Содержание материала

§ 8. ИЗМЕРИТЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВОЗОВ И МЕРОПРИЯТИЯ ПО ИХ УЛУЧШЕНИЮ
Для оценки качества эксплуатационной работы и использования тепловозного парка, помимо оборота тепловоза (полного и эксплуатационного), существует целый ряд других измерителей:

  1. техническая и коммерческая скорости движения;
  2. среднесуточный, месячный и годовой пробеги тепловозов;
  3. производительный и вспомогательный пробеги тепловозов;
  4. тонно-километры брутто, тепловозо-километры и тепловозо-часы.

Важнейшим эксплуатационным измерителем, характеризующим полноту использования тепловозов в процессе их эксплуатации, является среднесуточный пробег тепловоза, показывающий число километров, которое совершает один тепловоз за сутки:
(33)
Подставив значения коэффициента потребности в тепловозах

будем иметь
(34)

1 См. А. Π. Михеев. Эксплуатация локомотивов и локомотивное хозяйство. Часть I, Трансжелдориздат, 1950 г., глава VI.

Приведённое выражение можно использовать для определения среднесуточного пробега тепловоза как без учёта, так и с учётом малого периодического ремонта. Разница состоит лишь в том, что в первом случае будет подставляться оборот тепловоза без учёта малого периодического ремонта, а во втором случае — с учётом его.

Следовательно, сокращение указанных элементов времени непосредственно влияет на увеличение среднесуточного пробега.
Следует особо подчеркнуть, что наиболее эффективным способом увеличения среднесуточного пробега тепловозов является широкое применение кольцевой и петлевой езды.
Развернувшееся на сети дорог движение машинистов-тяжеловесников, как в равной мере и движение за внедрение именных графиков работы локомотивов и бригад на целых железнодорожных направлениях, способствует также повышению среднесуточных пробегов и ускорению оборота тепловозов и вагонов — этого важнейшего резерва дальнейшего подъёма народнохозяйственных перевозок и снижения их себестоимости.
Зная среднесуточный пробег тепловоза и время простоя его в деповском ремонте, можно определить среднемесячный пробег тепловоза с учётом простоя в деповских видах ремонта:

Из формулы (35) видно, что чем больше пробег между периодическими и подъемочными ремонтами и чем меньше простои в ремонтах, тем выше месячный пробег тепловоза.
Передовые машинисты тепловозники-новаторы, осуществляя отличный лунинский уход за тепловозом и поддерживая его в технически исправном состоянии, значительно увеличили межремонтные пробеги, сократили простои в ремонтах и довели месячный пробег тепловоза до 15 тыс. км и более.
Не менее важным измерителем работы тепловозного депо и тепловозного хозяйства в целом является общий годовой пробег тепловозов, который определяется по следующим формулам:
для тепловозов грузового парка

Нормы межремонтных пробегов, простоев в ремонте, а также значения коэффициентов чередования приводятся в главе VII.


Производительную работу тепловоза можно оценивать не только совершаемыми пробегами в километрах (за сутки, месяц, год), ио и временем его полезной работы за сутки в часах. Из анализа оборота тепловоза видно, что он складывается из полезного времени, затраченного в пути следования.
-, и времени нахождения тепловоза на станциях основного и оборотного депо

в течение которого локомотив не совершает полезной работы.
Время, в течение которого на протяжении суток тепловоз находится в пути следования от станции основного депо до станции оборотного депо и обратно, принято называть временем полезной работы тепловоза — tnoлeзн. Следовательно, во время полезной работы тепловоза не включаются его простои на станциях основного и оборотного депо, а также в самих депо.
Время, в течение которого тепловоз на протяжении суток находится непосредственно в движении с поездом, называется временем работы в чистом движении i4. дв. Время нахождения тепловоза в чистом движении зависит от технической скорости, а время полезной работы тепловоза, помимо этого, зависит также от времени простоя локомотива на промежуточных станциях, т. е. прежде всего от коммерческой скорости.

Анализ приведённых формул свидетельствует о том, что по мере увеличения коммерческих и технических скоростей и сокращения простоев тепловоза в основном и оборотном депо соответственно ускоряется оборот тепловоза и увеличиваются его среднесуточный пробег, полезная работа и работа в чистом движении.
Пробег тепловозов в эксплуатационной практике принято подразделять на:

  1. производительный, под которым понимается основной пробег с грузовыми и пассажирскими поездами, и
  2. вспомогательный, к которому относятся пробег с хозяйственными поездами, одиночное следование, работа на манёврах и в качестве толкачей.

Обычно вспомогательный пробег выражается в процентах от производительного или общего пробега. Размер вспомогательного пробега зависит от характера грузооборота и местных условий работы отделения и дороги. Резервный пробег тепловозов может допускаться лишь в исключительных случаях при наличии разных по величине грузопотоков в чётном и нечётном направлениях и различных весовых нормах поездов.
Пробег тепловозов с хозяйственными поездами зависит от размеров хозяйственной работы отделения: перевозки песка из карьеров, развозки воды по линии, уборки снега на станциях и перегонах и т. д.
С точки зрения рентабельности железнодорожных перевозок очень важно, чтобы процент вспомогательного пробега тепловозов был возможно меньшим, поскольку непроизводительные пробеги тепловозов увеличивают стоимость перевозок. Важными обобщающими измерителями, характеризующими полноту использования тепловозного парка и объём работы, выполняемой депо, являются:

  1. «тонно-километры брутто» (удельный измеритель 10 тыс. ткм брутто);
  2. «тепловозо-километры» (удельный измеритель 1 тыс. тепловозо-км);
  3. «тепловозо-часы» (удельный измеритель 1 тыс. тепловозо-часов).

В современных условиях широкого развития движения машинистов- тяжеловесников наиболее важное значение приобретает измеритель «тонно- километры брутто», который в настоящее время начинает применяться для финансирования депо и оценки производительности тепловозов. Среднесуточная производительность тепловоза может быть выражена формулой

Простой тепловозов в ремонте, под экипировкой, техническими операциями и различными видами хозяйственных и вспомогательных работ учитывается в часах.
Все указанные измерители позволяют учитывать и планировать работу тепловозного парка, необходимые материальные и денежные расходы, а также производить расчёты потребных штатов, оборудования и устройств тепловозного линейного хозяйства.