Содержание материала

ГЛАВА X
ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И НОРМЫ СОДЕРЖАНИЯ ПУТИ
§ 50. НОРМЫ СОДЕРЖАНИЯ РЕЛЬСОВОЙ КОЛЕИ ПО ШАБЛОНУ

Расстояние между внутренними гранями головок рельсов железнодорожного пути называется шириной колеи. В нормальной или широкой колее это расстояние на прямых участках равно 1 524 мм, в старых русских мерах — 5 футам.
Железнодорожная сеть Союза ССР состоит главным образом из ширококолейных участков. Однако имеются и узкоколейные линии, где ширина колеи на прямых равна 750 или 1 000 мм. Встречаются узкоколейные участки и с иной шириной колеи.
В настоящем учебнике рассматриваются технические условия и нормы содержания только ширококолейного пути.
Колесная пара и профиль бандажа
Рис. 171. Колесная пара и профиль бандажа

Ширина железнодорожной колеи тесно связана с расстоянием между бандажами колес вагонных или локомотивных осей и толщиной гребней бандажей. Расстояние между внутренними гранями бандажей колесных пар локомотивов и вагонов на дорогах Союза ССР принято равным 1 440 мм, причем при изготовлении колесных пар допускается как увеличение, так и уменьшение этого расстояния до 3 мм (рис: 171).
Толщина гребней у бандажей локомотивных колесных пар измеряется на расстоянии 20 мм от вершины гребня. В этом месте она не должна быть больше 33 мм. Такая же толщина гребней на расстоянии 18 мм от вершины их допускается и у стальных вагонных колес.
Чтобы гребни колесных пар могли поместиться внутри колеи, ширина ее не должна быть меньше
1 440+3+2·33 = 1 509 мм.
Но и такая колея не может быть допущена, так как колесные пары, имеющие широкую насадку и наибольшую толщину гребней, были бы в ней зажаты. Поэтому на железных дорогах Союза ССР для прямых участков установлена ширина колеи 1 524 мм. При более широкой колее колесные пары имели бы большой разбег, что оказывало бы плохое влияние на ее состояние.
На кривых участках малых радиусов для свободного прохода колесных пар колея уширяется.
В настоящее время действуют следующие нормы содержания железнодорожной колеи по ширине:
На прямых участках и на кривых, радиус которых больше 650 м    1 524 vv
На кривых при радиусе 650—451 м ... 1   530 »
»    » »   »   450—351 м .. 1 535 »
»    » »   »   350 м и меньше   1 540 »
Под действием проходящих поездов ширина колеи изменяется. Поэтому в содержании колеи по шаблону разрешаются отклонения в сторону уширения до 6 мм, в сторону сужения — до 2 мм. Эти допуски установлены как для прямых, так и для кривых участков пути. Таким образом, на прямом участке ширина колеи не должна быть больше 1 530 и меньше 1 522 мм·, на кривой радиуса 250 м ширина колеи не должна быть больше 1 546 и меньше 1 538 мм.
В 1957 г. были введены новые нормы содержания колеи — унифицированные*. По этим нормам ширина колеи должна быть равна:
На прямых участках и на кривых радиусов 350 м и больше .  1   524 мм
На кривых радиусов от 349 до 300 м .. 1 530 »
»    »   »    299 м и меньше . 1   540 »
Новые нормы устанавливают одинаковую ширину колеи для прямых участков и для кривых, радиус которых равен или больше 350 м, т. е. почти для всей железнодорожной сети. Поэтому нормы и названы унифицированными (однообразными).
Отклонения от новых норм ширины колеи допускаются такие же, как и при старых нормах, т. е.: по уширению — не более 6 мм, по сужению — не более 2 мм. Однако для сокращения числа перешивок пути на кривых, радиус которых не превышает 650 м, допускаемое отклонение по уширению колеи увеличивается на величину бокового износа рельсов наружной нити. Предельное отклонение в этом случае устанавливается для каждой кривой
* Нормы введены приказом министра путей сообщения № 48/Ц.  приказом начальника дистанции пути. Но ширина колеи при этом не должна превышать следующих величин*:

Пример. Радиус кривой равен 500 м; боковой износ рельсов наружной нити достиг 4 мм. На такой кривой может быть установлено отклонение по уширению колеи в 10 мм (6 + 4 мм). Однако прежде чем установить такое отклонение, надо проверить, не будет ли превышена максимальная ширина колеи.

Рис. 172. Отвод уширения колеи на прямой

* Увеличенные отклонения установлены «Инструктивными указаниями о порядке перевода на унифицированные нормы ширины колеи кривых участков железнодорожного пути», утвержденными МПС 4 декабря 1957 г.

По новым нормам для кривой радиуса 500 м установлена ширина колеи 1 524 мм. Увеличив ее на 10 мм, получим 1 534 мм. Максимально возможная колея для кривых радиусов от 650 до 451 мустановлена в 1 535 мм. Следовательно, для условий, принятых в примере, можно установить отклонение по уширению колеи в 10 мм.
Переход от старых норм ширины колеи к новым должен быть осуществлен в течение пяти лет — с 1958 по 1962 г.
Содержание колеи по шаблону в пределах установленных допусков разрешается лишь при условии, если переходы от одной ширины к другой будут плавными, не превышающими 1 мм на 1 пог. м пути. Например, на прямом участке ширина колеи может быть равна в одном месте 1 523 мм, в другом — 1 529 мм, но не ближе чем через 6 м, чтобы изменение ширины колеи на каждом погонном метре пути не превышало 1 мм. Более резкие изменения ширины колеи должны исправляться.
Ширина железнодорожной колеи измеряется между рабочими гранями головок рельсов на 13 мм ниже поверхности катания бандажа по головке рельса. При измерении ширины колеи шаблон должен занимать положение: на прямых — перпендикулярное к рельсам, на кривых — радиальное, т. е. по направлению к центру кривой.
В местах сопряжения кривых малого радиуса с прямыми участками переход от уширенной колеи к нормальной осуществляется в пределах переходной кривой, начиная от точки примыкания ее к круговой кривой; если же переходной кривой нет, то на прямом участке, начиная также от конца круговой кривой. Изменение ширины колеи всегда делается по внутренней рельсовой нити, причем на прямом участке по 1 мм на 1 пог. м пути (рис. 172), на переходных кривых — в зависимости от их длины.