванием и вертикальным износом, контррельсов — боковым износом.
В табл. 41 приведены нормы износа металлических частей стрелочных переводов в зависимости от их типа и назначения путей. По этим нормам планируется замена или ремонт отдельных деталей стрелочных переводов.

Таблица 41
(Нормы износа металлических частей стрелочных переводов


Рис. 189. Измерение износа сердечника у цельнолитой крестовины

Износ сердечника крестовины измеряется в средней его части. У цельнолитых крестовин края усовиков относительно сердечника повышены на 1 мм. Поэтому, измеряя износ сердечника у таких крестовин, полученный отсчет надо уменьшать на 1 мм (рис. 189).
Износ усовиков измеряется на расстоянии 1/4 ширины его головки от рабочей грани в наиболее изношенном месте — между горлом крестовины и сечением сердечника, где его ширина равна 30 мм. Если усовик имеет подуклонку в 1/20, то из отсчета от линейки, положенной на края усовиков, следует вычитать 2 мм.
Допустимый износ контррельсов определяется по ширине желоба. Когда его ширина достигает 47 мм, назначается замена контррельса. Однако если вкладыши у него разрезные, то вместо замены контррельса удаляют одну прокладку толщиной 3 мм, после чего контррельс придвигают на 3 мм к путевому рельсу.
Вертикальный износ остряков допускается в пределах износа рамных рельсов.