ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И ТЕКУЩЕГО РЕМОНТА ТЕПЛОВОЗОВ
Виды обслуживания и ремонта тепловозов
Введены следующие виды планово-предупредительного технического обслуживания и текущего ремонта тепловозов.
Техническое обслуживание ТО-1, ТО-2 (технический осмотр), ТО-3 (профилактический осмотр) — для поддержания работоспособности, чистоты и надлежащего санитарно-гигиенического состояния локомотива, смазки трущихся узлов в межремонтный период, контроля за ходовыми частями, тормозным оборудованием, устройствами локомотивной сигнализации и радиосвязи, скоростемерами, приборами бдительности и другими узлами, обеспечивающими безопасность движения поездов.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняет локомотивная бригада при приемке и сдаче тепловоза за время, установленное графиком движения поездов, и в процессе эксплуатации. При приемке тепловоза сдающий машинист информирует принимающего о состоянии основных узлов, о неполадках, какие имели место в пути следования, о выполненном служебном ремонте. Принимающая бригада обязана осмотреть узлы и детали тепловоза, от которых зависит безопасность движения, рационально используя время, отведенное на приемку.
Таблица 1
Тепловозы | Продолжительность простоя, ч, при техническом обслуживании и текущем ремонте | |||
ТО-2 | ТО-3 | ТР-1 | ТР-2 | |
Мощностью до 2000 л. с. в секции | 1 | 8 | 36 |
|
Мощностью более 2000 л. с. |
|
|
|
|
в секции | 1 | 10 | 40 | — |
Пассажирские | 1 | 8—10 | 36—40 | 4—4,5 сут. |
Маневровые, вывозные и передаточные | — | 5 | 36 | — |
1 Простой тепловозов при текущем ремонте ТР-3 установлен по сети дорог в среднем 3—4 сут., но по различным дорогам он имеет большое отклонение и зависит от оснащенности депо.
Техническое обслуживание ТО-2 поездных тепловозов производят квалифицированные слесари в специально обустроенных пунктах, как правило, в крытых помещениях, оснащенных необходимым технологическим оборудованием, приспособлениями, инструментом, запасными частями и материалом. При этом виде обслуживания слесари устраняют неисправности, которые были замечены в пути следования и записаны машинистом в книгу технического состояния тепловоза, осматривают при снятых крышках люков тяговых электродвигателей и генераторов состояние коллекторов, щеткодержателей, щеток, бандажей, полюсов, соединяющих их перемычек и других участков, доступных для осмотра; проверяют все узлы, от состояния которых зависит безопасность движения.
Техническое обслуживание ТО-2 маневровых и вывозных тепловозов выполняют локомотивные бригады или слесари, а при управлении тепловозом одним лицом — слесари с участием машиниста.
Периодичность технического обслуживания ТО-2 грузовых и пассажирских тепловозов устанавливает начальник железной дороги исходя из условий эксплуатации, размещения пунктов технического обслуживания и протяженности плеч обращения при безусловном обеспечении безопасности движения, но не реже чем через 48 ч. Продолжительность технического обслуживания ТО-2 для грузовых тепловозов установлена не более 1 ч, пассажирских — не более 2 ч (табл. 1). Среднесетевые нормы пробегов тепловозов между техническим обслуживанием и текущим ремонтом приведены в табл. 2.
Таблица 2
Типы тепловозов | Периодичность технического обслуживания и ремонта, тыс. км | |||||
Техническое обслуживание ТО-3 | Текущий ремонт | Средний | Капитальный ремонт1 | |||
ТР-1 | ТР-2 | ТР-3 | ||||
Поездные .................... | 7,5 | 60 | 130 | 190 | 725 | 2175 |
В том числе: |
|
|
|
|
|
|
ТЭ3, 2ТЭ10 | 7,5 | 60 | — | 180 | 720 | 2160 |
ТЭП10, М62 | 7,5 | 60 | 120 | 240 | 720 | 2160 |
ТЭП60.................. | 8,0 | 75 | 150 | 300 | 900 | 1800 |
ТГ16..................... | 7,2 | 57,5 | 115 | 230 | 460 | 920 |
Маневровые, вывозные и передаточные. В |
|
|
|
|
|
|
том числе: |
|
|
|
|
|
|
ТЭМ1, ТЭМ2, |
|
|
|
|
|
|
ЧМЭ3................... | 30 сут. | 7,5 мес. | 1,25 года | 2,5 года | 7,5 лет | 15 лет |
ЧМЭ2, ТЭ1, ТЭ2 | 15 сут. | 4 мес. | 8 мес. | 16 мес. | 5 лет | 10 лег |
ВМЭ1 и др. | 10 сут. | 2 мес. | 8 мес. | 16 мес. | 5 лет | 10 лет |
1 Капитальный ремонт поездных тепловозов производят не более чем через 12 лет.
Рис. 1. Пробеги в тыс. км между ремонтами·
а — ТР-3, средними и капитальными, б — между ТО-3, ТР-1 и ТР 3
Техническое обслуживание ТО-3 выполняют в основных локомотивных депо комплексные и специализированные бригады. На этом виде обслуживания более тщательно осматривают узлы, продувают их воздухом, устраняют следы переброса и подгара на коллекторах, очищают от пыли и обтирают изоляторы щеткодержателей, в подшипниковые узлы добавляют смазку и производят ряд работ, установленных Правилами деповского ремонта тепловозов.
Текущие ремонты ТР-1 (малый периодический ремонт), ТР-2 (большой периодический ремонт), ТР-3 (подъемочный ремонт) служат для ревизии, замены или восстановления отдельных узлов и деталей, а также испытаний и регулировки, гарантирующих работоспособность тепловоза между соответствующими видами ремонта. Выполняют эти виды ремонта в специализированных цехах локомотивных депо слесари комплексных и специализированных бригад.
Средний ремонт — для восстановления эксплуатационных характеристик тепловозов ремонтом или заменой только изношенных или поврежденных составных частей. Выполняют этот ремонт на заводах. Допускается производить средний ремонт тепловозов в крупных, хорошо оснащенных локомотивных депо по специальному указанию Министерства путей сообщения.
Капитальный ремонт (выполняют только на заводах) — для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса тепловоза с заменой или восстановлением любых его частей и их регулировкой.
Средний ремонт электрических машин тепловозов выполняют на локомотиворемонтных заводах и по специальному указанию МПС в некоторых локомотивных депо после пробега тепловоза 690±20% тыс. км, а капитальный ремонт — только на заводах после пробега 1380±20% тыс. км.
На рис. 1 представлена графически цикличность технического обслуживания и текущих ремонтов тепловозов ТЭ3 и 2ТЭ10Л, причем на рис. 1, а показаны пробеги (в тыс. км) между текущими ТР-3, средними и капитальными ремонтами, а на рис. 1,6 — между техническим обслуживанием ТО-3 и текущими ремонтами ТР-1 и ТР-3. Для пассажирских тепловозов сохранен текущий ремонт ТР-2 (бывший большой периодический ремонт), при котором выполняют работы, связанные с разборкой дизеля. Для тепловозов ТЭ3 и 2ТЭ10Л текущий ремонт ТР-2 отменен и через соответствующий пробег выполняют работы в объеме ТР-1.