Подъемка пути на свежий, чистый балласт производится при ремонтах пути. Обыкновенно эта работа выполняется балластировочной машиной. Однако в местах, где балластировочная машина работать не может, и на подходах к таким местам путь приходится поднимать с помощью домкратов.
Перед подъемкой пути загрязненный песчаный балласт в шпальных ящиках заменяют чистым. Число рабочих, выделяемых для выполнения этой работы, устанавливается в зависимости от объема работы (длины участка замены балласта) и от срока, в который она должна быть выполнена.
Выделенная бригада делится на звенья по 2 чел. Каждому звену отводится определенный участок работы. Один рабочий вырезает из шпальных ящиков и у торцов шпал загрязненный балласт, другой помогает ему и вместо выброшенного забрасывает чистый балласт. Загрязненный балласт удаляют на обочину земляного полотна или под откос насыпи. Работой нескольких звеньев рабочих руководит бригадир пути. Место работы ограждают сигнальными знаками о подаче свистка. Перед подъемкой пути также производят его нивелировку с забивкой кольев, высота которых должна соответствовать отметкам профиля пути после выправки. Подъемка пути на высоту 6—10 см при помощи домкратов, с постановкой его на чистый песчаный балласт, производится бригадой в составе 20 чел. Руководит работами дорожный мастер. Место работ ограждают сигналами остановки. Поезда по месту работы пропускаются со скоростью 15 км/ч. Перед пропуском поезда устраивают отвод от поднятой части пути к неподнятой с уклоном не круче 5%.
Для выполнения работы бригадой в составе 20 чел. требуется следующий инструмент:
Костыльные молотки .. 2 шт.
Домкраты путевые . 2 »
Ломы остроконечные . 2 »
Штопки . 6 »
Лопаты железные 4 »
Электрошпалоподбойки 8 »
Приборы рычажные рихтовочные 8 »
Трамбовки . 4 »
Электростанция для питания шпалоподбоек 1 »
Подъемка пути на чистый балласт домкратами состоит из операций: добивки костылей, вывески пути домкратами, постановки шпал по меткам на рельсах (по эпюре), подштопки балласта под шпалы, подброски балласта при подштопке, подбивки шпал, рихтовки пути, заброски балласта в путь, трамбования балласта, оправки балластной призмы.
После ограждения места работ сигналами и добивки костылей двумя рабочими бригада в полном составе выполняет основную работу по подъемке пути. Отдельные операции работы распределяются между рабочими так, чтобы весь комплекс их можно было выполнить поточным способом.
Путь вывешивают двумя домкратами, которые устанавливают на разных рельсовых нитях в створе, один против другого. С домкратами работают двое рабочих. На вывешенной части пути двое других рабочих выправляют шпалы, устанавливая их по меткам на рельсах. Поправив шпалы, они присоединяются к следующей за ними группе рабочих из 4 чел., которые подштопывают балласт под шпалы также в пределах вывешенной части пути. Вместе с ними следуют еще двое рабочих, которые забрасывают в шпальные ящики балласт для подштопки.
Когда шпалы около домкратов будут подштопаны (рабочими, поправлявшими шпалы), домкраты снимают и переносят на новое место. Обыкновенно домкраты последовательно устанавливают против всех стыков и в середине звеньев. На вновь вывешенную часть пути переходят двое рабочих, которые выправляют шпалы, остальные же 6 чел. заканчивают подштопку балласта под шпалы на первом участке.
Рис. 284. Подъемка пути электробалластером
Как только шпалы на половине звена будут подштопаны, группа из 8 чел. начинает подбивать шпалы электрошпалоподбойками. Вместе с ними работают двое рабочих, которые подбрасывают балласт для подбивки и одновременно забрасывают шпальные ящики на половину их высоты. Группа шпалоподбойщиков продвигается по фронту работ вслед за группой, подштопывающей шпалы.
Первые 10 рабочих, дойдя до конца участка подъемки, устраивают отвод с уклоном в 3°/оо, после чего восемь из них переходят на выправку пути в плане и на закрепление его от угона, а двое начинают забрасывать в путь балласт. Другая половина бригады, закончив подбивку шпал на участке подъемки пути и на отводе, переключается на отделку балластной призмы. При этом организуются три группы по 4 чел. Первая группа (в нее входят двое рабочих, ранее перешедших на перекидку в путь балласта) забрасывает торцы шпал и шпальные ящики балластом на полную их высоту, другая группа из 4 чел. утрамбовывает балласт у торцов шпал и в шпальных ящиках, третья группа — оправляет балластную призму.
Подъемка пути балластировочной машиной производится на закрытом перегоне под руководством дорожного мастера. Работу начинают с подъемки пути на балласт, находящийся в шпальных ящиках (рис. 284). Это облегчает при среднем ремонте замену шпал и постановку их по эпюре. Затем в путь для полной подъемки выгружают необходимое количество балласта из хопперов-дозаторов (рис. 285).
Рис. 285. Хопперы-дозаторы с балластом
На задозированный балласт путь вновь поднимается балластировочной машиной. Если балласт выгружен без его дозировки, то перед подъемкой пути балласт дозируется балластировочной машиной.
После подъемки на полную высоту производится обкатка пути двумя проходами балластировочной машины. Затем перед открытием перегона бригада в составе 12 чел. выправляет путь в плане и по высоте в местах просадок, подштопывает и подбивает просевшие шпалы. После открытия движения поездов производится сплошная выправка пути с подбивкой шпал электрическими шпалоподбойками.