Назначение цеха и его организационная структура
Назначением заготовительного цеха тепловозного депо являются ремонт и испытание снятых с тепловозов узлов и деталей для снабжения ими комплексных бригад и поддержания установленного неснижаемого технологического запаса.
Новые запасные части и механизмы, как правило, должны изготовляться на ремонтных заводах и заводах промышленности и поступать в депо в централизованном порядке.
Перечень деталей, ремонтируемых, изготовляемых и испытываемых в заготовительном цехе, устанавливается в зависимости от технического оснащения депо. Изготовление новых ответственных деталей и узлов тепловозов, сложный ремонт отдельных его деталей и агрегатов (ремонт колёсных пар со сменой элементов, ремонт тяговых электродвигателей с перемоткой и пр.), отливка деталей из стали, чугуна и бронзы допускаются только в наиболее оснащённых депо с особого разрешения Министерства путей сообщения.
Фиг. 97. Организационная структура заготовительного цеха
Сосредоточение ремонта ответственных деталей в специализированных отделениях заготовительного цеха способствует повышению качества ремонта в связи с возможностью использования стендов, а также специального инструмента и приспособлений.
Организационная структура заготовительного цеха может несколько видоизменяться в зависимости от ремонтной программы, серии ремонтируемых тепловозов и других местных условий и для каждого депо утверждается начальником службы локомотивного хозяйства. Наиболее рациональная структура цеха должна обеспечить:
- координацию работ по заготовительному цеху в увязке с работой комплексных бригад цехов периодического и подъемочного ремонтов;
- работу цеха по заранее составленному твёрдому плану;
- снижение затрат на организацию предварительной заготовки деталей;
- высокое качество работ и снижение их стоимости.
Структура организации заготовительного цеха крупных и средних депо представлена на фиг. 97. При организации заготовительных цехов следует иметь в виду возможность сосредоточения ремонта некоторых деталей и агрегатов в отдельных депо дороги (например секции холодильника, тяговые электродвигатели, рессоры и пр.), что улучшает использование оборудования.
Как видно из приведённой схемы, заготовительный цех объединяет слесарно-заготовительные бригады и отделения, возглавляемые освобождёнными или неосвобождёнными бригадирами (в зависимости от числа слесарей в бригаде).
Ремонтные бригады заготовительного цеха комплектуются из квалифицированных слесарей; при этом количественный состав каждой из них устанавливается начальником депо в зависимости от объёма ремонта.
Отделения или бригады заготовительного цеха должны иметь соответствующие помещения, обеспеченные всем необходимым оборудованием, приспособлениями, стендами, контрольно-измерительными приборами и подъёмнотранспортными средствами.
Бригады и отделения заготовительного цеха в зависимости от объёма работы могут работать в одну, две или три смены, согласно месячному графику, утверждаемому начальником депо.
Планирование и организация работы заготовительного цеха
Для составления плана работы заготовительного цеха необходимо иметь подробную номенклатуру сменяемых и ремонтируемых узлов и деталей на тепловозах разных серий с указанием процента сменяемости и ремонта по каждому объекту и общую производственную программу по сериям тепловозов и видам ремонта за определённый промежуток времени. По этим данным можно подсчитать, какое общее количество деталей и узлов того или иного наименования нужно отремонтировать или изготовить заново. При этом необходимо наметить перечень новых деталей, изготовляемых в заготовительном цехе (в соответствии с Правилами текущего ремонта тепловозов), и перечень деталей, получаемых в депо в порядке централизованного снабжения.
План работы заготовительного цеха составляется на месяц и распределяется по декадам. Начальник заготовительного цеха вместе с мастерами комплексных бригад за 10 дней до начала месяца составляет план работы цеха, который утверждается зачем заместителем начальника депо по ремонту В плане фиксируется подекадное выполнение (в штуках) деталей того или иного наименования с указанием отделения или бригады, рода работ (ремонт или изготовление новых деталей), а также градационных размеров.
При составлении программы учитывается, что часть оборудования и рабочей силы должна быть выделена для ремонта деталей непосредственно на тепловоз, а также для выполнения вспомогательных заказов по ремонту оборудования депо и т. д. На основании плана работы заготовительного цеха мастерами составляются планы работ отделений и бригад, которые утверждаются начальником цеха. Эти планы составляются на каждые 10 дней с разбивкой по дням декады и сменам и с указанием рабочих мест, на которых будут производиться соответствующие работы.
Наличие планов для каждого отделения и бригады создаёт реальные возможности для доведения производственного задания непосредственно до исполнителей. С этой целью накануне очередного рабочего дня мастером или бригадиром соответствующей бригады составляется сменное задание для каждого исполнителя, которое вместе со сдельными нарядами-условиями выдаётся ему перед началом работы.
После окончания работ бригадир или мастер предъявляет изготовленные или отремонтированные ответственные узлы и детали приёмщику МПС. Принятые приёмщиком МПС узлы и детали передаются в оборотную кладовую, которая приходует их. После оприходования деталей сдельные Наряды-условия направляются в бухгалтерию (расчётный стол) для начисления заработной платы рабочим-сдельщикам.
Детали, которые после разборки на тепловозе и ремонта в заготовительном цехе подлежат возврату на тепловоз, поступают в заготовительный цех с указанием объёма их ремонта и сроков возврата. Бюро заказов, направляя эти детали в бригады для ремонта, выписывает на них также сдельные наряды- условия и следит за своевременным выполнением ремонта и возвратом деталей на тепловоз.
Неснижаемый запас узлов, деталей и материалов
В целях своевременного выпуска тепловозов из ремонта в каждом депо, ремонтирующем тепловозы, создаются неснижаемый технологический и эксплуатационный запасы узлов, деталей и материалов.
Неснижаемый технологический запас узлов и деталей хранится в оборотной кладовой депо по нормам, утверждённым ЦТ МПС на каждую комплексную бригаду в зависимости от серии ремонтируемых тепловозов и вида ремонтов, выполняемых бригадой.
Детали из неснижаемого технологического запаса выдаются по требованию мастеров комплексных бригад в обмен на неисправные детали ремонтируемого тепловоза. Пополняется неснижаемый технологический запас регулярно за счёт новых деталей, а также отремонтированных и изготовленных заготовительным цехом.
Эксплуатационный запас деталей и материалов устанавливается для депо службой локомотивного хозяйства в зависимости от программы ремонта и серии ремонтируемых тепловозов обычно исходя из десятидневной потребности
Для широкого внедрения взаимозаменяемости в тепловозоремонтное производство в депо создаются в качестве переходного запаса такие агрегаты, как дизель-генераторная установка, турбовоздуходувки, компрессоры, электрические машины, тележки в сборе и др.
Работа бюро заказов и оборотной кладовой
Взаимная увязка работы комплексных бригад и заготовительного цеха осуществляется через бюро заказов и оборотную кладовую. Бюро заказов организует, планирует и распределяет работы по предварительной заготовке узлов и деталей, руководит работой оборотной кладовой, следит за наличием неснижаемого запаса узлов, деталей и материалов, составляет на них месячные заявки. Кроме этого, оно организует транспортировку узлов и деталей для ремонта в отделения и бригады заготовительного цеха, а также и обратную транспортировку отремонтированных узлов из кладовой к рабочим местам комплексных бригад.
Правильная работа бюро заказов, его достаточная оперативность в значительной мере определяют нормальную работу заготовительного цеха, обеспечивают своевременную подачу отремонтированных или новых деталей к рабочему месту комплексной бригады. Оно должно иметь своё помещение, расположенное на территории заготовительного цеха. В состав бюро заказов входят начальник бюро, счетовод, расценщики. Для транспортировки деталей к рабочему месту и погрузочно-разгрузочных работ на территории депо организуется транспортная бригада из расчёта 2—4 разнорабочих на каждую комплексную бригаду. Кроме того, в состав транспортной бригады входят водители электротележек и работники, обслуживающие моечную машину.
Оборотная кладовая является единым центром, в котором сосредоточиваются и через который проходят черновые заготовки, готовые узлы и детали Кладовая возглавляется заведующим, непосредственно подчиняющимся начальнику заготовительного цеха.
Оборотная кладовая является одним из основных звеньев в общей системе организации ремонта. От чёткости работы кладовой зависит нормальная работа как комплексных бригад основных цехов, так и бригад заготовительного цеха.
На оборотную кладовую возлагается:
постоянное поддержание неснижаемого технологического запаса деталей и материалов;
учёт, храпение, своевременная выдача и доставка к рабочим местам черновых заготовок, а также изготовленных и отремонтированных узлов и деталей;
получение запасных частей и материалов через базы службы материально-технического снабжения дороги.