Содержание материала

§ 3. СПОСОБЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЯГОВЫХ ПЛЕЧ ТЕПЛОВОЗАМИ

При тепловозной тяге, так же как и при других видах тяги, применяются три способа обслуживания тяговых плеч: кольцевой, петлевой и плечевой.

Кольцевой способ.

Обслуживание тяговых плеч по кольцу, или так называемая кольцевая езда, является наиболее прогрессивным способом эксплуатации тепловозов. При кольцевой езде тепловоз, возвратившийся с тягового плеча на станцию основного депо, простаивает на станции лишь в течение времени, необходимого для технических и коммерческих операций, связанных с обработкой состава поезда. В это же время производится подготовка тепловоза на путях приёмо-отправочного парка и сдача его выезжающей бригаде, после чего тепловоз следует с тем же или с другим заранее подготовленным составом дальше на другое тяговое плечо, работая, таким образом, по кольцу до очередного контрольно-технического осмотра или ремонта (фиг. 3).

При кольцевой езде тепловозы могут экипироваться как в одном из оборотных депо, так и на путях приёмо-отправочных парков станций основного депо1.
Имеющийся опыт организации снабжения тепловозов топливом и смазкой на приёмо-отправочных путях станций с основными депо показывает весьма большую эффективность этого мероприятия.
Экипировка тепловозов на приёмо-отправочных путях в ряде случаев позволяет ограничиться только прокладкой трубопроводов для подачи топлива и смазки и установкой раздаточных колонок, не требующих больших капитальных вложений и значительного увеличения штата обслуживающего персонала.
При сооружении же пункта экипировки тепловозов в оборотных депо обычно необходимы большие капитальные затраты, организация лаборатории и содержание дополнительного штата обслуживающего персонала. Однако это позволяет использовать для экипировки значительно большее время простоя тепловозов в оборотном депо по сравнению с простоем на путях приёмо-отправочного парка станции основного депо. Поэтому сооружение пункта экипировки в оборотном депо может быть признано целесообразным только при больших размерах движения (более 50 пар) и длинных тяговых плечах (350—400 κм).

Фиг. 3. Схема кольцевой езды

Фиг. 4. Схема петлевой езды


1 Следует, однако, иметь в виду, что полная экипировка тепловоза будет производиться не после каждого оборота, а после совершения нескольких оборотов. В этом одно из существенных преимуществ тепловозной тяги по сравнению с паровозной, обусловливающих значительное повышение среднесуточных пробегов тепловозов.

Выбор места полной экипировки тепловозов должен производиться с учётом конкретных условий: протяжённости тяговых плеч, трудности профиля, средней участковой (коммерческой) скорости и размеров движения, а также расположения существующих экипировочных устройств.
Количество рейсов, совершаемых тепловозом между двумя смежными заходами на территорию основного депо, зависит от нормы пробега между контрольно-техническими осмотрами и малыми периодическими ремонтами, технического состояния тепловоза и ухода за ним со стороны прикреплённых тепловозных бригад, а также протяжённости тяговых плеч.
Расчёты и опыт эксплуатации железных дорог показывают, что по сравнению с плечевой ездой кольцевой способ обслуживания тяговых плеч позволяет значительно сократить эксплуатируемый парк тепловозов за счёт повышения их среднесуточного пробега.

Петлевой способ.

Петлевая езда (фиг. 4) является одной из разновидностей кольцевой езды и применяется в тех случаях, когда нет условий для осуществления кольцевой езды в полном объёме (например необходимость переформирования или изменения веса поездов, нерациональное расположение парков отправления на сортировочных станциях, большие капиталовложения для реконструкции станционных путей и т. д.). При этом способе обслуживания поездов тепловоз после завершения одного кольца (т. е. после обслуживания им двух тяговых плеч и возвращения на станцию основного депо) отцепляется от поезда и заходит на территорию депо.
После экипировки тепловоз сдаётся дежурному по депо или сразу же принимается другой бригадой, выезжающей в очередную поездку.

Плечевой способ.

При данном способе обслуживания тяговых плеч тепловоз, выехав из основного депо, следует с поездом до станции оборотного депо, где отцепляется от состава и, если это требуется, заходит на территорию оборотного депо для поворота, после чего следует с поездом обратного направления на станцию основного депо. Здесь тепловоз отцепляется от состава, подастся под поезд встречного направления или проходит на территорию основного депо, где один раз за несколько поездок экипируется и сдаётся или дежурному по депо или другой тепловозной бригаде, которая выезжает в очередную поездку.
Схема работы тепловоза при плечевой езде представлена на фиг. 5.
В том случае когда тепловозное депо обслуживает лишь одно и притом очень короткое тяговое плечо длиной 50—70 км, при больших размерах движения становится более рациональным обслуживать поезда так называемым круговым способом. При этом способе обслуживания тяговых плеч тепловоз, прибывший на станцию пункта оборота, только поворачивается (если это нужно по его конструктивным особенностям, например тепловоз серии ТЭ1) и сейчас же возвращается с поездом обратною направления на станцию основного депо, где он также лишь поворачивается и затем уже вторично следует с другим поездом на это же тяговое плечо.
Полная экипировка тепловоза производится на территории основного депо один раз после нескольких оборотов. Смена тепловозных бригад осуществляется также на станции основного депо.
Круговую езду можно рассматривать как одну из разновидностей плечевого способа обслуживания тяговых плеч тепловозами.

§ 4. СПОСОБЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ БРИГАДАМИ

На железных дорогах Союза ССР при тепловозной тяге, так же как и при других видах тяги, основным способом обслуживания поездных локомотивов является строенная езда с постоянно прикреплёнными бригадами.
Кроме этого основного способа обслуживания, может также применяться обслуживание тепловозов двумя и двумя с половиной бригадами.
В последнее время в связи с непрерывным улучшением использования тепловозов и ускорением их оборота в ряде депо возникла необходимость увеличить количество бригад, прикрепляемых к каждому локомотиву, и довести их до трёх с половиной или четырёх на тепловоз. Так поступили, например, в депо Ташкент-тов. Ташкентской ж. д.
При выборе способа обслуживания тепловозов бригадами нужно прежде всего исходить из необходимости выполнения установленной месячной выработки и нормального отдыха тепловозных бригад, наиболее полного использования тепловозного парка, а также обеспечения его исправною состояния.
Обслуживание тепловозов двумя бригадами (спаренная езда). В этом случае к тепловозу прикрепляются две постоянные тепловозные бригады, работающие на тепловозе по очереди. При этом виде езды тепловоз используется неполностью, так как его работа ограничивается среднемесячной нормой выработки двух бригад. На протяжении месяца тепловоз работает 195,5х2=391 час.,т. е. используется по времени примерно на 55—60%.
Спаренный способ обслуживания применяется главным образом для пассажирских тепловозов.
Грузовые тепловозы обслуживаются спаренными бригадами только при небольших и неравномерных размерах движения и работе на длинных тяговых плечах, т. е. тогда, когда тепловозы продолжительное время простаивают в оборотном депо из-за отдыха бригады и в ожидании подхода поездов.

Обслуживание тепловозов тремя бригадами (строенная езда).

Потребность в применении этого способа возникла в связи с резким увеличением объёма перевозочной работы на железных дорогах СССР.
Введение дополнительной третьей бригады позволяет достигнуть более высоких показателей в использовании локомотива и в то же время обеспечить нормальный режим труда и отдыха локомотивных бригад. При строенной езде на протяжении месяца тепловоз работает 195,5х3=586,5 часа, т. е. используется по времени на 80—85%.

Обслуживание тепловозов двумя с половиной бригадами.

При таком способе обслуживания к двум тепловозам прикрепляется пять бригад, из них по две бригады прикрепляются к каждому тепловозу как основные, а пятая бригада прикрепляется к двум тепловозам и работает на них поочерёдно, подменяя основные бригады. Данный способ может иметь место в том случае, когда число часов работы тепловоза в месяц находится в пределах от 391 до 586,5 часа.
Использование тепловоза по времени при обслуживании его двумя с половиной бригадами на протяжении месяца составит 2,5х195,5=489 час.
В тех случаях когда тепловозные бригады по эксплуатационным условиям не укладываются в нормальную продолжительность непрерывной работы, может быть допущена экипировка в оборотном депо специальными экипировочными бригадами. Однако экипировочные бригады должны рассматриваться как мероприятие временного характера, поскольку увеличение коммерческих скоростей исключит необходимость их применения.
В то же время следует иметь в виду, что применение экипировочных бригад сокращает простой тепловозов в оборотных депо, связанный с выработкой нормы рабочего времени основными прикреплёнными бригадами. Поэтому совмещение строенной езды с экипировочными бригадами позволяет достигнуть наиболее полного использования тепловоза по времени.

Обслуживание тепловозов с подменными бригадами (подменная езда).

За последнее время на ряде дорог находит применение так называемая подменная езда.
Сущность её заключается в том, что большая часть (примерно 4/5) длинного плеча обслуживается постоянно прикреплённой бригадой основного депо с отдыхом в пункте подмены, а остальная часть — подменной бригадой, имеющей местожительство в пункте подмены, без отдыха в оборотном депо.

Обслуживание тепловозов турными бригадами.

При таком способе обслуживания две прикреплённые к тепловозу бригады следуют с поездом и работают на тепловозе поочерёдно. Отдыхают они в вагоне, который обычно приписывается к депо и следует с этим же поездом. Третья бригада в это время находится дома (на станции основного депо) — на отдыхе.
Данный способ обслуживания, применяемый при работе на плечах большой протяжённости, позволяет наиболее полно использовать тепловозы по времени и обеспечить достижение высоких среднесуточных пробегов. Существенным недостатком турного способа обслуживания тепловозов является ухудшение условий отдыха тепловозных бригад, так как бригады вынуждены длительное время находиться в турном вагоне вместо пребывания на отдыхе в месте их постоянного жительства. Поэтому турная езда может быть применена как временное мероприятие на новостройках, а также для участков, расположенных в песчаной пустынной местности, где строительство оборотных депо с техническими станциями нецелесообразно вследствие крайне плохих климатических условий. Иногда применяется турная езда также при обслуживании дизельных поездов, курсирующих на значительные расстояния.