Содержание материала

§ 7. УЧЁТ И ОТЧЁТНОСТЬ В ТЕПЛОВОЗНОМ ХОЗЯЙСТВЕ
Одним из важнейших условий социалистического хозяйствования является правильный учёт. Различают три вида учёта: оперативный, статистический и бухгалтерский.
Оперативный учёт имеет своей целью дать в кратчайший срок после истечения отчётного периода (обычно смены или суток) все необходимые материалы о том, как выполняются заданный размер работы и важнейшие показатели. Для оперативного учёта характерен сравнительно небольшой отчётный период, тесная связь с оперативной работой по движению поездов, быстрый сбор сведений по телеграфу и телефону. Оперативные работники на основе полученных данных могут принимать меры, обеспечивающие выполнение плана.
Для статистического учёта характерны массовый и систематический подход к учитываемым явлениям, более длительный отчетный период, разносторонность изучения работы хозяйства.
Статистическая отчётность используется для составления отчёта о работе всех предприятий и дороги в целом. На основе отчёта делается оценка результатов деятельности хозединиц, дороги и сети в целом.
Бухгалтерский учёт характеризуется строгой первичной документацией с отражением хозяйственной деятельности в денежном выражении в балансе предприятия. Баланс является отчётом предприятия о наличии и состоянии средств предприятия. Бухгалтерский баланс составляется на каждое первое число месяца и представляется в вышестоящую организацию.
Статистический и бухгалтерский учёт ведётся по специальным формам, утверждённым правительством.
Учёт и отчётность но наличию, состоянию и использованию тепловозов ведётся на основе маршрута машиниста и настольного журнала дежурного по депо.
Маршрут машиниста выдаётся бригаде на все виды поездной, маневровой, хозяйственной, вывозной и прочей работы. Как правило, маршрут на грузовые и пассажирские поезда выдаётся на поездку в оба конца или на одно дежурство на маневровом, вывозном и передаточном тепловозах. Для тепловозных бригад, запятых в пригородном движении, маршрут выдаётся на несколько поездок, обычно на одну смену работы.
Перед выдачей маршрута локомотивной бригаде дежурный по депо или нарядчик вписывает в него сведения о локомотиве и бригаде (фамилии машиниста, помощника машиниста и др.). На станции отправления дежурный по станции записывает в маршрут состав поезда в осях и вес в тоннах. В период движения поезда маршрут находится у главного кондуктора, который отмечает в нём время проследования поездом раздельных пунктов. При остановке поезда дежурный по станции вносит в маршрут все изменения в составе и весе поезда, данные о маневровой работе и др. В случае следования локомотива резервом маршрут находится у машиниста, и он предъявляет его для отметки на станциях. В маршруте ведётся учёт полученного и израсходованного топлива. Отметку о полученном топливе делает дежурный по топливному складу. Остаток топлива по прибытии на станцию основного депо определяется фактическим замером и отмечается в маршруте.
Обработка маршрутов машиниста на фабриках механизированного учёта позволяет установить основные показатели работы и использования тепловозов (тепловозо-километры, тонно-километры брутто, коммерческую скорость, вес поезда брутто и др.), расход топлива, смазочных и обтирочных материалов, заработную плату бригад, размер премии за экономию топлива и т. п.
Настольный журнал ведётся в основных и оборотных депо дежурными по депо. Состоит он из двух частей. В первой части отражаются наличие и состояние тепловозов во время нахождения их в основном депо. Во второй части —  работа и показатели использования тепловозов с поездами на промежуточных станциях и в оборотных депо.
На основе материалов настольного журнала в каждом основном и оборотном депо с приписными тепловозами составляются:
а)       суточный отчёт о наличии, состоянии и работе тепловозного парка, передаваемый по телеграфу в отдел учёта дороги;
б)      отчёты за первую и вторую декады и за месяц о наличии тепловозов, измерителях работы, состоянии и выполнении плана ремонта тепловозов, передаваемые по телеграфу в отдел учёта дороги и отделение дороги;
в)      декадный отчёт о наличии и состоянии локомотивного парка, передаваемый по телеграфу в отдел учёта и отделение дороги по состоянию на 18 час. последнего дня декады.
В указанных отчётах наряду с данными о наличии тепловозов приводятся основные качественные показатели использования тепловозов и их состояния: техническая скорость, среднесуточный пробег, полный и эксплуатационный оборот, процент неисправных тепловозов, средний простой в ремонте и др.
Для регистрации времени прохода тепловозами контрольного поста ведётся специальная книга. В ней также отражается простой выданных под поезда тепловозов на контрольном посту.
Учёт и отчётность по ремонту тепловозов ведутся на основе следующих первичных документов (кроме паспорта тепловоза):
а)       книга периодического осмотра тепловозов, которую ведёт дежурный по депо;
б)      книги для записей ремонта, которые ведутся в депо для каждого тепловоза в отдельности;
в)      книги ревизий и периодического осмотра тормозных приборов, освидетельствования колёсных пар и ремонта ответственных частей тепловоза;
г)       книги межпоездного ремонта тепловозов;
д)      книга проката бандажей колёсных пар, на основе данных которой составляется месячный отчёт по каждому локомотиву.
Учёт и отчётность по труду и заработной плате отражают численность работников тепловозного хозяйства, их рабочее время, заработную плату и производительность труда.
Основными первичными документами по труду и заработной плате являются табель учёта рабочей силы, наряды на сдельную работу, лицевые счета и должностные карточки работников, платёжные ведомости или заменяющие их документы и др.
Депо представляет ежемесячно отчёты о численности и заработной плате работников, о нарушениях системы прикрепления тепловозных бригад к тепловозам, о несчастных и смертельных случаях, о состоянии трудовой дисциплины, о приёме, увольнении и перемещении работников. В каждый первый месяц квартала составляются отчёты о заработной плате, о выполнении рабочими норм выработки, а также о количестве, заработной плате и объёме работы тепловозных бригад.
Учёт и отчётность по наличию и расходу материалов, топлива и смазки базируются на первичных документах: требованиях на топливо, материалы и смазку; расходных ведомостях; маршрутах машинистов; журналах работы различных агрегатов и др.
Отчётность по топливу разрабатывается в тепловозных депо филиалами фабрик механизированного учёта и даёт все необходимые данные об абсолютном и относительном (на 100 тепловозо-км и 10 тыс. ткм брутто) расходе топлива по сериям тепловозов, по тяговым плечам, по каждому тепловозу и в целом по депо, в условном и натурном исчислении, по норме и фактически и др.
Отдельно составляется отчёт о расходе топлива на стационарных установках.
Отчётность по расходу материалов предусматривает учёт фактического расхода металла, материалов, запасных частей и изделий в соответствии с выполненным объёмом работы. Основным показателем в этой отчётности является удельный расход материалов на единицу продукции или измеритель работы, который сопоставляется с плановой нормой расходов.

Учёт и отчётность по основным фондам ведутся по паспорту депо, а также по паспортам тепловозов, паспортам или инвентарным карточкам деповского оборудования и обустройств. В депо на основе паспорта тепловоза составляется паспортная карточка, копия которой высылается в отдел учёта дороги. В паспортной карточке фиксируются все конструктивные изменения, произведённые на тепловозе в период деповского или заводского ремонта. По этим материалам дороги на 1 января каждого года предоставляют в МПС отчёты об инвентарном наличии тепловозов, в которых последние распределяются по сериям, годам постройки, конструктивным устройствам и оборудованию элементами модернизации.
В текущем учёте депо отражается поступление или выбытие из эксплуатации оборудования, а также его использование. Периодически проводятся инвентаризации и обследования оборудования.