Нормы содержания по шаблону рельсовой колеи в пределах стрелочных переводов значительно отличаются от общих норм ее содержания. Кроме того, они весьма разнообразны и имеют различия в зависимости от типа стрелочного перевода, от марки крестовины и от формы остряков. Эти нормы удобно изучать, сопоставляя их между собой. Поэтому нормы содержания стрелочных переводов отечественных типов сведены в табл. 38 и 39.
Вверху таблиц и на схемах рис. 186 и 187 приведены буквенные обозначения мест промеров в стрелочных переводах, для которых установлены нормы. Внизу таблиц приведены допуски в содержании колеи и желобов. Уменьшение ширины колеи допускается не более чем на 2 мм, кроме конца переводной кривой и крестовины, где сужение допускается не больше чем на 1 мм. Увеличение ширины колеи допускается: на 3 мм — у стыка рамных рельсов, на расстоянии 1000—1218 мм от острия остряка и в середине переводной кривой; на 2 мм — перед остряком и у корня его; на 1 мм — в конце переводной кривой и на крестовине. Таким образом в пределах крестовины и в конце переводной кривой ширина колеи не должна быть больше 1 525 и меньше 1 523 мм.
Таблица 38
Нормы содержания стрелочных переводов по шаблону в мм
- Для старых типов рельсов на расстоянии 1 218 мм от острия остряка.
- На расстоянии 380 мм от острия остряка.
- Размер дан по направлению оси бруса. При измерении перпендикулярно к оси пути должно быть 1 524 мм.
- При измерении по направлению бруса должно быть 1 543 мм.
Для стрелок типа IV-a марки 1/9 допускается +1, —2.
Таблица 39
Ширина желобов на стрелочных переводах в мм
У крестовин типа Р65 — до сечения 50 мм; у крестовин типов Р50 и Р43 с литыми сердечниками — до сечения 68 мм; у сборнорельсовых крестовин типа Р43 марки 1/11—до сечения 70 мм, а марки 1/9 — до сечения 60 мм.
У сборнорельсовых крестовин желоб в горле равен 62 мм, в отведенной части усовиков и контррельсов при марке 1/9 — 65 мм, а при марке 1/11 — в отведенной части усовиков — 70 мм.
3 Числитель — ширина желобов усовиков, знаменатель — ширина желобов контррельсов.
4 Для стрелок с прямыми остряками +2, —0.
5 Сумма размеров желобов контррельса и крестовины должна быть не меньше 89 мм.
Рис. 186. Схема стрелочного перевода с указанием мест промеров
Рис. 187. Схема крестовины с указанием мест промеров
Установленные нормы относятся к стрелочным переводам, уложенным на прямых участках пути. Если же стрелочный перевод расположен на кривой, то нормы его содержания по шаблону устанавливает начальник дороги. Начальник дороги устанавливает также нормы содержания всех нетиповых стрелочных переводов.
Шаг остряка, т. е. расстояние, на которое отходит остряк от рамного рельса при переводе стрелки, измеряется против первой тяги между рабочей гранью рамного рельса и нерабочей гранью остряка. Его величина должна быть такой, при которой был бы невозможен удар колеса в отведенный остряк при противошерстном движении. У одиночных стрелочных переводов, включая и все централизованные, шаг остряка равняется 152 мм, кроме стрелочных переводов типа III-а старой конструкции, у которых шаг остряка равен 140 мм, и типа IV-a, у которых он равен 133 мм.
Рис. 188. Измерение понижения остряка
У двойных перекрестных стрелочных переводов типа Р43 шаг остряка равняется 145 мм, типа III-а — 140 мм. На стрелочных переводах, оборудованных старыми системами централизации, шаг остряка не должен быть меньше 125 мм. Отступления от установленных размеров шага остряка допускаются не более 2 мм в сторону уменьшения и не более 8 мм в сторону увеличения, кроме перекрестного стрелочного перевода типа Р43, у которого увеличение шага допускается не более 5 мм.
Прилегание остряка к рамному рельсу и к упорным болтам должно быть плотным. Прилегание к рамному рельсу проверяют против первой тяги. В этом месте отставание остряка от рамного рельса в 4 мм и более не допускается, иначе возможен удар колеса в остряк и излом его. Просвет между упорным болтом и шейкой остряка допускается не более 1 мм на главных путях и не более 2 мм на стрелках других путей. Во всех случаях необходимо обеспечивать точное совпадение рабочих граней остряка и примыкающего к нему рельса.
Отклонения рельсовых нитей по уровню в пределах стрелочных переводов допускаются не более 4 мм без перекосов, причем отводы отклонений на стрелках главных путей допускаются уклоном не более 0,0005, т. е. 0,5 мм на 1 пог. м, а на остальных стрелках, в зависимости от их значимости, уклоном от 0,001 до 0,003.
Прилегание остряков к подушкам должно быть плотным. Прозор между подошвой остряка и подушкой допускается не более 1 мм. По отношению к рамному рельсу остряк надо содержать в одном уровне. Понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более не допускается. В эти 2 мм включается и прозор между подушкой и подошвой остряка, так как при наличии такого прозора остряк под нагрузкой опускается. Понижение остряка измеряется в сечениях, где ширина его верхней грани b1 равна 50 мм и более, относительно точки, расположенной на расстоянии 1/3—1/4 ширины головки рамного рельса b (рис. 188).
Пониженное положение остряка по отношению к рамному рельсу может вызвать сход подвижного состава, так как при пошерстном движении колесо может не перейти на рамный рельс, и отжать его.
По Правилам технической эксплуатации запрещается держать в пути стрелочный перевод, у которого имеется хотя бы одна из следующих неисправностей:
- разъединение стрелочных остряков;
- отставание остряка от рамного рельса на 4 мм и более, измеряемое против первой тяги;
- выкрашивание остряка, при котором создается опасность набегания гребня;
- понижение остряка против рамного рельса на 2 мм и более,- измеряемое в сечении, где ширина головки остряка поверху 50 мм и более;
- вертикальный износ рамных рельсов типа Р43 и легче более 6 мм на главных, 8 мм на приемо-отправочных и 10 мм на прочих станционных путях, а типа Р50 и тяжелее — более 8 мм на главных, 10 мм на приемо-отправочных и 12 мм на прочих станционных путях;
- вертикальный износ сердечника крестовины в сечении, где ширина сердечника 40 мм, более 6 мм на главных, 8 мм на приемоотправочных и 10 мм на прочих станционных путях;
- когда расстояние между рабочим кантом сердечника крестовины и рабочей гранью головки контррельса менее 1 477 мм, а расстояние между рабочими гранями головок контррельса и усовика более 1 435 мм; сумма желобов контррельса и крестовины менее 89 мм;
- излом остряка или рамного рельса;
- излом крестовины (сердечника, усовиков);
- разрыв хотя бы одного контррельсового болта.
Минимальное расстояние между рабочим кантом сердечника крестовины и рабочей боковой поверхностью головки контррельса, равное 1 477 мм, установлено для предупреждения удара гребня колеса в сердечник крестовины при противошерстном движении колесной пары, имеющей наиболее широкую насадку и наибольшую толщину гребня.
Максимальное расстояние между рабочими гранями контррельса и усовика, равное 1 435 мм, установлено для предупреждения срыва контррельса колесной парой, имеющей наиболее узкую насадку.