Содержание материала

Учебник монтера пути - обложка

Учебник монтера пути - обложка 2

Зуев И. И.
Учебник монтера пути. — Москва: Транспорт, 1978.

Описаны конструкции железнодорожного пути и путевых устройств; изложены технические требования к пути и его элементам, технические условия и нормы его содержания, включая участки бесстыкового пути, электрифицированные, со скоростным движением поездов, с автоблокировкой; рассмотрены организация выполнения путевых работ, текущее содержание пути, защита его от снежных и песчаных заносов, водоборьба, технология ремонта, контрольно-измерительные приборы и путевой инструмент, мероприятия по продлению сроков службы элементов путевых устройств, обеспечению безопасности движения поездов при производстве путевых работ и технике личной безопасности; даны краткие сведения по экономике и организации труда.
Учебник предназначен для индивидуально-бригадного обучения монтеров пути на производстве.

ОТ АВТОРА

Непрерывное совершенствование железнодорожного пути на железных дорогах СССР, являющееся составной частью технического прогресса на транспорте, предъявляет повышенные требования к работникам путевого хозяйства в отношении изучения ими новых путевых конструкций, условий их эксплуатации и ремонта, организации и технологии выполнения путевых работ.
Сложность задач, которые решают работники путевого хозяйства, в том числе и монтеры пути, все более возрастает. В связи с этим улучшение подготовки кадров монтеров пути является настоятельной необходимостью.
Настоящий учебник написан в соответствии с учебной программой подготовки монтеров пути индивидуально-бригадным методом.
Основная задача учебника — помочь учащимся изучить устройство и работу железнодорожного пути в целом и каждого его элемента в отдельности в условиях эксплуатации; усвоить технические требования и нормы содержания пути и его обустройств, изучить причины возникновения, способы обнаружения и меры предупреждения неисправностей; усвоить правила, технологические процессы и организацию работ по текущему содержанию и ремонту пути при обеспечении необходимых условий для безопасного движения поездов и соблюдения требований техники безопасности.
Материал в учебнике изложен в объеме, необходимом для освоения монтерами пути знаний по устройству, ремонту и содержанию пути, а также искусственным сооружениям, путевым машинам и механизмам, экономике производства.

ВВЕДЕНИЕ

Железнодорожный транспорт является главным звеном единой транспортной сети нашей страны, так как он выполняет свыше 50% общего объема перевозок народнохозяйственных грузов и пассажиров.
К концу десятой пятилетки общий грузооборот железных дорог должен возрасти примерно на 22%, а производительность труда —  на 18—20%.
Высокая грузонапряженность является отличительной особенностью в работе железных дорог СССР.
Дальнейший рост грузонапряженности, осевых нагрузок и скоростей движения ставит перед путейцами сложные задачи — быстрейшее повышение мощности и надежности пути, совершенствование организации и технологии его содержания и ремонта, ускорение темпов механизации работ.
В настоящее время продолжается техническое перевооружение и усиление путевого хозяйства: в путь укладывают рельсы тяжелых типов Р65 и Р75 с объемной закалкой, бесстыковые рельсовые плети длиной до 800 м, улучшенные рельсовые скрепления, железобетонные шпалы, щебеночный и асбестовый балласт, стрелочные переводы с крестовинами пологих марок для направлений скоростного движения поездов, в широких размерах механизируются работы по ремонту и текущему содержанию пути и контролю за его состоянием.
Среди многих взаимодействующих между собой отраслей железнодорожного транспорта важной отраслью является путевое хозяйство.
В целом к путевому хозяйству относятся путь со всеми его сооружениями, а также ряд хозяйственных организаций и вспомогательных устройств, обеспечивающих бесперебойную работу железнодорожного пути.
Путь как одно из технических средств железнодорожного транспорта по своему техническому состоянию должен обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими конструкционными скоростями локомотивов.

Железнодорожный путь состоит из земляного полотна, искусственных сооружений и верхнего строения. В состав земляного полотна входят защитные и укрепительные устройства, обеспечивающие его прочность и устойчивость. К искусственным сооружениям относятся мосты, путепроводы, эстакады, тоннели, трубы, подпорные стены. Верхнее строение пути состоит из рельсов, рельсовых скреплений и противоугонных устройств, стрелочных переводов с переводными брусьями, соединений и пересечений путей, шпал, мостовых брусьев и балластного слоя.
В местах пересечения железнодорожных путей в одном уровне с автомобильными дорогами устраивают переезды. Вдоль железнодорожного пути устанавливают путевые и сигнальные знаки.
Следует отметить, что темпы выполнения ремонтно-путевых работ в нашей стране в несколько раз превосходят темпы аналогичных работ на железных дорогах Европы и США.
Для ремонта путей в нашей стране созданы высокопроизводительные машины: путеукладочные краны УК-25/21, УК-25/18 и УК-25/9, щебнеочистительные машины ЩОМ-Д и ВМС, электробалластеры типов ЭЛБ-1 и ЭЛБ-3, выправочно-подбивочно-отделочные путевые машины ВПО-3000, путевые струги-снегоочистители СС, шпалоподбивочные машины, хопперы-дозаторы; начато изготовление автоматизированных выправочно-подбивочно-рихтовочных машин; выпускаются разнообразные электрические и гидравлические инструменты, погрузочно-выгрузочные механизмы, транспортные средства, применяется различная путеизмерительная и дефектоскопная техника.
Коллективы путевых машинных станций, дистанций пути, рельсосварочных и других предприятий путевого хозяйства непрерывно совершенствуют технологию и организацию ремонта и содержания пути. Повышение эффективности технологии и организации работ, улучшение качества являются главными задачами в работе путейцев в десятой пятилетке.