Содержание материала

§ 12. ВНЕДРЕНИЕ ГРАФИКА ОБОРОТА ТЕПЛОВОЗОВ

Успех внедрения графика оборота тепловозов определяется прежде всего слаженностью работы всех профессий, связанных в той или иной мере с движением поездов.

Опыт внедрения графиков оборота на железных дорогах СССР показывает, что крайне важно, чтобы график своевременно был доведён до всех работников, от которых зависит его выполнение — дежурных по депо и станциям, диспетчеров движения и локомотивного хозяйства, тепловозных и кондукторских бригад, работников экипировки и т. д. Это объясняется тем, что депо обеспечивает экипировку локомотивов, своевременный и высококачественный их ремонт. Работники станций обеспечивают скоростное формирование и обработку поездов; работники вагонного хозяйства — высококачественную подготовку вагонов, быстрое устранение обнаруженных технических неисправностей вагонов без отцепки их от поездов; диспетчеры движения и локомотивного хозяйства, организуя единые смены всех работников, связанных с движением поездов, обеспечивают беспрепятственный пропуск всех поездов. Очень важное значение для успешного внедрения графика оборота имеет исправное состояние пути, не ограничивающее скорости движения поездов. Одним из главных условий внедрения графика оборота является борьба со всеми видами опозданий поездов. Для обеспечения устойчивой работы тепловозов по графику необходимо соблюдать сроки их постановки в контрольно-технический осмотр и ремонт, а также сроки выпуска из ремонта.
Внедряя график оборота тепловозов, крайне важно, чтобы начальник отделения дороги при ежедневном анализе исполненного графика движения поездов проводил одновременно подробный разбор выполнения графика оборота тепловозов и при этом особенно внимательно анализировал все случаи задержек тепловозов на станциях, на подходах, контрольных постах и в депо. Помимо этого, в отделении дороги и депо должны ежедневно производиться подробные анализы межпоездного ремонта, устанавливаться причины его возникновения и осуществляться мероприятия, направленные на его предупреждение.

§ 13. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ДИСПЕТЧЕРОВ ТЕПЛОВОЗНОГО ХОЗЯЙСТВА И ДЕЖУРНЫХ ПО ДЕПО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ  ГРАФИКА ОБОРОТА

Непрерывное оперативное руководство организацией работы тепловозов по графику в отделении дороги осуществляет диспетчерский аппарат.
Локомотивные диспетчеры должны быть подобраны из числа опытных машинистов, машинистов-инструкторов и техников, хорошо знающих устройство и эксплуатацию тепловозов, а также условия работы данного отделения дороги. Правильно и чётко организованная работа локомотивных диспетчеров оказывает непосредственное влияние на выполнение графика оборота тепловозов.
Обязанности локомотивных диспетчеров заключаются прежде всего в обеспечении ими контроля за своевременным выпуском тепловозов под поезда из основного и оборотного депо, в наблюдении за работой поездных и маневровых тепловозов, оказании конкретной помощи машинистам в пути следования с поездом.
Локомотивный диспетчер должен вести график исполненной работы тепловозов и учитывать выполненные измерители использования локомотивов. Одной из важнейших задач диспетчера является увязка работы единой смены в пределах отделения дороги — дежурных по депо, дежурных по экипировке и т. д.
Диспетчер систематически информирует начальника отделения дороги о всех случаях брака в работе тепловозных бригад, своевременно оповещает дежурного по депо о неисправностях тепловозов, находящихся в пути следования, для того чтобы последний мог быстро подготовить необходимые средства для ремонта и тем самым предупредить нарушение графика оборота тепловозов и движения поездов.
Одной из важнейших задач старшего диспетчера является обеспечение ежедневного анализа графиков исполненной работы тепловозов и разработка конкретных мероприятий по выполнению графика оборота.
Комната, где работают локомотивные диспетчеры, оборудуется селекторной и телефонной связью. Наличие селекторной связи позволяет диспетчеру вызывать любую станцию и депо и давать по селектору конкретные указания дежурным по депо и пунктам экипировки, поездным и маневровым машинистам, топливным складам и т. д. В работе диспетчеров должна широко использоваться также и радиосвязь.
Работу тепловозного парка локомотивный диспетчер отражает на графике исполненного оборота (см. фиг. 11). Это позволяет сравнить её с работой тепловозов, предусмотренной нитками типового графика оборота, и в одних случаях устранять имеющиеся отклонения и нарушения, а в других предупреждать их
Диспетчер ведёт непрерывное наблюдение за всеми тепловозами как в пути их следования с поездами, так и на манёврах. На основании анализа следования тепловозов с поездами по перегонам диспетчер информирует дежурных по депо о фактическом времени подхода тепловозов к деповским станциям. Это позволяет проводить процесс экипировки согласно установленному графику технологического процесса или принимать меры по ускорению этого процесса.
Важное значение имеет внедрение поездной радиосвязи между диспетчером и тепловозным машинистом. В случае обнаружения на тепловозе в пути следования неисправностей машинист обязан доложить об этом диспетчеру по радио или селектору или запиской через дежурного по станции, который передаёт её содержание диспетчеру по селектору. Диспетчер вместе с дежурным по отделению намечают и осуществляют оперативные мероприятия, направленные к предупреждению срыва графика движения поездов и графика оборота тепловозов.
В сокращении простоя тепловозов под экипировкой и в ремонте большую роль играет чёткая работа дежурных по депо. По своим административным правам дежурный по депо и пункту оборота является сменным помощником начальника депо или пункта оборота, руководителем единой смены. В оперативном отношении дежурному по депо подчинены все работники, связанные как с экипировкой и выпуском тепловозов из депо на работу, так и с ремонтом локомотивов. Согласно суточному плану и оперативным указаниям, получаемым от локомотивного диспетчера, дежурный по депо производит выпуск тепловозов из депо, руководит постановкой тепловозов в ремонт и контролирует выпуск их из ремонта. Для обеспечения своевременной выдачи тепловозов под поезда и для маневровой работы дежурный по депо поддерживает непрерывную связь с дежурным локомотивным диспетчером отделения, дежурным по экипировке тепловозов, с мастерами депо и дежурным по контрольному посту.
Машинисты всех прибывающих тепловозов должны информировать дежурного по депо о техническом состоянии прикреплённых к ним локомотивов и получить от пего разрешение на производство экипировки. После окончания экипировки тепловозный машинист должен вторично доложить дежурному по депо о готовности своего локомотива к выходу из депо для работы.
На дежурных по депо, кроме того, возлагается обязанность осуществлять контроль за явкой на работу тепловозных бригад, обеспечением прикреплённой езды, своевременной выдачей маршрутов в начале работы бригад и приёмкой их после окончания работы, а также проверку продолжительности отдыха бригад.
На обязанности дежурного по депо лежит своевременное, чёткое и правильное ведение настольного журнала, который, являясь оперативным документом, позволяет учитывать наличие и состояние тепловозного парка, работу и показатели использования тепловозов. Данные настольного журнала дежурного по депо служат основанием для последующего составления суточного рапорта о работе тепловозного депо. Все приказы, поступающие из управления и отделения дороги, записываются оператором в специальную книгу приказов и немедленно доводятся до сведения дежурного по депо для принятия оперативных мер к их исполнению. Оператор работает в одной смене с дежурным по депо.
В одной смене с дежурным по депо работает также и нарядчик тепловозных бригад, который в специальной книге ведёт строгий учёт прикрепления тепловозных бригад по каждому тепловозу и выполнения прикреплённой (строенной) езды.

Большое значение для обеспечения своевременной выдачи тепловозов под поезда и для маневровой работы имеет слаженность в работе смен дежурных по депо. Для этого необходимо создание единых смен с включением в их состав всех работников, связанных с эксплуатацией и экипировкой тепловозов.
Важным мероприятием, направленным на выполнение графиков движения поездов и оборота тепловозов, является регулярное проведение начальником отделения дороги и начальником депо специальных совещаний по разбору выполненного графика оборота тепловозов и анализу допущенного брака в эксплуатационной работе.
На таких совещаниях должны присутствовать тепловозные бригады, допустившие брак в работе, машинисты-инструкторы, локомотивные диспетчеры и свободные от работы тепловозники. Для разбора случаев в пути следует привлекать инженеров депо и отделения дороги, диспетчеров движения, а также дежурных по отделению и дежурных по депо.