§ 2. УСТРОЙСТВА ДЛЯ СОВМЕЩЁННОЙ ЭКИПИРОВКИ ТЕПЛОВОЗОВ
Совмещённой экипировкой тепловозов называются устройства, обеспечивающие выполнение всех основных экипировочных операций параллельно между собой на одной позиции (с одной установки тепловоза).
На фиг. 17 представлена схема совмещённой экипировки тепловозов серий ТЭ2 и ТЭ3, расположенной на открытой площадке. Между двумя экипировочными путями со смотровыми канавами расположены колонки для снабжения тепловозов топливом, водой и смазкой. Здесь же на междупутье установлены на стальных мачтах пескораздаточные бункера, обеспечивающие одновременное снабжение песком всех песочниц тепловоза. Вблизи экипировочной площадки расположено песочное хозяйство депо, откуда сухой песок установкой вентиляторного типа по трубопроводам подаётся в раздаточные бункера. Дизельное топливо, вода и масло к раздаточным колонкам нагнетаются центробежными насосами, расположенными в насосном отделении топливно-смазочного хозяйства.
На фиг. 18 показан план и разрез здания топливно-смазочного хозяйства с размещением оборудования.
На фиг. 19 представлены план и разрез секции совмещённой экипировки и технического осмотра тепловозов серии ТЭ3 в утеплённом помещении.
В последнее время в целях сокращения стоимости строительства и размеров строительной площадки применяется размещение экипировочных зданий в общем блоке производственных помещений тепловозного депо. Так, в одном из строящихся тепловозных депо к общему производственному зданию присвоены два экипировочных пути, насосная, маслораздаточная, пескосушилка, склад для песка и пр. Это дало возможность сократить длину тракционных путей на 1 км и снизить общую стоимость строительства примерно на 400 тыс. руб.
Фиг. 16. Схема расположения экипировочных устройств основного лепо при плечевой езде и оборотного депо при кольцевой езде для тепловозов серий ТЭ1 и ТЭ2 с годовым пробегом 8 млн. тепловозо-км:
1 — резервуар для дизельного топлива; 2 — резервуар для сепарированного топлива; 3 — резервуар для зимнего осевого масла; 4 — резервуар для летнего осевого масла: 5 и 6 — резервуары для дизельного масла; 7 — резервуар для осевого масла; 8 — резервуар для слива отработавшего дизельного масла; 9 — резервуар для слива дизельного топлива; 10 — резервуар для компрессорного масла; 11 — воздухосборник; 12 и 13 — сливные колодцы; 14 — здание топливно-смазочного хозяйства; 15 — здание пескосушилки; 16 — сарай для хранения сырого песка; 17 — пескораздаточный бункер; 18 — раздаточная колонка; 19 — смотровая канава; 20 — эстакада сливного пункта
Примечание. Для оборотного депо резервуары 6, 8 и 9 исключаются.
Фиг. 17. Экипировочные устройства для основного депо при тепловозах серий ТЭ2 и ТЭ3:
— пескосушилка производительностью 30 м3 в сутки; 2 — сарай для песка; 3 и 4 — здание топливно-смазочного хозяйства; 5 — тарное хранилище; 6 — погреб для выжимных резервуаров; 7 — выжимной резервуар; 8 — резервуар для дизельного масла; 9 — заземлённый резервуар для осевого масла; 10 — колодец управления; 11 — сливной лоток; 12 — сливной колодец; 13 — железобетонная эстакада; 14 — заземлённый резервуар для отработавшего дизельного масла; 16 — смотровая канава L = 30 м; 17 — пескораздаточный бункер ёмкостью 1,0 м3; 18 — раздаточная колонка; 19 — промежуточные опоры под пескопроводы; 20 — смотровая канава; 21 — сарай для леска; 22 — заземленный резервуар для регенерированного дизельного масла
Фиг. 18. План и разрез здания топливно-смазочного хозяйства с размещением оборудования
Раздаточная:
1 — мерник для нефтепродуктов; 2 — стол для выдачи; 3 — стол раздатчика; 4 — весы торговые столовые; 5 — щит приборов сигнализации; 6 — стеллаж; 7 — весы сотенные; 8 — стул раздатчика
Насосная:
1 — центробежные насосы для перекачки дизельного топлива в хранилище; 2 — центробежный насос для перекачки дизельного топлива; 3 — центробежный насос для перекачки дизельного масла и кипячёной воды; 4 — насос ручной; 5 — место для паросборника; 6 — силовой распределительный шкаф
Кладовая обтирочных материалов:
1 — шкаф для фильтровальной бумаги и тканей
Кладовая для масел:
1 — центробежный насос; 2 — ручные насосы; 3 — ванна для слива осернённой смазки из бочек, 4 — ванна для слива компрессорного масла из бочек; 5 — фильтры для нефтепродуктов; 6 — баки для осевого масла, 7 — бак для компрессорного масла; 8 — бак для осернённой смазки; 9 — бак для керосина
Помещение для приготовления воды:
1 — центробежный насос; 2 — бак для кипячения и химической обработки воды; 3 — бак для приготовления и выдачи кипячёной воды; 4 — мешалка; 5 — фильтр кварцевый; 6 — фильтр суконный; 7 — стол; 8 — весы торговые столовые; 9 — ларь для реагентов
Регенерационная:
1 — регенерационные установки; 2 — отстойники масел; 3 — фильтр для масел; 4 — бак регенерированного масла
Кладовая для хранения фильтрующих материалов:
1 — ларь для глины; 2 — сушильный шкаф; 3 — шкаф для фильтрующей бумаги
Лаборатория:
1 — лабораторный стол; 2 — стол для нагревательных приборов; 3 — шкаф вытяжной; 4 — шкаф для посуды и реактивов; 5 — титровальный стол; 6 — рабочий стол; 7 — сушильный шкаф; 8 — стол для аналитических весов; 9 — раковина
Ниже для ознакомления приводятся некоторые данные об экипировочных устройствах на заграничных железных дорогах.
В большинстве тепловозных депо дорог США снабжение топливом, песком и наружная очистка тепловозов осуществляются на открытых экипировочных площадках. Так, например, в депо Марион экипировка производится на специальной платформе, расположенной примерно на расстоянии 150 м от здания депо. Вдоль платформы в специальных желобах проложены трубопроводы для пара, жидкого топлива и воды. Раздаточные бункера сухого песка состоят из двух резервуаров ёмкостью по 20 т, расположенных на стальных конструкциях, установленных над экипировочной площадкой. Из каждого пескораздаточного резервуара выходят четыре трубы, оканчивающиеся длинными гибкими рукавами. Истечение песка контролируется с помощью отсекательного клапана. Снабжение песком всех четырёх секций производится одновременно.
Вдоль одной стороны экипировочной площадки расположены четыре поднимающиеся топливораздаточные трубы с коленом вверху, к которому присоединяется гибкий рукав длиной 4,5 м. Две раздаточные трубы укреплены на металлических конструкциях, поддерживающих песочные бункера, а две другие подвешены в конце площадки к металлическим мачтам, на которых располагаются лампы освещения.
С каждой стороны экипировочной площадки проходят трубы водопровода высокого давления для очистки экипажа тепловоза.
Топливо в раздаточную магистраль поступает со склада, состоящего из четырёх горизонтальных резервуаров ёмкостью по 1 000 м3. Склад размещён вблизи экипировочного пути и отгорожен бетонным забором.
Фиг. 19. План и разрез секции совмещённой экипировки и технического осмотра тепловозов серии ТЭ3 в утеплённом помещении
Насосная станция склада топлива помещается в кирпичном здании, в котором установлено два центробежных насоса производительностью по 1 100 л/мин. Этими насосами перекачивается топливо из цистерн в хранилища и постоянно поддерживается давление в четырёх топливо-раздаточных трубах, которые обеспечивают одновременное снабжение четырёх секций с одной позиции.
При перекачке топлива из хранилища в раздаточную магистраль оно проходит 4-дюймовый десятиэлементный фильтр. Количество отпускаемого топлива измеряется счётчиком. Контроллер управления насосами находится вне насосной станции.
Фиг. 20. Экипировочная площадка в тепловозном депо Марион США: а — хоппер сырого песка; б — ленточный транспортёр; в — паровая пескосушилка; г — пескораздаточные бункера
Пескосушилка расположена также рядом с экипировочной площадкой. Сырой песок хранится в открытом сарае ёмкостью 750 т, из которого с помощью грейферного крана он транспортируется в хоппер а (фиг. 20) через верхние люки. Из хоппера песок принимается ленточным транспортёром б и направляется в паровую пескосушилку в, имеющую две печи.
После просушки и просеивания песок автоматически управляемыми заслонками выпускается в два резервуара, откуда с помощью сжатого воздуха направляется в пескораздаточные бункера, расположенные над экипировочной площадкой.
Все операции по сушке и транспортировке песка, после того как он попадает на транспортёр, автоматизированы с помощью так называемого электроглаза. Автоматизирован также и пуск пара в пескосушилку, который начинает поступать одновременно с поступлением сырого песка. Доступ пара прекращается как только последний песок из сушильной печи попадёт в приёмный резервуар. Если раздаточные бункера сухого песка наполовину опорожнены, операция по их наполнению производится также автоматически.
Отработавший пар в пескосушилке используется для приготовления воды, охлаждающей дизель. Наружная обмывка кузова и ходовых частей тепловозов в отдельных депо дорог США осуществляется установкой, состоящей из четырёх вращающихся щёточных барабанов. Каждый барабан приводится во вращение мотором мощностью 3 л. с. Вода на кузов разбрызгивается через четыре 2-дюймовые вертикально установленные рядом с барабанами трубы, снабжённые отверстиями. В холодную погоду для сушки кузова используется тепловая установка, расположенная в конце обмывочной площадки.
Фиг. 21. Установка для наружной обмывки кузова и ходовых частей тепловозов, применяемая на дорогах США
Обмывочная станция работает автоматически: пуск производится замыканием рельсового реле при подходе тепловоза для обмывки. Остановка осуществляется тоже автоматически после выхода тепловоза с обмывочной площадки, т. е. размыканием рельсового реле.
Обмывка торцовых стен и внутри кузова производится вручную в стойлах депо в период стоянки тепловоза под осмотром.
На фиг. 21 представлена установка для обмывки тепловозов одного из депо дорог США с пароструйным оборудованием и вращающимися щёточными барабанами. Обмывка кузова и ходовых частей производится при движении тепловоза от пескоснабжения к месту набора топлива, воды и смазки или при движении по экипировочным путям.